Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:51, реферат
При возрастающих темпах жизни и нарастающей информации, проблема использования резервных возможностей становится особенно актуальной. Но для того чтобы извлекать резервы, надо прекрасно ориентироваться в глубинах человеческой психики, знать возможности и механизм памяти человека.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…....3
1 Память……………………………………………………...................5
1.1 Виды памяти и их особенности…………………………………….5
1.2 Механизм памяти…………………………………………………..11
2 Возможности памяти, резервы и виды ее проявления…………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…....22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..………....24
Нетрудно предсказать; от того, каков предел чувствительности наших анализаторов, будет в немалой степени зависеть, какой объем информации поступит в мозг для запоминаний. Известно, например, что жители джунглей могут определить на слух местоположение гнезд диких пчел с расстояния в несколько сотен метров, а слух белого человека улавливал тот же звук на расстоянии не более десяти шагов. Итак, одна из резервных возможностей обогащения человеческой памяти: научиться путем тренировки совершенствовать наше зрение, слух и другие «приборы восприятия».
Имеется также возможность воздействовать на мозг человека через неслышимую и невидимую стимуляцию организма, называемую еще субсенсорной, то есть той, которая лежит ниже порога ощущения различных раздражителей. Это давно интересовало ученых. Еще в начале сороковых годов были выполнены оригинальные исследования. Испытуемым в специальные шумоизолирующие камеры, где они сидели, подавался звук, которой они не слышали, так как он был ниже порога человеческого восприятия. А затем через некоторое время включался электрический ток или яркий свет. Регистрируя при этом психофизические реакции людей в камерах (частоту сокращений, электрическую активность мозга, диаметр зрачка), исследователи заметили: у многих лиц эти реакции постепенно начинают меняться не только на сильный и явный раздражитель, но и на звук, который не осознавался участниками опыта. Значит – мозг все же регистрировал этот раздражитель.
Еще в начале нашего века было сделано такое наблюдение. В гипнотическом состоянии испытуемым лицам предлагалось заучивать на память стихи. Они это делали довольно успешно. Однако при пробуждении не помнили об этом задании гипнотизера, выученных стихов не узнавали и, конечно же, не могли их воспроизвести. Но когда попросили заучить те же самые стихи в состоянии бодрствования, то сделали они это чрезвычайно быстро и легко. Из подобных наблюдений вытекает такой вывод: информация, введенная в мозг в гипнотическом состоянии, способна не только откладываться в сейфах памяти, но и оказывать влияние на процесс обучения, происходящий при бодрствовании. Здесь надо отметить одну особенность: как образно выразился один ученый, в гипнотическом с состоянии сведения поступают в память не через парадный вход, где контролер за сознанием критически оценивает их, а через боковую «калитку» – бессознательную сферу. Она не проводит никакого контроля и коррекции того, что поступает в мозг.
Предпринимались и практические попытки использовать это влияние субсенсорной информации для практического воздействия на поведение людей. В частности, в одном из американских кинотеатров был проведен такой эксперимент, в ленту художественного фильма вмонтировали через каждые 24 стандартных кадра один рекламный кадр. «Пейте кока-колу!» зрители его не замечали. Однако через неосознанный уровень он проникал в память и оказывал действие на многих из тех, кто смотрел этот необычный фильм: появилась жажда и желание выпить кока-колы.
Резервные возможности памяти связаны и с надежностью ее функционирования. Несмотря на то что память человека подвержена многим заболеваниям, проходит определенные возрастные изменения, тем не менее надежность механизмов памяти удивительна.
Подсчитано, что мозг человека обладает девяти-десяти кратной избыточностью информационной емкости. Немалую долю резервов памяти дает пластичность нервной ткани, благодаря которой возможна взаимозамещаемость функций мозга. Взять хотя бы речь. Центр речи расположен в левом, доминантном полушарии. Но если оно серьезно повреждено, то управление всеми речевыми процессами переходит уже к правому полушарию, ранее считавшемуся второстепенным.
