Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 23:30, курсовая работа
В настоящей работе мы ставим задачу рассмотреть подход к изучению самооценки по методу Дембо-Рубинштейн (модификация П.В.Яньшина с элементами клинической беседы). Обосновать перспективность данного подхода к исследованию феномена самооценки.
Введение 2
Глава 1. Самооценка и ее виды. 4
Глава 2. Самооценка, как объект психологических исследований 8
Глава 3. Экспериментальное исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн 17
Заключение 30
Список использованной литературы 33
32
Курсовая работа
на тему «Осознаваемая и неосознаваемая самооценка»
Выполнила студентка
Проверил
___________________
Глава 1. Самооценка и ее виды. 4
Глава 2. Самооценка, как объект психологических исследований 8
Введение
Понятие «самооценка» является одним из наиболее часто используемых в научной психологии. Проанализировав литературу можно сказать, что на рубеже веков происходит возрастание интереса к феномену самооценки и постепенный переход от одномерных концептуализаций самооценки к исследованию ее специфических аспектов. Этот переход к изучению аспектов самооценки обусловлен тем, что единая, глобальная мера самооценки нередко приводит к весьма противоречивым результатам.
Формулируя общетеоретические положения о сути психологического исследования, С.Л. Рубинштейн (1940) уже давно указывал на недостаточность использования только субъективных данных: «собственно психологическое исследование начинается лишь там, где психические явления берутся в их отношении к объективной действительности».
Западные исследователи самооценки говорят о том, что «это понятие недостаточно определено, и, следовательно, плохо поддается измерению». Причинами сложности в этой сфере является «недостаточная строгость экспериментов и малая результативность инструментов измерения самооценки» (Л.Ф. Бурлачук, 2008).
В настоящей работе мы ставим задачу рассмотреть подход к изучению самооценки по методу Дембо-Рубинштейн (модификация П.В.Яньшина с элементами клинической беседы). Обосновать перспективность данного подхода к исследованию феномена самооценки.
Объект исследования – самооценка в жизнедеятельности человека.
Предмет исследования – взаимосвязь самооценки и удовлетворенности собой.
Экспериментальная работа осуществлялась в коммерческой организации N. Всего в исследовании приняло участие 30 человек в возрасте от 26 до 38 лет. Соотношение мужчин и женщин, участвовавших в обследовании 2:1.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. В работе 7 рисунков.
Глава 1. Самооценка и ее виды.
Самооценка – это то, что нас украшает в глазах окружающих, но, с тем же успехом, и портит. Самооценка вообще играет большую роль в жизни каждого человека – особенно это важно, когда характер только воспитывается, то есть у детей, потому что они интенсивно развиваются и каждый день приобретают новые личностные качества.
Самооценка влияет не только на отношение человека к жизни, на его сферу интересов и будущие перспективы, но и на отношение окружающих. Проявляясь в манере себя вести, разговаривать, самооценка часто затмевает реальные достоинства и недостатки человека.
Самооценка человека – это его самоощущение, отношение к себе и представление о себе. Человек, чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, любви… Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Ощущения самоценности может сформироваться только в атмосфере такой семьи (страны, общества, рабочего коллектива, школы), где принимаются любые индивидуальные различия, где общение откровенно и доверительно, а правила поведения не превращаются в застывшие догмы, где личная ответственность и честность каждого – неотъемлемая часть взаимоотношений.
Чаще всего, принято говорить о двух видах самооценки: высокой и низкой. Человек, обладающий позитивной самооценкой, обобщенно ощущает себя хорошим и, как следствие, - верит в свою успешность. Его цели обширны, планки высоки, планы масштабны. Средства соответствуют целям: ответственность не пугает, предпринятые усилия оправдываются наградой, а вера в успех позволяет не обращать внимания на временные неудачи и ошибки. Малая самокритичность и некоторая невнимательность к другим людям – одно из следствий оптимизма и инициативности.
