Особенности зрительных ощущений при дефектах зрения у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 16:21, реферат

Описание

В конце XIX - начале XX вв. тифлопсихологи при решении вопроса о том, какой рецептор становится ведущим после полной или частичной утраты зрения, отдавали предпочтение слуху. Выдвигая слуховые ощущения как ведущие, они исходили из имевшей в то время место классификации, делившей ощущения на высшие (зрительные и слуховые) и низшие (все остальные).

Содержание

1. Виды ощущений и их роль в жизнедеятельности слепых и слабовидящих. …………………………………………………………………...3
2. Зрительные ощущения частичнозрячих и слабовидящих………………6
Список литературы…………………………………………………………….13

Работа состоит из  1 файл

3реферат тифлопсихология.doc

— 65.50 Кб (Скачать документ)

     Возможность адекватного восприятия цветоаномалами цветов спектра при определенном угле зрения имеет важное значение для организации учебного процесса, в частности для использования наглядных пособий. Использование хроматических объектов в процессе обучения частичнозрячих и слабовидящих должно учитывать особенности их цветоощущения.

     Помимо этого, необходимо помнить, что на восприятие цвета существенное влияние оказывает уровень освещенности. Примером тому явление Петцольда и Брюкке, заключающееся в том, что при сильном освещении красный цвет желтеет, а голубой синеет, тогда как при слабом освещении желтый и голубой цвет ощущаются даже при нормальном зрении очень слабо, зеленый воспринимается как синий, а желто-зеленый как зеленый (явление Эбни).

     Существенным  для использования в процессе обучения частичнозрячих и слабовидящих является и тот факт, что хроматическая чувствительность к разным частям спектра различна: наиболее высока различительная чувствительность к желтому и голубому цвету, наиболее низка - к краям спектра, то есть к красному и фиолетовому цвету. Отсюда можно сделать вывод, что наиболее подходящими для слабовидящих и частичнозрячих являются светлые, хорошо насыщенные тона. В пользу этого говорит и то, что уровень цветоразличение повышается по мере увеличения светлоты и насыщенности цвета.

     Хотя  нарушения цветовою зрения обычно не мешают пространственной ориентировке и правильному распознаванию окружающих предметов, однако в ряде случаев цветослабость и цветослепота делают недоступными для цветоаномалов ряд профессий.

     Важной  функцией зрительного анализатора  является светоразличение, которое осуществляется благодаря наличию световой чувствительности, которая во многом определяет пространственное различение.

     Произведенные в ходе темповой адаптации измерения  световой чувствительности слабовидящих показали, что у большинства испытуемых (75%) она снижена. Была обнаружена также тенденция к зависимости световой чувствительности от состояния остроты зрения - самые значительные снижения световой чувствительности наблюдались при наиболее сильных снижениях остроты зрения.

     Однако  в ряде случаев у слабовидяших наблюдается не только нормальная, но и повышенная световая чувствительность, главным образом при альбинизме и близоруком и дальнозорком астигматизме.

     Нужно отметить, что повышение световой чувствительности в процессе адаптации  к темноте при различных заболеваниях глаз протекает различно и наиболее быстрое снижение порогов наблюдается при альбинизме и близоруком астигматизме.

     Данные  о состоянии световой чувствительности при патологий зрительного анализатора  еще раз подтверждают необходимость разработки дифференциальных норм освещения. При этом нужно учитывать как снижение, так и повышение чувствительности, поскольку последнее влечет за собой снижение порогов дискомфорта, то есть возникновение при определенном уровне освещенности неприятных, а порой болезненных ощущений (светобоязнь).

     Явление дискомфорта у слабовидящих и  частичнозрячих может наблюдаться  как при повышенной, так и при  пониженной световой чувствительности, однако повышение порога дискомфорта  всегда связано со снижением световой чувствительности.

     Как показывают современные исследования, возникновение при определенной интенсивности световых раздражителей  неприятных ощущений (дискомфорта) не коррелирует ни с остротой зрения, ни с диагнозом заболевания. Появление  таких ощущений является следствием нарушения адаптационных процессов, в результате чего обычные для здорового глаза световые раздражители оказываются сверхсильными для глаза больного.

     Дифференцированный  подход к инвалидам позволяет  не только сохранить, но и развить  нарушенное зрение, облегчить процесс компенсаторного приспособления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Ананьев  Б Г. Теория ощущений. - Л.: Изд-во  ЛГУ, 1961.

2. Григорьева  Д. П. Психофизиологические исследования  зрительных функций. - М., 1988.

3. Каплан  А. Р. Детская слепота. Цветовое остаточное зрение. - М., 1979.

4. Литвак  А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос.  гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998.

Информация о работе Особенности зрительных ощущений при дефектах зрения у детей