Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 16:56, контрольная работа
Память – ее процессы, механизмы, индивидуальные особенности – всегда интересовали ученых. И в настоящее время этот интерес не угасает. Интересны связи памяти с другими процессами, а также ее взаимосвязь с профессиональной деятельностью человека.
В данной работе будут рассмотрены структура, виды и процессы памяти.
# Введение…………………………………………………………………….3
# Структура, виды и процессы памяти……………………………...………4
1. Структура памяти………………………………………………….…...4
2. Виды памяти………...…………………………………………………5
# Уровни памяти………………………………………………………..……6
# Типы памяти…………………………………………………………….….8
# Список литературы ………………………………………………………11
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
УРАЛЬСКОЙ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСВЕННОЙ СЛУЖБЫ
КУРГАНСКИЙ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И
(филиал)
УрАГС
«___»___________2010г.
Вариант
2
Контрольная работа
По дисциплине
“Общая психология”
Новикова Вячеслава Николаевича
Студента курса ГМУ-31
Специальность: 080504.65
«Государственное и муниципальное
управление»
преподователь:
Запорожец Е.А.
КУРГАН
2010
В психологии принято определять память как совокупность процессов заучивания, хранения и воспроизведения.
Традиционно память понимается как совокупность трех процессов, однако в современной когнитивной психологии различаются структуры (кратковременная, долговременная, сенсорная память) и процессы, которые действуют на эти структуры и в этих же структурах существуют.
Существует три главных процесса, синтез которых и образует память как целостное функциональное образование психики: запоминание, хранение информации, воспроизведение.
Память относится
к одному из самых индивидуализированных
явлений психики и зависит
от множества факторов: особенностей
мозга и всей центральной нервной
системы, среды, характера деятельности,
типа личности и т. п. Поэтому трудно
определить общие закономерности запоминания
и еще труднее научиться
Проблема памяти интересовала и интересует многих исследователей. В частности можно выделить Эббингауза, Сперлинга, Вундта, Аткинсона и многих других.
Актуальность данной темы несомненна. Память – ее процессы, механизмы, индивидуальные особенности – всегда интересовали ученых. И в настоящее время этот интерес не угасает. Интересны связи памяти с другими процессами, а также ее взаимосвязь с профессиональной деятельностью человека.
В данной работе будут рассмотрены структура, виды и процессы памяти.
2. Структура, виды и процессы памяти
Любое проявление прошлого и будущего в настоящем связывают с памятью. Это самое широкое (философское) понимание памяти - влияние прошлого на настоящее (мое знание, навыки, знание о себе и самоопределение) и будущее (прогнозирование, основанное на заранее построенном плане на прошлых знаниях).
В узком смысле представление о памяти зависит от принимаемой концепции (образование и всплывание ассоциаций, формирование схемы и реконструкция своего опыта, процессы переработки информации включающие кодирование, хранение и извлечение).
Общепринятое в психологии определение рассматривает память как совокупность процессов заучивания, хранения и воспроизведения.
2.1 Структура памяти
Большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация.
Первому уровню соответствует непосредственный или сенсорный тип памяти. Ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1-0,5 секунд.
Обнаружить, как
действует наша сенсорная память,
несложно. Закройте глаза, затем откройте
их на мгновение и закройте снова.
Проследите, как увиденная вами четкая,
ясная картина сохраняется
Если полученная таким образом информация привлечет внимание высших отделов мозга, она будет храниться еще около 20 секунд (без повторения или повторного воспроизведения сигнала, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует). Это второй уровень -кратковременная память.
Информация, подобная
нескольким последним словам предложения
(которое вы только что услышали
или прочитали), номерам телефонов,
чьим-нибудь фамилиям, может быть удержана
кратковременной памятью в
Следовательно, кратковременная память все же поддается сознательной регуляции, может контролироваться человеком. А «непосредственные отпечатки» сенсорной информации повторить нельзя, они сохраняются лишь десятые доли секунды и продлить их психика возможности не имеет.
Кратковременная память позволяет человеку перерабатывать колоссальный объем информации, не перегружая мозг, благодаря тому, что она отсеивает все ненужное и оставляет потенциально полезное, необходимое для решения сиюминутных (актуальных) проблем (оперативная память).
Накопление опыта связано с долговременной памятью, чья емкость и длительность в принципе безграничны. Существует явное и убедительное различие между памятью на только что случившиеся события и на события далекого прошлого. Во-первых, мы вспоминаем легко и непосредственно, а вспомнить вторые бывает трудно, для этого требуется иногда много времени. Кратковременная память: «Какими были последние слова предыдущего предложения?». Долговременная память: «Что Вы ели на обед в прошлое воскресенье?». Введение в долговременную память нового материала и последующее воспроизведение его требуют значительных усилий.
