Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:49, доклад

Описание

Под девиантным поведением (латин. – отклонение) понимаются поступки, действия человека, социальной группы, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. Следовательно, исходным для понимания отклоняющегося поведения служит понятие социальной нормы. Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций [8,с.75]. Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся.

Содержание

Теории девиантного поведения
Стереотипы поведения в подростковом возрасте
Общая характеристика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
Девиантное поведение, как нарушение социализации несовершеннолетних

Работа состоит из  1 файл

превентивна психология.docx

— 39.86 Кб (Скачать документ)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Факультет прикладной психологии ОСП

Кафедра психологического консультирования 
 
 

Самостоятельная работа

 
 

По дисциплине Превентивная психология

Доклад на тему: Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации 
 
 
 

                    Выполнила студентка 3 г.о.

                                          заочной формы обучения

                                          Енина Елизавета Евгеньевна 

                Проверил докт мед н, проф

                                                                                     Кулганов В.А 
 
 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2011 г.

 

Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение  процесса социализации.

Содержание:

  1. Теории девиантного поведения
  2. Стереотипы поведения в подростковом возрасте
  3. Общая характеристика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
  4. Девиантное поведение, как нарушение социализации несовершеннолетних
 
 

    1.Теории девиантного поведения

    Под девиантным поведением понимается поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества.

     Под девиантным поведением (латин. – отклонение) понимаются поступки, действия человека, социальной группы, не соответствующие  официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. Следовательно, исходным для понимания  отклоняющегося поведения служит понятие  социальной нормы. Социальная норма  определяет исторически сложившийся  в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или  обязательного) поведения, деятельности людей,  социальных групп, социальных организаций [8,с.75]. Оценка любого поведения  всегда подразумевает его сравнение  с какой-то нормой, проблемное поведение  часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.

       Девиантное поведение подразделяется  на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся  от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной  или скрытой психопаталогии. Во-вторых, это антисоциальное поведение,  нарушающее какие-то социальные  и культурные нормы, особенно  правовые.

     Социологи называют отклоняющееся поведение  девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие   писаным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие  отступления от традиции, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все  находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V в. до нашей эры и советские партийные органы в XX в [5,с.78].

    Психологи и социологи признают, что особенности  личности и мотивы ее действий, несомненно, оказывают влияние на все виды отклоняющегося поведения. Но личностные факторы всегда самым тесным образом  переплетаются с социальными.

    Одним из психологических механизмов формирования девиаций выступает аддиктивная  модель поведения (аддикция — пагубное пристрастие к чему-либо). Без  понимания процесса возникновения  и протекания этого явления, на наш  взгляд, нельзя анализировать алкоголизм, наркоманию и другие формы деструктивного поведения. Суть аддиктивного поведения  заключается в стремлении человека изменить свое психическое состояние  посредством приема некоторых веществ  или фиксацией внимания на определенных предметах (видах деятельности). Процесс  употребления такого вещества, привязанность  к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций и  принимает такие размеры, что  постепенно начинает управлять жизнью человека, лишает его воли к противодействию  аддикции.

    Известный социолог К.С. Мелзер среди множества  теорий девиантного поведения особо  выделял биологические, психологические  и социальные.

    Биологические теории. Основная их предпосылка состоит  в том, что определенные физиологические  свойства личности предопределяют ее отклоняющееся поведение. Так, например, Ч.Ломброзо утверждал, что типичного  преступника можно распознать но определенным признакам - скошенный  лоб, невыразительные мочки ушей. Однако дальнейшие исследования не подтвердили  подобных выводов. Объяснение девиантному  поведению пытались найти и в  области генной инженерии: предполагалось, что среди девиантов высока доля лиц с добавленной Y - хромосомой, что также получило в дальнейшем опровержение.

    Таким образом, психологические теории девиации в целом не находят убедительного  подтверждения. Не представляется возможным  выделение общей группы психологических  качеств, присущих всем девиантам [37,с.71].

    Известный американский социолог А.Коэн отмечал: «Изучения одних только характерных  черт людей недостаточно для объяснения масштабов отклоняющегося поведения» Социологические  теории девиации акцентируют  внимание не на анализе природы личности, а на социокультурных факторах, приводящих к отклоняющемуся поведению. Согласно данным теориям, отклонение от определенной социальной нормы происходит в случае нарушения процесса социализации»  то есть процесса адаптации к этой норме, ее усвоения [6,с.26  ].

    В определении девиантного поведения  следует также выделить теорию стигматизации: девиантность - это не свойство, присущее определенному типу поведения, а  способность общества «стигматизировать  индивида, навешивая на него ярлык  девианта, в результате чего последний  начинает сам себя осознавать таковым [37,с.72]. В то же время в рамках данной теории из поля зрения уходят процессы, которые вызвали отклонение. Скорее, речь должна идти о том, что «стигматизация»  влияет на дальнейшее повеление индивида с отклоняющимся поведением (например, на ход процесса социальной реабилитации наркомана).

