Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:51, реферат
При возрастающих темпах жизни и нарастающей информации, проблема использования резервных возможностей становится особенно актуальной. Но для того чтобы извлекать резервы, надо прекрасно ориентироваться в глубинах человеческой психики, знать возможности и механизм памяти человека.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…....3
1 Память……………………………………………………...................5
1.1 Виды памяти и их особенности…………………………………….5
1.2 Механизм памяти…………………………………………………..11
2 Возможности памяти, резервы и виды ее проявления…………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…....22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..………....24
Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, т.е. отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека. Например, когда мы запоминаем нечто такое, что можно обозначить словом, то мы этим словом, как правило и пользуемся, мысленно произнося его про себя несколько раз, причем делаем это или осознанно, продуманно, или неосознанно, механически.
Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочняет ее следы в долговременной памяти.
В случаях болезненных нарушений долговременная и кратковременная память могут существовать и функционировать как относительно независимые. К примеру, при таком болезненном нарушении памяти, которое именуется ретроградной амнезией, страдает в основном память на недавно произошедшие события, но обычно сохраняются воспоминания о тех событиях, которые имели место в далеком прошлом. При другом виде заболевания – антероградной амнезии – сохранной остается и кратковременная память. Однако при этом страдает способность ввода новой информации в долговременную память.
1.2 Механизм памяти
Поступающая от органов ощущений информация обрабатывается сенсорной памятью, которая обеспечивает удержание этой информации в течение очень короткого времени (обычно меньше одной секунды). В соответствии с видом стимула сенсорная память может быть иконической (связанной со зрением), эхоической (связанной со слухом) и пр. Психологи полагают, что в сенсорной памяти удерживаются физические признаки информации: иными словами, на этом этапе происходит различение — мы «запоминаем» глазами или, скажем, носом.
Процесс забывания начинается сразу же после поступления информации. Исследования показывают, что если испытуемому в течение 50 миллисекунд предъявить 16 букв, а затем попросить назвать эти буквы, то сразу после предъявления он вспоминает около 70% увиденного.
Через 150 миллисекунд объем запомненной информации равен 25–35%, а через 250 миллисекунд уже вся информация из сенсорной памяти теряется.
Но если информация сохранилась (на нее обратили внимание), то она попадает в кратковременную память. Кратковременную память часто называют еще оперативной, или рабочей, потому что она нужна нам для выполнения определенных операций в процессе какой-то деятельности. Например, при чтении предложения в этом тексте в кратковременную память отправляются значения отдельных букв или предыдущих слов: это нужно, чтобы уловить смысл всего предложения. Информация в кратковременной памяти долго не задерживается: либо она сразу используется сознанием, либо она отправляется в соседний зал долговременной памяти, либо ее проглатывает ненасытное забывание.
Для кратковременной памяти верен закон «7 ± 2»: в ней может храниться лишь ограниченный объем информации, включающий от пяти до девяти объектов.
Например, если обычному человеку предъявить на несколько секунд рисунок, на котором изображено пятнадцать или двадцать предметов, то он по памяти сможет воспроизвести названия не более чем девяти из них.
Означает ли это, что учителя предъявляют на уроках непосильные требования к учащимся, заставляя их воспроизводить тексты, содержащие количество слов, в десятки раз превышающие объем «7 ± 2»? Ничего подобного! Мы можем запомнить гораздо больший объем осмысленного материала. Почему? Потому что многое зависит от того, как мы сгруппируем запоминаемый материал. Если его разбить на части так, что в каждой из них будет ярко представлена какая-то одна, самая важная, «опорная» мысль, то мы легко воспроизведем текст. Конечно, при условии что количество частей будет подчинено закону «7 ± 2». Таким образом происходит укрупнение единиц информации.
Однако заучивать материал надо так, чтобы он сохранился в памяти надолго, а еще лучше — навсегда. Для этого его следует переправить в долговременную память. Для перевода следов события в долговременную память требуется от пятнадцати минут до часа. Это время называется периодом консолидации.
Самым простым и привычным способом такого перевода обычно считается повторение. Однако механическое повторение, зазубривание не является эффективным. Давно доказано, что осмысленное запоминание имеет целый ряд преимуществ по сравнению с запоминанием механическим.
Для того чтобы запомнить материал, нужно: 1) понять его; 2) установить логику изложения или событий; 3) соответственно разбить материал на логические куски и найти в каждом из них «ключевую фразу», или «опорный момент».
Информация, которая перешла в долговременную память, может быть извлечена через длительное время. В процессе жизни человека часть информации из долговременной памяти теряется, а около 72% остается на всю жизнь. В долговременной памяти данные накапливаются в соответствии с их «значимостью». Извлечение информации из долговременной памяти происходит дольше, чем из кратковременной
Исследователи установили, что в обычных условиях человек может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв расположенных не по алфавиту, 4-5 цифр, 5 синонимов. И перегрузок практически не бывает. По мнению специалистов, обычно бывает достаточно запомнить не более 4-х цифр, 5-6 букв, 4 синонима и 6 десятичных цифр. Но объем памяти уменьшается, если альтернатива увеличивается. Так, например, объем памяти на различные предметы и цвета равен 3, на числа и точки - 8-9, на буквы - 6-9, на геометрические фигуры - 3-8 и т.д.
2 ВОЗМОЖНОСТИ ПАМЯТИ, РЕЗЕРВЫ
И ВИДЫ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
Среди многих выдающихся личностей мы нередко встречаем примеры феноменальной памяти безграничной по своим возможностям. Приведём несколько примеров. Историки утверждают, что персидский царь Кир, А. Македонский и Ю. Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у каждого превышало 30 тысяч человек. Такими же способностями обладал знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из 20-ти тысяч жителей греческой столицы Афины. Академик А.Ф.Иоффе по памяти знал таблицу логарифмов. Современник А.Ф.Иоффе – академик А.А.Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад, случайно и всего один раз. Все эти примеры наглядно демонстрируют безграничные возможности памяти.
Замечено, что до 20 - 25 лет память у людей улучшается, до 40 - 45
лет сохраняется примерно на одном уровне, а затем слабеет. Трудно найти человека, вполне удовлетворенного своей памятью. Между тем очень часто человек просто не умеет в полной мере использовать ее возможности.
Научится использовать имеющиеся резервы памяти даже важнее, чем заниматься ее развитием! Для этого нужно знать и использовать три фактора:
Первый фактор – использование внешней памяти. Внешняя память - это фиксация информации вне нашего мозга, преимущественно в виде различных записей (от блокнота до компьютера). Непременное условие: внешняя память должна быть хорошо организована, систематизирована. Внешняя память входит в число компенсаторных средств восполняющих недостаток интеллектуальных способностей.
Второй фактор – правильная организация своей памяти: уметь учитывать ее свойства и особенности, усвоить общие принципы ее действия.
Особенности своей памяти можно выявить самонаблюдением.
Если человек лучше усваивает материал, читая его про себя, помнит, как распределен текст в книге и безошибочно находит дорогу в малознакомых местах, быстро запоминает лица, то у него преобладает зрительная память. Если человек отлично воспринимает информацию на слух, то у него слуховой тип памяти.
Для двигательной (моторной) памяти характерно быстрое и легкое усвоение сложных движений. Люди, обладающие ею, лучше впитывают информацию, если сопровождают заучивание жестами, ходьбой, шепотом.
Важно знать, что во сне человек восстанавливает все знания, которые получил за день. Сотрудники Университета Чикаго доказали, что во время сна человек восстанавливает те знания, которые получил днем, даже если к вечеру кажется, что он напрочь все забыл, сон не только закрепляет воспоминания, но защищает их и восстанавливает «утраченную» информацию. Был проведен эксперимент со студентами колледжа, которые должны были разобрать слова, произносимые синтезатором речи. Участников эксперимента разделили на три группы. Лучше всего с заданием справились те, кто прошел повторное тестирование через час после тренировки, их результаты улучшились на 33 %. На 19% - те, кто тренировался вечером и повторно тестировался утром следующего дня. Хуже дела шли у тех, кто тренировался утром и проходил тестирование того же дня (10%). Но если тестирование проводили утром следующего дня, результаты были такими же, как у студентов из второй группы.
Третий фактор – улучшение памяти.
Существуют конкретные приемы и методы, позволяющие улучшить память. Пользоваться всей «обоймой» приемов очень трудно, да, видимо, и не нужно. Однако их не должно быть слишком мало. Если на вооружении всего два – три приема, они, скорее всего, будут постепенно «уставать» и все хуже служить, поэтому лучше усвоить десять приемов и время от времени их чередовать.