С одной стороны, раздельное функционирование, а с другой стороны, тесное взаимодействие левого и правого полушарий головного мозга создают богатейшие резервные возможности памяти. Сведения, даже если они передаются только в одну половину мозга, вызывают и оставляют следы возбуждений в обоих полушариях. Такое дублирование запоминания происходит благодаря большому количеству межполушарных нервных путей. Роли между нервными клетками в мозге распределены так, что определенные клетки дают ответы на поступившие в мозг сигналы со строго определенными параметрами и «молчат» на другие сигналы. Такая упорядоченность в работе и дает памяти базу для запечатления многочисленной информации. Трудно даже вообразить, что было бы с нашей памятью, если бы все мозговое вещество человека одновременно давало ответ на все раздражения, поступившие извне. К счастью это не происходит.
Ученые смогли описать резервы памяти языком математики и приблизительно оценить количественно. Фантастические расчеты объема долговременной памяти человека представили инженеры и математики. Они полагают, что человек за 68 – 70 лет в состоянии запомнить 10 – 1021 битв информации. Такой объем информации хранит в настоящее время в своих стенах библиотека имени В.И.Ленина. Так что каждому из нас есть, на что рассчитывать в своей памяти и есть что беречь.
Память представляет собой познавательный процесс, потенциально содержащий огромные резервы для изменения и улучшения.
Эффективность работы памяти взрослых людей – это прежде всего эффективность организации работы словесно-логической памяти, и предела совершенствованию здесь нет. Так, для улучшения запоминания можно использовать логическую организацию запоминаемого материала (уменьшить объем информации, которую необходимо запомнить; часть информации можно воспроизвести, не запоминая, а следуя логике размышления), установление в запоминаемом материале смысловых связей или связи с уже известным, выделение ключевых моментов в запоминаемом материале, создание эффективных внешних средств, если таковые можно использовать (план, конспект, шпаргалка).
По количеству выделяемых видов и способов классификации память обгоняет все другие познавательные процессы. Память, которая на житейском уровне представляется единой целостной способностью (она четко выделяется по результату – тому, что человек запомнил), на уровне психологического анализа представляет как совокупность многочисленных и отличающихся процессов. Их многообразие столь велико, что многие психологи задаются вопросом: а существует ли вообще нечто единое, называемое памятью?
Из многообразия видов памяти есть такие, которые имеют очевидное прикладное значение: непосредственная (память образная, эйдетическая (натуральная), запечатление) и память опосредованная (словесно-логическая).
Развитие памяти – это прежде всего совершенствование работы памяти словесно-логической, без которой невозможно запоминание огромных массивов информации необходимых человеку в его повседневной жизни, работе, учебе. Натуральная память ослабевает во многом потому, что над ней «настраивается» другая система памяти, которой человек обучается все более эффективно пользоваться, возможности непосредственной, образной памяти остаются не задействованы; а эти возможности чрезвычайно велики у каждого.
Так один из путей улучшения памяти – это использование резервов образной памяти, например через создание мысленных образов запоминаемого материала или образов, как-то с этим материалом связанных – зрительных, слуховых и т.д.
Резервы мозга, данные нам природой, можно реализовать нагрузив левое и правое полушария. Для этого нужна литература, поэзия, спорт, музыка, театр, живопись и т.д. Нужна работа руками – умение общаться с инструментами, умение шить, вязать, готовить и т.д. Надо понять, что человек может больше, чем делает.
Наступит время, когда каждый человек путем упорной работы сможет распоряжаться своими интеллектуальными и другими возможностями и подняться до уровня таланта. Потенциал для совершенствования памяти практически безграничен.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Вартинян Г.А., Пирогов А.А Механизмы памяти - ЦНСЛ: Наука.1988
2 Маклаков А. Общая психология: Учебник для вузов - Спб: Питер.2003
3 Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений .М: Гуманитарное изд.центр: «Владос».2000
4 Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Изд. «Феникс».1997
Информация о работе Память: возможность, резервы и виды ее проявлния