    В целом можно  сказать, что все  социологические теории девиации связывают  ее с дисфункциями социокультурных  норм и их восприятия. В пользу этих теорий говорит массовое распространение  преступности, наркомании, чего нельзя объяснить исключительно с биологических  или психологических позиций. В  то же время ни одна из них не объясняет, почему в сходных условиях одни люди становятся девиантами, а другие нет; как именно происходит выбор того или иного вида девиации. Данный пробел, на наш взгляд, преодолевается, если принять во внимание то, как  девиантное поведение предстает  «изнутри», стороны его субъекта, какой ценностный смысл последний  находит е нем. Девиантное поведение здесь -это не просто отклонение от социальной нормы, а результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека. Любое девиантное поведение предполагает концентрацию энергии (физической и психической), необходимой для его осуществления.

    2.Стереотипы поведения в подростковом возрасте

    Подростковый  возраст представляет собой группу повышенного риска. Во-первых, сказываются  внутренние трудности переходного  возраста, начиная с психогармональных  процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность  и неопределенность социального  положения юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы  контроля, основанные на соблюдении внешних  норм и послушании взрослым, уже  не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли. Психологически подростковый возраст  исключительно сложен и противоречив. Неслучайно уже с XX века он привлекает пристальное внимание исследователей. К настоящему времени психологами получен большой фактический материал о психологических особенностях подростков.

    Подростковый  возраст характеризуется исследователями  в аспекте двух периодов социализации человека. Во-первых, как граница  детства, во-вторых, как  граница  взросления с радикальными переменами социальных ролей [4,с.34]. В этот период важно осуществить переход от зависимого детства к самостоятельной  и ответственной взрослости, что  предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности, полового, созревания, а с другой - достижение социальной зрелости .

    Обзор литературы по проблеме взросления позволяет  говорить о рубеже развития личности, когда подростковый опыт уже недостаточен для нормального самочувствия, а  взрослый опыт еще не освоен. В связи  с этим можно выделить 2 основные особенности старших школьников.

    1. Повышенная по сравнению с другими возрастами значимость тесных эмоциональных контактов.

    2. Интенсивная социализация, сменяющая характерное для подростков противопоставление себя взрослому обществу. Это, в свою очередь, приводит как к усилению протестных реакций и эмансипированного поведения со стороны старшеклассников, так и к попыткам усилить контроль со стороны их родителей. О результате и дети, и родители переживают целый комплекс личностных проблем, который, в частности, отражается на таком психологическом показателе как тревожность [4,с.35].

    Подросток вынужден в короткий промежуток времени  самостоятельно находить пути решения  основные задач дальнейшего развития. Следует также отметить, что универсальность  задач развития в старшем подростковом возрасте позволяет выявить типичные особенности личности ребенка, однако условия, в которых каждое новое  поколение вынуждено решать эти  задачи, могут существенно различаться. Это касается общественных целей  и ценностей, социально-педагогических условий обучения и воспитания, культурной и национальной основы, экономической  ситуации в стране и регионе.

    К основному новообразованию старшего подросткового возраста можно отнести  жизненное и профессиональное самоопределение» осознание своего места в будущем. Оптимальным для благополучного развития личности является удовлетворенность  настоящим и в то же время устремленность в будущее .

    Развитие  личности в условиях природного и  предметного мира происходит через  межличностные отношения. Для подростков наиболее значимой является сфера общения  со сверстниками. Важными для них  становятся умение познакомиться с  понравившимся человеком, способность  свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой группы; способность сохранять индивидуальность,    высказывая собственные мысли и  выражая чувства [24,с.33].

    Следует также отметить, что юношеское  развитие сильно зависит от социального  окружения - «психосоциального моратория», представляющего собой пространство для экспериментирования, гарантируемое  обществом молодому человеку. В этот период возникает «нормативный кризис»» обусловленный множеством задач (физическое созревание» усвоение роли взрослого» выбор профессии, партнера и т.д крайне затрудняющих собственную идентификацию, В рамках такого моратория опробуются крайности субъективных переживаний, альтернативы идеологических направлений и более реалистические обязанности сначала в игровой форме, а затем в виде приспособления к требованиям общества. Развитие идентичности сопровождается целым рядом психосоциальных кризисов, осознание которых и понимание их сути подростком возможно в результате квалифицированной помощи педагога .

    Исходя  из вышеизложенного, можно выделить следующие особенности подросткового  возраста:

    1. Подростку важно, чтобы его  взрослость была заметна окружающим.

    2    Подростку важно, чтобы его  форма поведения не была детской.

    3.   Подросток склонен к мечтанию  и фантазированию.

    4.    Группе подростков свойственно  возникновение кодексов.

    5.  Подросткам свойственно обсуждение  поведения взрослых, причем не  в лицеприятной форме  
 

3. Общая характеристика отклоняющегося поведения несовершеннолетних 

     Основной  задачей ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних являются предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, которые являются результатом неблагоприятного социального развития — социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.

     При этом важно отметить, что при неблагоприятном  социальном развитии и нарушениях социализации могут возникнуть самые различные  формы социальной дезадаптации и  асоциального поведения, которые связаны  не только с правонарушениями и преступлениями. Как известно, асоциальным, отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа .

Информация о работе Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации