Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 16:56, контрольная работа
Память – ее процессы, механизмы, индивидуальные особенности – всегда интересовали ученых. И в настоящее время этот интерес не угасает. Интересны связи памяти с другими процессами, а также ее взаимосвязь с профессиональной деятельностью человека.
В данной работе будут рассмотрены структура, виды и процессы памяти.
# Введение…………………………………………………………………….3
# Структура, виды и процессы памяти……………………………...………4
1. Структура памяти………………………………………………….…...4
2. Виды памяти………...…………………………………………………5
# Уровни памяти………………………………………………………..……6
# Типы памяти…………………………………………………………….….8
# Список литературы ………………………………………………………11
Память у людей обнаруживает ряд более или менее выраженных типологических особенностей. Для индивидуализированного учета особенностей процессов сохранения и воспроизведения конкретного человека не дбстаточ-но поэтому констатировать, что у него вообще хорошая или плохая память. Существенно знать ее специфические качества и особенности.
Первая дифференциация
типов памяти связана с тем, как
сенсорная область служит наилучшей
основой для воспроизведения. Одни
люди лучше запоминают зрительные,
другие — слуховые, третьи — двигательные
данные. Один человек, для того чтобы
запомнить, должен сам прочесть текст,
и в воспоминании у него восстанавливается
преимущественно зрительный образ;
у другого — такую же преобладающую
роль играют слуховые восприятия и
представления; у третьего — двигательные:
текст закрепляется у него лучше
всего посредством записи. Чистые
типы встречаются редко, а обычно
наблюдаются смешанные: зрительно-двигательный,
двигательно-слуховой и зрительно-слуховой
типы памяти. У большинства людей
господствующим является зрительный тип
запоминания предметов и
На зачете по психологии одна студентка однажды дала ответ, точно совпадающий с текстом учебника. На неожиданный, стремительно, в упор поставленный вопрос экзаменатора: «На какой странице?» со стороны студентки последовал совершенно автоматический ответ: «Страница 237, сверху, с правой стороны». Отвечая, она как бы видела перед собой страницу раскрытой книги.
Память дифференцируется
и по характеру наилучше запоминаемого
материала. Хорошая память на цвет может
соединяться с плохой памятью
на числа и наоборот. Память на наглядно-образные
и абстрактные содержания, на математические
формулы и на эмоциональные переживания
может быть различна. Все особенности
восприятия и мышления, сенсорной
и эмоциональной сферы
Известны случаи исключительной специальной памяти в какой-либо одной определенной области. Особое внимание привлекла совершенно феноменальная память людей-счетчиков Иноди, Диаман-ди, Арну и других. Иноди мог повторить 42 цифры после однократного прочтения и после трехчасового сеанса мог повторить все цифры чисел до 300, встречавшиеся в задачах, которые ему задавались. При этом у Иноди был ярко выраженный слуховой тип памяти. «Я слышу цифры,— говорил он о себе,— мое ухо улавливает их; я слышу, как они звучат около моего уха такими, какими я их произносил, и это внутреннее слышание остается у меня значительную часть дня. Зрение мне не помогает, я не вижу цифр. Я даже сказал бы, что я очень затрудняюсь вспомнить цифры, когда мне показывают цифры написанными. Я предпочитаю, чтобы мне их сообщали посредством слов. Я чувствую замешательство в первом случае. Не люблю я также писать цифры. Писание не способствует запоминанию. Я предпочитаю их слышать». Диаманди, также отличавшийся феноменальной памятью, обладал зрительным типом памяти: он видел цифры написанными в форме квадратиков, как бы внутренне считывал их со снимка, на котором они написаны, и притом его собственной рукой. Исключительная сила запоминания была связана с глубоким инкорпорированием запоминаемого материала в собственную деятельность.
Очень яркий и психологически интересный случай феноменальной памяти замечательного счетчика С. Шерешевского описан А. Н. Леонтьевым [1].
В случаях исключительной памяти обыкновенно мощная сенсорная основа памяти соединяется в том или ином соотношении с логическими компонентами (особенно у Иноди и Арну). Иноди с большой быстротой производил арифметические операции над числами, потому что пользовался методами сокращенного счисления и ему не приходилось, например, при умножении многозначных чисел запоминать в отдельности каждое из произведений.
Далее, память у
людей различается: 1) по быстроте запоминания;
2) по его прочности или
Наконец, нужно
различать более
Говоря о типах
памяти, необходимо иметь в виду,
что особенности процессов
5. Список литературы
1. Леонтьев А. Н. Развитие памяти. М., 1931.
2. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. - М., 1985.
3. Дудкин К.Н. Зрительное восприятие и память. - Л. 1985.
4. Немов Р.С. Психология Учебник для студентов. Кн. 1 Общие основы психологии. - М.: Просвещение 1994.
5. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. - СПб изд. «Питер» 1999.
6. Файгенберг И.М. Память и обучение. ЦОЛИТУВ, М. 1974.
7. Бэддели А. Ваша
память. М., 2001.