Существуют шесть методов, позволяющие улучшить память:
1) Метод внешней компенсации:
- физическое воспроизведение обстановки: вспоминать легче там, где запомнили;
- мысленное воспроизведение обстановки: вспомнить фон – место, звучавшую тогда музыку, освещение;
- тонизирующий прием: если информация запоминается с трудом, надо повторять ее с различными вариациями – громко и тихо, нараспев и скороговоркой, с необычным акцентом, сопровождая постукиванием….. Все это тонизирует память.
2) Метод сокращения:
- использование базовых понятий: если вычленить и запомнить понятия, на которых строится текст, то по ним легко восстановить все содержание;
- литературный прием: выписать и запомнить начальные буквы слов;
- редактирование: сделать текст более лаконичным; заодно нередко откладывается в памяти и то, что выбросили из текста ( конечно не так четко);
- уплотнение материала: в отличие от предыдущего приема переписываем текст своими словами, делая его максимально компактным, иногда одним словом можно заменить целую фразу;
- блочный прием: составить блок-схему, подчиняющуюся принципу семерки.
3) Метод цепи:
- прием «крючка»: надо чем-то связать новые сведения с уже имеющимися в памяти «крючком» – по смыслу, созвучию, цвету, внешнему виду;
- табличный матричный прием: материал заносится в таблицу, форму;
- смысловое «дерево»: главная мысль становится стволом дерева, а от него отходят ветви-идеи (не больше семи), затем идут веточки, также послушные принципу семерки;
- «город знаний»: для хранения разнородной информации можно «выстроить» целый город и вспоминая, медленно путешествовать по нему;
- перебор цепи: последовательно перебирать звенья воображаемой цепи, в которой должно хранится искомое, если обнаружится в цепи пропуск, то перескочить, пройдя вперед, а потом возвратится; если звено не восстановится – «переключится» на прием релаксации;
- перебор ситуаций: при переборе различных ситуаций возможно, всплывут нужные сведения.
4) Метод противоречия:
- контрастный фон: придумать для запоминания яркий фон, создающий эффект контраста;
- парадоксальное выражение содержания: краткая и образная формулировка, например, «парадокс есть четырехугольный треугольник»;
- абсурдные приемы: суть помогает запомнить абсурдные примеры;
- запоминание через забывания: желая забыть что-то, мы концентрируем на нем свое внимание и в результате запоминаем;
- релаксация: если в течение трех минут не удается что-либо вспомнить, нужно расслабить на несколько минут мускулы и постараться ни думать.
5) Логический метод:
- поиск закономерностей: найти в запоминаемом какие-либо закономерности – смысловые, числовые, ритмические;
- использование аналогий: найти на что похож объект;
- прием логического вывода: логическая связь объекта с известной информацией;
- прогнозирование следствий: представить, что будет, если не запомнить (или, наоборот запомнить) нужную информацию;
- доведение выводов до логического конца (абсурда): развить содержащую в материале мысль; возможно, мы придем к вполне здравому выводу, но может быть, и к абсурду; в любом случае усвоить материал будет легче.
6) Метод художественного оформления:
- картинное изображение материала: нарисовать зрительный образ того, о чем идет речь;
- распределение ролей: (восемь – толстая женщина, семь – усатый мужчина и т.д.)
-эмпатия: человек мысленно перевоплощается в объект запоминания;
- «улыбка»: найти в материале что-то веселое; можно карикатурно изобразить смысл, найти шутливое сравнение, смешно связать элементы материала.
Также для успешного запоминания материала нужно учитывать общие принципы памяти:
- принцип селекции: не стоит удерживать в памяти ничего лишнего;
- принцип «эгоизма»: необходима личная заинтересованность в предмете; если ее нет – связать каким- то образом скучную информацию с такой, которая занимает;
- принцип резерва: часть информации необходимо держать в «резерве», то есть во внешней памяти;
- принцип активности: повторение – мать учения;
- принцип семерки: если в материале более семи частей, блоков - он плохо усваивается; чтобы облегчить восприятие материала, его нужно разбить на главы, параграфы, абзацы;
- принцип оптимального режима: 40 – 50 минут работы и 10 – 15 минут отдыха;
- принцип оптимального фона: необходимо определить, какая окружающая обстановка благоприятна действует, и впоследствии придерживаться найденного; из общего правила – необходимость тишины – возможны исключения.
Информация о работе Память: возможность, резервы и виды ее проявлния