Осознаваемая и неосознаваемая самооценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 23:30, курсовая работа

Описание

В настоящей работе мы ставим задачу рассмотреть подход к изучению самооценки по методу Дембо-Рубинштейн (модификация П.В.Яньшина с элементами клинической беседы). Обосновать перспективность данного подхода к исследованию феномена самооценки.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Самооценка и ее виды. 4
Глава 2. Самооценка, как объект психологических исследований 8
Глава 3. Экспериментальное исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн 17
Заключение 30
Список использованной литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Введение2.doc

— 438.50 Кб (Скачать документ)

Для большинства исследователей аффективный процесс – то же самое, что и самооценивание, описанное в терминах эмоции. То есть дело просто в различных ракурсах рассмотрения одной и той же реальности. Резюмируя точку зрения многих авторов, Р. Бернс пишет, что «положительная Я-концепция определяется тремя факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости». Здесь потенциально выделяются три характеристики самоотношення в качестве элементов его строения. Однако, оказывается, что третья характеристика - «чувство собственной значимости (или противоположное ему ощущение своей ничтожности) – является производными от обшей оценки, которую индивид интуитивно выносит себе, оценивая два первых момента: насколько он импонирует и какова его компетентность».

Можно выделить, пожалуй, два положения, которые явно или неявно принимаются большинством исследователей:

во-первых, что существует некоторое обобщенное самоотношение (самоуважение, самооценка), которое является целостным, одномерным и универсальным образованием, выражающим степень положительности отношения индивида к собственному представлению о себе;

во-вторых, что это обобщенное самоотношение каким-то образом интегрируется из частных самооценок. Но, как это не парадоксально, именно эти положения оказываются наименее эмпирически обоснованными.

Самооценка — сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, прежде всего, регулятивную функцию.

Проанализировав вышеизложенные подходы, автор курсовой работы придёрживается следующей точки зрения:

Существуют два уровня самоотношения – уровень частных самооценок и уровень обобщенной самооценки, причем, основным принципом организации этих уровней в единую систему является интеграция частных самооценок с учетом их субъективной значимости. Структура  самоотношения сводится к структуре входящих в Я-концепцию аспектов «Я».

Самооценка формируется в младшем школьном возрасте. Это общая самооценка, наиболее устойчивая и постоянная. На формирование самооценки оказывает влияние близкое окружение ребёнка – его семья. В течении жизни человека, под воздействиями социальной среды, успеха или неудачи деятельности происходит колебания в самооценке – это частные самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Экспериментальное исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн.

Данный тест предназначен для психологической диагностики состояния самооценки по следующим параметрам: высота самооценки (фон настроения), устойчивость самооценки (эмоциональная устойчивость), степень реалистичности и/или адекватности самооценки (при ее повышении), степень критичности, требовательности к себе (при понижении самооценки), степень удовлетворенности собой (по прямым и косвенным индикаторам), уровень оптимизма (по прямым и косвенным индикаторам), интегрированность осознанного и неосознаваемого уровней самооценки, противоречивость/непротиворечивость показателей самооценки, зрелость/незрелость отношения к ценностям, наличие и характер компенсаторных механизмов, участвующих в формировании «Я-концепции», характер и содержание проблем и их компенсаций

Методику предложила использовать Тамара Дембо, сотрудница Курта Левина, для исследования представления о счастье. [17]. Сусанна Яковлевна Рубинштейн, классик отечественной патопсихологии, модифицировала методику Дембо для исследования самооценки. В 70-м году был издан ее учебник по экспериментальным методам патопсихологии и опыту их применения в клинике с кратким описанием этой психодиагностической процедуры. В настоящее время возможно использование значительно расширенной по сравнению с оригинальным вариантом интерпретации. В основе расширенной интерпретации лежит опыт клинического использования и преподавания методики в психологическом практикуме П.В.Яньшиным.

Автор работы провела исследование, в котором приняли участие 30 здоровых испытуемых в возрасте от 26 до 38 лет. Это были сотрудники одной торговой организации «N». Соотношение мужчин и женщин, участвовавших в обследовании 2:1.

Эксперимент проводился индивидуально с каждым сотрудником, после чего результаты самооценки обрабатывались.

Испытуемым были предложены бланки с изображением нескольких шкал, каждая из которых имеет свое название.

На каждой шкале отмечена середина, таким образом, получилось три полюса (трехполюсная шкала): максимальное, минимальное и среднее значение признака.

Экспериментатором были использованы следующие шкалы: здоровье, ум (способности), характер, авторитет у сотрудников, умение много делать своими руками (умелые руки), внешность, уверенность в себе.