Ребенку с высокой самооценкой проще существовать в коллективе. Он не боится показаться смешным или сделать глупость – поэтому готов придумывать: как решить задачу, где прогулять урок, во что поиграть на перемене. Он не слишком критично относится к своим действиям, поэтому осуществляет их – много и разных. Ему легче учиться: он уверен в собственных силах, поэтому задачи вызывают азарт и любопытство – если они сложные, и скуку – если простые или глупые. Но даже самые трудные не вызовут у него страх или тревогу. Исследования показали, что в классе лучше учатся дети, имеющие средние способности, но обладающие высокой самооценкой, чем дети с большими способностями, но неуверенные в себе.
Когда планка для достижений высока, а уверенность в успехе велика, значит, человек оценивает себя в целом позитивно. Следствие – активность, продуктивность, авторское отношение к происходящему. В основе такого мироощущения – аксиома: «У меня все получится, мои ошибки – не препятствие. Я достоин того, что мир благосклонен ко мне».
Если же общая самооценка негативна, человек чувствует себя плохим, слабым и недостойным успеха. Отсутствие веры в себя накладывает ограничения на его цели и планы, делая их более скромными – но и более достижимыми. Прилагаемые усилия часто меньше потенциально возможных, ответственность вызывает сильную тревогу. Пессимистический настрой приводит к меньшей продуктивности, будущее менее желанно, а положительные события приносят меньше радости. Однако, такой человек чувствительнее к окружающим, менее авторитарен и с готовностью признает свои ошибки.
Ребенок с низкой самооценкой узнается по угрюмости, застенчивости, отсутствию жизнерадостности. Он думает, что с ним скучно играть – и действительно становится скучно, потому что он запрещает себе полностью увлечься. Но из-за того, что он очень скучает по общению, другие дети легко могут приучить его играть роли, которые им самим не нравятся – невыигрышные, скучные, исполнительские. Если такой ребенок решается на какой-нибудь поступок (придумать новый сюжет, ударить обидчика, дать списать задание или самому списать – неважно), очень вероятно, что потом он будет переживать, стыдиться своего промаха или стесняться своего выигрыша, скрывать свою причастность, убегая от ответственности. Учиться такому ребенку тоже сложнее, поскольку к объективным трудностям примешиваются страхи. А вдруг что-то не получится? А вдруг я не решу задачи, и все подумают, что я еще глупее, чем кажусь? А вдруг я плохо изображу полководца? Лучше уж я всегда буду играть лошадок.
Низкий уровень притязаний и отсутствие веры в свои возможности – признак низкой самооценки, основной тезис которой: «У меня никогда ничего не получается, поэтому я буду работать минимально и очень старательно, чтобы исключить все ошибки». Страх неудачи порождает более критичное отношение к собственной деятельности.
Помимо высокой и низкой самооценки существуют их утрированные варианты: они похожи, но мешают их обладателям, поскольку приводят к неадекватному восприятию и себя, и окружения.
Завышенная самооценка – результат многочисленных «поглаживаний», поощрений, лишенных органичности и, возможно, являющихся манипуляцией со стороны родителей. Например, ребенку не отказывают ни в чем материальном, однако и не участвуют эмоционально в его в судьбе, не оценивают его поведение, не воспитывают. Он вырастает с ощущением, что все жизненные блага ему даны от природы, однако они никак не связаны с тем, каков он на самом деле. Он знает, что он абстрактно хороший ребенок. А вот за что можно хвалить – он не знает, и плохо отличает свои достижения от чужих. Так, ему начинает казаться, что:
1. ему все доступно, можно не озадачиваться поиском средств для достижения цели (не нужно учиться, не нужно стараться понравиться друзьям), и
2. все происходящее направлено на доставление радостей именно ему. Итог – присвоение чужих достижений и хвастовство. С таким ребенком сложно сосуществовать, поскольку им движет эгоцентризм, а переоценка себя и своих возможностей приводит к манипуляциям и малоприятному взаимодействию.