Оперативные и аналитические центры нашей психики лишь частично контролируют свою информационную базу, поэтому нам и бывает трудно извлекать из всей массы хранимой в ней информации именно те сведения, которые требуются в данный момент. В то же время ряд сложнейших операций, связанных, например, с реализацией правил грамматики, логики и интерпретацией символов печатного текста, то есть с чтением, производится системами долговременной памяти быстро и практически автоматически.
2.2 Виды памяти
Виды памяти дифференцируются в зависимости от того, что запоминается или воспроизводится.
Воспроизведение
может относиться к движениям
и действиям,-выражаясь в
Бихевиористы в соответствии со своей установкой, выключающей изучение сознания, сводят проблему памяти исключительно к проблеме навыка. Изучение навыков стало поэтому их центральной проблемой. Такое сведение, однако, невозможно. Оно проходит мимо того, что является самым специфическим в человеческой памяти.
С другой стороны, А. Бергсон резко разъединил и противопоставил память движений и память представлений, как «память тела» и «память духа». Такой разрыв между ними совершенно ложен. Он отражает спиритуалистический дуализм Бергсона, для которого тело и в частности мозг есть аппарат, передающий лишь двигательные импульсы. В действительности же оба вида памяти (движений и представлений) хотя и не тожественны, но тесно связаны между собой.
Виды памяти
дифференцируются также и в зависимости
от того, как совершается запоминание.
В зависимости от характера деятельности,
в ходе которой совершается
В отношении
разных проявлений и видов памяти
можно установить некоторую генетическую
последовательность их возникновения.
Узнавание — во всяком случае в
онтогенезе — генетически предшествует
свободному воспроизведению представлений,
выделенному из восприятий. Точно
так же моторная память предшествует
памяти на образы и мысли; по несомненным
данным целого ряда исследований, привычки
или элементарные навыки имеются
уже на очень ранних ступенях филогенетического
ряда, на которых о памяти на мысли
не может быть и речи. Однако установление
такой генетической последовательности
ни в коем случае не должно быть истолковано
так, будто генетически более
ранняя форма в дальнейшем остается
процессом более низкого уровня
(узнавание, например, будто бы есть
процесс более низкого уровня,
чем репродукция, или моторная память
— процесс более низкого
Именно такую
концепцию развил в последнее
время П. П. Блонский. Он различает 4
генетические ступени памяти, а именно:
1) моторную, 2) аффективную, 3) образную
(по преимуществу зрительную) и 4) вербальную
память. В нашем понимании моторная,
аффективная, образная и вербальная
память — виды памяти. При этом мы
не определили бы высший вид памяти
как вербальную память. За вербальной
формой скрывается смысловое содержание,
и именно этим прежде всего охарактеризовали
бы мы специфически человеческую память
— как смысловую память, память
мысли в вербальной (словесной) форме.
На основании того, что в фило-
и онтогенезе все эти виды памяти
появляются один вслед за другим в
вышеуказанной
В основе отожествления видов памяти с генетическими ее ступенями лежит ошибочная концепция развития психики. Предполагается, что на одной ступени память будто бы определяется эмоциями, на другой — только образами, на третьей — речью и мышлением, тем самым эмоции относятся к одной ступени развития, образы — к другой, к третьей — речь и мышление, оторванные от эмоций и чувственного содержания образов. Высшая ступень лишь внешне надстраивается над предшествующими низшими; последние не перестраиваются и не включаются в высшую. Самые ступени в результате оказываются сугубо абстрактными конструкциями, не зависимыми от общего развития личности, внешне наслаивающимися друг на друга в процессе саморазвития памяти.
В действительности
развитие психики заключается в
развитии всех функций, и каждая из
них перестраивается в связи
с развитием всех сторон психики
(так как все ее проявления взаимопроникают
друг в друга). Эмоции на более высокой
ступени интеллектуализируются
и от примитивных аффектов — явлений
«низшего уровня» — переходят
в высшие чувства; мысли приобретают
эмоционально насыщенный характер. В
психике конкретного живого человека
все находится в
В основе теории
Блонского лежит неправильная общая
концепция развития, не учитывается
то, что возникновение новой
Отличая уровни
памяти от ее видов, мы в качестве основных
уровней памяти можем выделить следующие:
1) элементарные процессы, когда воспроизведенные
данные прошлого опыта не осознаются
в своем отношении к прошлому,
как их воспроизведение (эти процессы
протекают как «стихийные», «самотеком»,
помимо всякого сознательного