Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 18:37, реферат
Восприятия, в которых человек познает окружающую действительность, обычно не исчезают бесследно. Они закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в дальнейшем в форме узнавания виденных нами предметов, воспоминания о пережитом, припоминания былого и т. д.
Осмысленное восприятие предметов всегда предполагает и включает их опознание, т. е. узнавание. Узнавание имеет место не только там, где мы опознаем и отожествляем определенный единичный предмет как тот же самый, который был уже прежде нами воспринят, но и в случаях обобщенного узнавания, когда мы опознаем воспринимаемый нами сейчас предмет как стол, стул, лампу, книгу и т. д. А без такого обобщенного узнавания предметов как относящихся к такому-то роду вообще не приходится говорить об осмысленном восприятии.
1.Введение……………………………………………………………….. 3
2.Память и восприятие………………………………………………….. 4
3. Органические основы памяти………………………………………... 10
3.Виды памяти…………………………………………………………… 13
4.Уровни памяти………………………………………………………… 14
5.Типы памяти…………………………………………………………… 17
6.Заключение…………………………………………………………….. 21
Память
дифференцируется и по характеру
наилучше запоминаемого материала.
Хорошая память на цвет может соединяться
с плохой памятью на числа, и наоборот.
Память на наглядно-образные и абстрактные
содержания, на математические формулы
и на эмоциональные переживания
может быть различна. Все особенности
восприятия и мышления, сенсорной
и эмоциональной сферы
Известны случаи исключительной специальной памяти в какой-либо одной определенной области. Особое внимание привлекла совершенно феноменальная память людей-счетчиков Иноди, Диаманди, Арну и других. Иноди мог повторить 42 цифры после однократного прочтения и после трехчасового сеанса мог повторить все цифры чисел до 300, встречавшиеся в задачах, которые ему задавались. При этом у Иноди был ярко выраженный слуховой тип памяти. «Я слышу цифры, — говорил он о себе, — мое ухо улавливает их; я слышу, как они звучат около моего уха такими, какими я их произносил, и это внутреннее слышание остается у меня значительную часть дня. Зрение мне не помогает, я не вижу цифр. Я даже сказал бы, что я очень затрудняюсь вспомнить цифры, когда мне показывают цифры написанными. Я предпочитаю, чтобы мне их сообщали посредством слов. Я чувствую замешательство в первом случае. Не люблю я также писать цифры. Писание не способствует запоминанию. Я предпочитаю их слышать». Диаманди, также отличавшийся феноменальной памятью, обладал зрительным типом памяти: он видел цифры написанными в форме квадратиков, как бы внутренне считывал их со снимка, на котором они написаны, и притом его собственной рукой. Исключительная сила запоминания была связана с глубоким инкорпорированием запоминаемого материала в собственную деятельность.
Очень яркий и психологически интересный случай феноменальной памяти замечательного счетчика С. Шерешевского описан А. Н. Леонтьевым1.
В случаях исключительной памяти обыкновенно мощная сенсорная основа памяти соединяется в том или ином соотношении с логическими компонентами (особенно у Иноди и Арну). Иноди с большой быстротой производил арифметические операции над числами, потому что пользовался методами сокращенного счисления и ему не приходилось, например, при умножении многозначных чисел запоминать в отдельности каждое из произведений.
Далее, память у людей различается: 1) по быстроте запоминания; 2) по его прочности или длительности; 3) по количеству или объему запоминаемого и 4) по точности. В отношении каждого из этих качеств память одного человека может отличаться от памяти другого.
Наконец,
нужно различать более
Говоря
о типах памяти, необходимо иметь
в виду, что особенности процессов
запоминания (быстрота, прочность его
и т. д.) зависят от того, кто и
что запоминает, от конкретного отношения
данной личности к тому, что подлежит запоминанию2.
Заключение
В проделанной работе мы разобрали структуру памяти.
Теперь можно сказать, что называется памятью, что по видам она подразделяется на моторную память, выражающуюся в навыках и привычках, образную память (зрительную, слуховую, осязательную и т. д.), память на мысли (логическую) и память на чувства (аффективную).
По концепции П. П. Блонского существуют 4 генетические ступени памяти, а именно: 1) моторная, 2) аффективная, 3) образная (по преимуществу зрительная) и 4) вербальная память.
Дифференциация типов памяти связана с тем, как сенсорная область служит наилучшей основой для воспроизведения, а также по характеру наилучше запоминаемого материала.
Список использованной литературы