Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 16:21, реферат
В конце XIX - начале XX вв. тифлопсихологи при решении вопроса о том, какой рецептор становится ведущим после полной или частичной утраты зрения, отдавали предпочтение слуху. Выдвигая слуховые ощущения как ведущие, они исходили из имевшей в то время место классификации, делившей ощущения на высшие (зрительные и слуховые) и низшие (все остальные).
1. Виды ощущений и их роль в жизнедеятельности слепых и слабовидящих. …………………………………………………………………...3
2. Зрительные ощущения частичнозрячих и слабовидящих………………6
Список литературы…………………………………………………………….13
Возможность адекватного восприятия цветоаномалами цветов спектра при определенном угле зрения имеет важное значение для организации учебного процесса, в частности для использования наглядных пособий. Использование хроматических объектов в процессе обучения частичнозрячих и слабовидящих должно учитывать особенности их цветоощущения.
Помимо этого, необходимо помнить, что на восприятие цвета существенное влияние оказывает уровень освещенности. Примером тому явление Петцольда и Брюкке, заключающееся в том, что при сильном освещении красный цвет желтеет, а голубой синеет, тогда как при слабом освещении желтый и голубой цвет ощущаются даже при нормальном зрении очень слабо, зеленый воспринимается как синий, а желто-зеленый как зеленый (явление Эбни).
Существенным для использования в процессе обучения частичнозрячих и слабовидящих является и тот факт, что хроматическая чувствительность к разным частям спектра различна: наиболее высока различительная чувствительность к желтому и голубому цвету, наиболее низка - к краям спектра, то есть к красному и фиолетовому цвету. Отсюда можно сделать вывод, что наиболее подходящими для слабовидящих и частичнозрячих являются светлые, хорошо насыщенные тона. В пользу этого говорит и то, что уровень цветоразличение повышается по мере увеличения светлоты и насыщенности цвета.
Хотя нарушения цветовою зрения обычно не мешают пространственной ориентировке и правильному распознаванию окружающих предметов, однако в ряде случаев цветослабость и цветослепота делают недоступными для цветоаномалов ряд профессий.
Важной функцией зрительного анализатора является светоразличение, которое осуществляется благодаря наличию световой чувствительности, которая во многом определяет пространственное различение.
Произведенные в ходе темповой адаптации измерения световой чувствительности слабовидящих показали, что у большинства испытуемых (75%) она снижена. Была обнаружена также тенденция к зависимости световой чувствительности от состояния остроты зрения - самые значительные снижения световой чувствительности наблюдались при наиболее сильных снижениях остроты зрения.
Однако в ряде случаев у слабовидяших наблюдается не только нормальная, но и повышенная световая чувствительность, главным образом при альбинизме и близоруком и дальнозорком астигматизме.
Нужно отметить, что повышение световой чувствительности в процессе адаптации к темноте при различных заболеваниях глаз протекает различно и наиболее быстрое снижение порогов наблюдается при альбинизме и близоруком астигматизме.
Данные
о состоянии световой чувствительности
при патологий зрительного
Явление дискомфорта у слабовидящих и частичнозрячих может наблюдаться как при повышенной, так и при пониженной световой чувствительности, однако повышение порога дискомфорта всегда связано со снижением световой чувствительности.
Как показывают современные исследования, возникновение при определенной интенсивности световых раздражителей неприятных ощущений (дискомфорта) не коррелирует ни с остротой зрения, ни с диагнозом заболевания. Появление таких ощущений является следствием нарушения адаптационных процессов, в результате чего обычные для здорового глаза световые раздражители оказываются сверхсильными для глаза больного.
Дифференцированный
подход к инвалидам позволяет
не только сохранить, но и развить
нарушенное зрение, облегчить процесс
компенсаторного приспособления.
Список литературы
1. Ананьев Б Г. Теория ощущений. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1961.
2. Григорьева
Д. П. Психофизиологические
3. Каплан А. Р. Детская слепота. Цветовое остаточное зрение. - М., 1979.
4. Литвак
А.Г. Психология слепых и
Информация о работе Особенности зрительных ощущений при дефектах зрения у детей