Стоит отметить, что шкалы могут задаваться экспериментатором, возможно их выявление в ходе беседы с испытуемым.

В ходе исследования испытуемым предлагалось представить себе такую условность: на верхнем полюсе находится самый здоровый (счастливый, уверенный и т.д.) человек в мире, внизу – самый больной (несчастный, неуверенный и т.д.) человек, а между ними – все остальные люди. Черточкой на шкале предлагалось оценить себя в данный момент по данному параметру. Кружком обозначить на шкале, где бы мечтали находиться в идеале между полюсами? Галочкой отметить на шкале место, где можно оказаться, объективно оценивая свои возможности? Чего можно добиться, объективно оценивая свои возможности.

Важно отметить, что полюс был представлен одним человеком (человеком в единственном числе).

Интерпретация. Любая психологическая интерпретация несет на себе оттенок гадательности. Именно по этому бихевиористы вообще отказались высказывать суждения о душе и личности.

Мы не можем наблюдать самооценку непосредственно, но только косвенно – по поведению или со слов испытуемого. Высказывание психолога о самооценке – это гипотеза по поводу испытуемого, которую следует проверить по многим индикаторам.

Основные параметры самооценки – это высота, устойчивость, реалистичность.

Иногда термин «реалистичность» заменяют термином «адекватность». «Адекватность» содержит более мощный оценочный компонент. Термин «неадекватность», хотя и может отражать точную характеристику, но иногда нежелателен, так как позволяет трактовку и в смысле психопатологии. Кроме перечисленных трех основных параметров выделяются следующие аспекты анализа:

• актуальная самооценка; • идеальная самооценка; • оценка своих возможностей; • удовлетворенность собой; • уровень оптимизма.

Экспериментальным путем установлено, что у сотрудников данной организации в большей степени высота самооценки (фон настроения) повышенная – актуальная самооценка колеблется в пределах 1-1,5 интервалов и находится главным образом в границах двух верхних интервалов и нормальная (ровный фон настроения) – актуальная самооценка находится в первом интервале. Причем стоит отметить, что у мужчин высота самооценки несколько выше, чем у женщин.

Высота определяется для всей самооценки. Когда говорится обо всей самооценке, предполагается, что это нечто более-менее однородное, хотя есть различия в высоте по разным шкалам (но это уже параметр устойчивости).

Характеризуя самооценку, мы переводим количественные характеристики в качественные. В клинических методиках, как правило, нет чисто количественных показателей. Здесь любой термин, определяемый через количество, является качественным. Например, «высокая» или «низкая» самооценка, – это не количество самооценки, а ее качество, хотя метафорически ваш испытуемый и вы сами выражаете эту самооценку высотой шкал.

Другая особенность клинических методик – специфическое понимание «нормы». «Норма» определяется здесь не относительно какого-то внешнего критерия (статистическая или социальная норма), как в психометрических тестах. В клинических методиках исходят из того, что человек, его личность – это некое закономерное и относительно гармоничное целое. В методике Дембо-Рубинштейн норму и отклонения от нее мы будем определять относительно некой эмпирически обоснованной модели (из этой модели исходили такие корифеи отечественной клинической психологии, как С.Я.Рубинштейн, Б.В.Зейгарник, М.3.Дукаревич).

Рис.1 Модель нормального размещения характеристик самооценки.

Согласно этой модели, нормальная актуальная самооценка должна располагаться чуть выше середины; идеальная (кружок) несколько ниже полюса, а оценка своих возможностей (галочка) – между ними. Их высота определяется приблизительно, сообразуясь с интервалами между ними (см. Рис. №1).

Эта модель определяет, как должны располагаться отметки основных параметров для того, чтобы субъект мог нормально функционировать.

Первый интервал – нормальная самооценка (обратите внимание на то, что отметка середины шкалы не входит в этот интервал). Выше – повышенная самооценка; третий интервал, включая верхний полюс, – чрезмерно высокая самооценка. Аналогично для нижних интервалов. Можно условно принять, что оценка своих возможностей (галочка) в норме располагается в границах интервала повышенной актуальной самооценки, а идеальная самооценка (кружок) – в границах интервала чрезмерно повышенной актуальной самооценки.

Чтобы определить высоту самооценки по всем шкалам вцелом следует учитывать признак устойчивости. Рассмотрим сочетание двух показателей: устойчивости и высоты.

