Память как психический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 16:56, контрольная работа

Описание

Память – ее процессы, механизмы, индивидуальные особенности – всегда интересовали ученых. И в настоящее время этот интерес не угасает. Интересны связи памяти с другими процессами, а также ее взаимосвязь с профессиональной деятельностью человека.
В данной работе будут рассмотрены структура, виды и процессы памяти.

Содержание

# Введение…………………………………………………………………….3
# Структура, виды и процессы памяти……………………………...………4
1. Структура памяти………………………………………………….…...4
2. Виды памяти………...…………………………………………………5
# Уровни памяти………………………………………………………..……6
# Типы памяти…………………………………………………………….….8
# Список литературы ………………………………………………………11

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 30.22 Кб (Скачать документ)
  1. Типы памяти

Память у людей  обнаруживает ряд более или менее  выраженных типологических особенностей. Для индивидуализированного учета  особенностей процессов сохранения и воспроизведения конкретного  человека не дбстаточ-но поэтому констатировать, что у него вообще хорошая или плохая память. Существенно знать ее специфические качества и особенности.

Первая дифференциация типов памяти связана с тем, как  сенсорная область служит наилучшей  основой для воспроизведения. Одни люди лучше запоминают зрительные, другие — слуховые, третьи — двигательные данные. Один человек, для того чтобы  запомнить, должен сам прочесть текст, и в воспоминании у него восстанавливается  преимущественно зрительный образ; у другого — такую же преобладающую  роль играют слуховые восприятия и  представления; у третьего — двигательные: текст закрепляется у него лучше  всего посредством записи. Чистые типы встречаются редко, а обычно наблюдаются смешанные: зрительно-двигательный, двигательно-слуховой и зрительно-слуховой типы памяти. У большинства людей  господствующим является зрительный тип  запоминания предметов и словесно-двигательный — при запоминании словесного материала. Встречаются, однако, люди с  ярко выраженным зрительным типом запоминания  словесного материала, который иногда приближается к «эйдетическому»  типу памяти.

На зачете по психологии одна студентка однажды  дала ответ, точно совпадающий с  текстом учебника. На неожиданный, стремительно, в упор поставленный вопрос экзаменатора: «На какой странице?» со стороны  студентки последовал совершенно автоматический ответ: «Страница 237, сверху, с правой стороны». Отвечая, она как бы видела перед собой страницу раскрытой  книги.

Память дифференцируется и по характеру наилучше запоминаемого  материала. Хорошая память на цвет может  соединяться с плохой памятью  на числа и наоборот. Память на наглядно-образные и абстрактные содержания, на математические формулы и на эмоциональные переживания  может быть различна. Все особенности  восприятия и мышления, сенсорной  и эмоциональной сферы проявляются  внутри памяти.

Известны случаи исключительной специальной памяти в какой-либо одной определенной области. Особое внимание привлекла  совершенно феноменальная память людей-счетчиков  Иноди, Диаман-ди, Арну и других. Иноди  мог повторить 42 цифры после однократного прочтения и после трехчасового сеанса мог повторить все цифры  чисел до 300, встречавшиеся в задачах, которые ему задавались. При этом у Иноди был ярко выраженный слуховой тип памяти. «Я слышу цифры,— говорил  он о себе,— мое ухо улавливает их; я слышу, как они звучат около  моего уха такими, какими я их произносил, и это внутреннее слышание остается у меня значительную часть дня. Зрение мне не помогает, я не вижу цифр. Я даже сказал бы, что я очень затрудняюсь вспомнить цифры, когда мне показывают цифры написанными. Я предпочитаю, чтобы мне их сообщали посредством слов. Я чувствую замешательство в первом случае. Не люблю я также писать цифры. Писание не способствует запоминанию. Я предпочитаю их слышать». Диаманди, также отличавшийся феноменальной памятью, обладал зрительным типом памяти: он видел цифры написанными в форме квадратиков, как бы внутренне считывал их со снимка, на котором они написаны, и притом его собственной рукой. Исключительная сила запоминания была связана с глубоким инкорпорированием запоминаемого материала в собственную деятельность.

Очень яркий  и психологически интересный случай феноменальной памяти замечательного счетчика С. Шерешевского описан А. Н. Леонтьевым [1].

В случаях исключительной памяти обыкновенно мощная сенсорная  основа памяти соединяется в том  или ином соотношении с логическими  компонентами (особенно у Иноди и  Арну). Иноди с большой быстротой  производил арифметические операции над  числами, потому что пользовался  методами сокращенного счисления и  ему не приходилось, например, при  умножении многозначных чисел запоминать в отдельности каждое из произведений.

Далее, память у  людей различается: 1) по быстроте запоминания; 2) по его прочности или длительности; 3) по количеству или объему запоминаемого  и 4) по точности. В отношении каждого  из этих качеств память одного человека может отличаться от памяти другого.

Наконец, нужно  различать более непосредственный, иногда приближающийся к эйдетическому, тип памяти (как, например, у 3. Фрейда) и более опосредованный, основанный на хорошей организации навыков  умственной работы. Первый по большей  части ярче, второй — прочнее. Первый по преимуществу образный, второй —  речевой.

Говоря о типах  памяти, необходимо иметь в виду, что особенности процессов запоминания (быстрота, прочность его и т. д.) зависят от того, кто и что запоминает, от конкретного отношения данной личности к тому, что подлежит запоминанию.

5. Список литературы

1. Леонтьев А. Н. Развитие памяти. М., 1931.

2. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. - М., 1985.

3. Дудкин К.Н. Зрительное восприятие и память. - Л. 1985.

4. Немов Р.С. Психология Учебник для студентов. Кн. 1 Общие основы психологии. - М.: Просвещение 1994.

5. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. - СПб изд. «Питер» 1999.

6. Файгенберг И.М. Память и обучение. ЦОЛИТУВ, М. 1974.

7. Бэддели А. Ваша память. М., 2001. 
 

Информация о работе Память как психический процесс