Заниженная самооценка – противоположное явление, приводящее, однако, к похожим результатам. При постоянных внушениях со стороны близких, что он врожденный неудачник, что он глупый, плохой, больной, безграмотный, у чувствительного ребенка «опускаются руки». Смирение с собственной никчемностью приводит к «выученной беспомощности». Дитя перестает учиться, т.к. «все равно ничего не получается», перестает общаться, т.к. «все равно со мной никто не играет»… В критические моменты деятельность ограничивается просьбами о помощи, адресованными к более успешным участникам. Эти просьбы со временем становятся отработанной манипуляцией: «Я такой слабый, вы можете сделать со мной все, что угодно – пожалуйста, помогите мне!». Отказавший в помощи человек чувствует, что поступил неблагородно. Он не подозревает, что существование за счет чужой работы – просто способ жизни такого манипулятора. Это грустная ситуация, но многие люди научаются жить именно так.
Неадекватная самооценка, неосознаваемая, поэтому не поддающаяся изменению, у многих людей вызывает сложности в общении, мешает адаптироваться к работе, препятствует самоактуализации.
Завышенная самооценка (в обиходе часто именуемая «манией величия») – это переоценка себя и своих возможностей, самоутверждение за счет чужих достижений. Лозунг человека с такой самооценкой: «Я замечательный и всегда прав, поэтому вы должны мне подчиняться».
Заниженная самооценка (в обиходе – «комплекс неполноценности») характеризуется полным отсутствием веры в собственный успех вплоть до отказа что-то предпринимать, это доведенная до автоматизма беспомощность. Здесь тоже появляется манипуляция, идея которой такова: «Я такой слабый, со мной каждый может сделать что угодно, поэтому помогите мне».
Глава 2. Самооценка, как объект психологических исследований.
Самооценка рассматривается как компонент самосознания, самовоспитания, самокритичности, самосовершенствования, как механизм самоконтроля и регулятор развития личности (Б.Г. Ананьев, 1935; И.В. Дубровина, 1997; С.Р. Пантилеев, 1991; А.Г. Спиркин, 1972; В.В. Столин, 1983; И.И. Чеснокова, 1978). Она тесным образом связана с успехами и достижениями личности, прямо или косвенно воздействуя на эмоции (Л.И. Божович, 1978; А.М. Прихожан, 1999; Е.И. Савонько, 1970; Е.А. Серебрякова, 1955; Л.С. Славина, 1958). Самооценка зависит от значимости профессиональной и учебной деятельности для человека (А.В. Захарова, 1980; Н.В. Кузьмина, 1973; В.С. Магун, 1977), а также от внешних оценок окружающих людей (Ю.С. Бабахан, 1973; И.С. Кон, 1981; А.А. Налчаджян, 1988).
«Самооценка пластична и поддается изменению», при определенных условиях она может быть нечувствительной к опыту, отождествляться с оценками окружающих или стремиться к росту (Б.С. Братусь, 1986). Она влияет на регуляцию поведения и является фактором адаптации в обществе (Е.И. Савонько, 1979; Е.Т. Соколова, 1984). Адекватная самооценка является основой не только профессиональной компетентности (Д. Майерс, 2001; Г. Трост, 1999; Х. Холлинг, 1995), но и залогом успешности во всей последующей жизни человека (Б.С. Братусь, 1985; Л.В. Бороздина, 2001; С.Р. Пантилеев, 1991; Е.Т. Соколова, 1984).
Проблема способов измерения адекватности самооценки в учебной и профессиональной сферах деятельности, где наиболее ярко проявляются ее специфические аспекты, уже давно разрабатывается в отечественной психологии (Ш.А. Амонашвили, 1975; А.И. Липкина, 1968, 1981; В.С. Магун, 1977; В.Ф. Шаталов, 1989; Г.А. Цукерман, 1998). Суть проблемы ученые видят в том, чтобы «найти условия и методы формирования адекватной самооценки в контексте значимой деятельности» (А.В. Захарова, 1989), полагая, что самооценка влияет на результаты труда (Г.Г. Граник, 1984; А.К. Маркова, 1977), а сама самооценочная деятельность является «основой теоретического мышления» (Н.Е. Шафажинская, 1986).
Информация о работе Осознаваемая и неосознаваемая самооценка