Начнем с устойчиво повышенной самооценки. О самооценке можно говорить, что она устойчиво повышена, когда она колеблется в пределах 1-1,5 интервалов (см. Рис. №2) и находится главным образом в границах двух верхних интервалов.

Рис.2 Равномерно повышенная актуальная самооценка.

Чем выше самооценка в целом, тем в большей степени можно предполагать повышение эмоционального фона настроения. Настроение оказывает влияние на все остальное поведение. Оно является неким фоном общего самочувствия, поэтому оно должно отражаться на показателях по всем шкалам.

Если вся самооценка повышена, предполагается наличие повышенного фона настроения. Однако при наблюдении и беседе может оказаться, что испытуемый вовсе не будет выглядеть таким радостным, хотя самооценка у него и повышена. Это принимается в расчет при формулировке окончательных выводов.

Если устойчивое повышение доходит до уровня верхнего интервала, то, скорее всего, мы можем говорить о нереалистичности самооценки или даже ее неадекватности. Это, как правило, сочетается с понижением критичности. Подобное повышение встречается у больных в гипоманиакальном состоянии (но не только, поскольку для некоторых форм психической патологии снижение критичности является патогномоничным. Например, при незрелости личности у девиантных подростков; на второй-третьей стадии алкоголизма; при последствиях сифилиса; при последствиях черепно-мозговых травм передних областей мозга; при опьянении или наркотической интоксикации.).

Дополнительные признаки нереалистичности самооценки.

Чрезмерная высота актуальной самооценки является лишь одним из признаков нереалистичности. Необходимо проверить, насколько вы имеете право говорить об этом (о снижении критики или о неадекватности, может быть о «неадекватном снижении критики», может даже – о «нарушении критичности»; тяжесть симптоматики идет по нарастающей: нереалистичность, выраженная нереалистичность, снижение критичности, выраженное снижение критичности, нарушенная критичность (это уже серьезно и, скорее всего, надолго).

В случае серьезных отклонений это, скорее всего, должно выйти из субъективной сферы и каким-то образом выразиться в поведении и сказаться на судьбе испытуемого (для подтверждения диагноза следует обратиться к объективному анамнезу).

Как можно убедиться в наличии нереалистичности?

Например, видя очень высокую самооценку по какой-либо шкале, можно косвенно подвергнуть ее сомнению в форме уточняющего вопроса. Предположим, что самооценка находится около верхнего полюса шкалы «характер», тогда вы можете задать вопрос: «Правильно ли я понял, что вас можно отнести к 5% людей с самым хорошим характером?» Поставленный таким образом вопрос дает испытуемому шанс еще раз подумать, правильно ли он себя оценил. Если он говорит «Да» и при этом искренне верит в это, скорее всего критичность понижена. Если вы наблюдаете эту реакцию неоднократно, то критичность испытуемого снижена или нарушена. В этом случае нарушение критичности обязательно проявится в нарушении контакта в ходе обследования.

Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки (см. Рис. №3). В этом случае говорят о повышенной либо чрезмерной критичности, или чрезмерном повышении требовательности к себе, а не о нереалистичности или неадекватности.

Рис.3 Равномерно пониженная актуальная самооценка.

Середина (точка середины шкалы) может интерпретироваться двумя способами:

• снижение самооценки;

• середина шкалы отличается еще тем, что это – своеобразный «домик», в который можно спрятаться от вашего назойливого любопытства. То есть, для других (не для себя) мы вполне можем «сказаться» средними. Зачастую испытуемые «ставят» себя в середину, потому что не хотят показать, какие они на самом деле. Нередко – это признак формального отношения к обследованию.

В нашем исследовании актуальная самооценка колеблется в пределах 1-1,5 интервалов, что говорит об эмоциональной устойчивости. Хотя у некоторых испытуемых при равномерной самооценке встречаются западения по одной шкале и подъем по другой. «Западение» самооценки – это, как правило, признак проблемы, неблагополучия. Также можно сказать, что «западение» – это признак того, что на фоне более-менее устойчивого настроения наблюдается его понижение в связи с ситуативной актуализацией негативных воспоминаний. Пик по другой шкале в такой ситуации можно рассматривать как признак компенсации (см. Рис. №4). Компенсация – это то, чем человек пытается затушевать, спрятать от самого себя и окружающих отрицательные переживания, которые возникают, когда он не свободен в выборе поведения. (Здесь всегда как бы звучит: «Но вот зато…».) Компенсаторная оценка будет находиться в третьем, самом верхнем интервале, что сигнализирует о парциальной потере критичности в этой сфере.

Информация о работе Осознаваемая и неосознаваемая самооценка