Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:39, контрольная работа
В настоящей работе будут рассмотрены вопросы, касающиеся общих вопросов функционирования памяти, а приведены практические рекомендации по тренировке и развитию памяти.
Введение 3
Память. Общие положения 4
Теории памяти 4
Виды и процессы памяти 7
Кратковременная и долговременная память 11
Развитие памяти. Мнемоника 13
Метод Цицерона 14
Метод ассоциаций 14
Значение памяти в жизнедеятельности человека 14
Заключение 16
Литература 18
Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например речевых, музыкальных.
Эмоциональная память - это память на бывшие когда-либо переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает сильные эмоциональные переживания, запоминается им прочнее и на более длительный срок.
Выделяют также кратковременную память, долговременную память, оперативную память, промежуточную память.
Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5- 7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2 кратного повторения информации. Кратковременная память ограничена по объему, при однократном предъявлении в кратковременной памяти помещается в среднем 7±2 объектов. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное добиться, чтобы эти “куски” были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный “кусок-образ”. Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален.
Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации, бывает двух типов: с сознательным доступом т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию; и закрытая - человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека.
Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной, так и из долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей деятельности.
Промежуточная память - обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.
Также выделяют мгновенную память. Мгновенная память связана с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается произвольному управлению. Образ в мгновенной памяти не обладает константностью - это образ ощущения, а не восприятия. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира.
Рассмотрим основные мнемические (связанные с памятью) процессы:
Запечатление (запоминание) - начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации).
Хранение - накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.
Воспроизведение (извлечение) - информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.
Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.
Забывание
- процесс, необходимый для эффективной
работы памяти. С помощью забывания
человек поднимается над
Кратковременная
и долговременная
память.
Как уже было сказано выше, в кратковременной памяти сохранение материала ограничено определенным, небольшим периодом времени. Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием.
Долговременная память рассчитана на длительное хранение информации; она не связана с актуальным сознанием человека и предполагает его способность в нужный момент вспомнить то, что когда-то было им запомнено.
При пользовании ДП для припоминания нередко требуются определенные волевые усилия, поэтому ее функционирование обычно связано с волей.
Для поддержания информации в кратковременной памяти всегда требуется поддержание непрерывного внимания к запоминаемому материалу в течение всего времени его удержания в памяти; при долговременном запоминании в этом нет необходимости.
Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, т.е. отражение запоминаемого в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой и зрительной системах человека. Часто, для того чтобы нечто действительно запомнилось, стараются по ассоциации с ним вызвать определенную эмоциональную реакцию. Такую реакцию можно рассматривать как особый психофизический механизм, способствующий активизации и интеграции процессов, служащих средством запоминания и воспроизведения.
Рассмотрим основные характеристики кратковременной памяти. Как уже говорилось ее средний объем ограничен 7±2 единицами интегрированной информации. Этот объем индивидуален, он характеризует природную память человека и имеет тенденцию сохранятся в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется объем механической памяти, которая функционирует без активного включения мышления в процесс запоминания.
С
особенностями КП, обусловленными ограниченностью
ее объема, связано такое свойство,
как замещение. Оно проявляется
в том, что при переполнении индивидуального
устойчивого объема кратковременной
памяти человека, вновь поступающая
в нее информация, частично вытесняет
уже хранящуюся там. Субъективно это может
проявляться, например, в непроизвольном
переключении внимания человека с запоминания
на что-либо другое.
Без КП невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться только то, что когда-то было в КП. Иначе говоря, КП выступает в роли своеобразного фильтра, который пропускает нужную информацию в ДП, одновременно осуществляя в ней строгий отбор.
Одно из главных свойств КП состоит в том, что этот вид памяти при определенном условии тоже не имеет временных границ. Это условие состоит в возможности непрерывно повторять ряд только что прослушанных слов, цифр и т.п. Для поддержания информации в КП необходимо поддержание активности, направленной на запоминание, без отвлечения внимания на другой вид деятельности, сложной умственной работы.
Рассмотрим теперь особенности и механизмы работы ДП. Она обычно включается в дело не сразу после того, как был воспринят материал, а спустя, по крайней мере, несколько минут. При переводе информации из КП в ДП она обычно еще раз перекодируется и включается в смысловые структуры и связи, уже имеющиеся в ДП. В отличие от КП в долговременной этот процесс является ни слуховым, ни зрительным. Он, скорее, основан на мышлении, на сознательном придании запоминаемому определенного, известного запоминающему смыслового значения. Т.о., ДП имеет смысловую организацию.
Существенную
роль в ДП играет речь. То, что можно
выразить словами, обычно запоминается
легче и лучше, чем то, что может быть воспринято
только зрительно или на слух. При этом
если слова выступают не просто как вербальная
замена запоминаемого материала, а выступают
результатом его осмысления, то такое
является наиболее продуктивным.
Объем как общих знаний в мире, так и по отдельным направлениям, специальностям возрос за последнее столетие в несколько, а то и десятки раз. При этом этот объем постоянно увеличивается, пополняясь все большим количеством новой информации. Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации является одной из необходимых задач для человека в современном обществе. Без совершенствования собственной памяти современный человек рискует отстать от все более динамичного развития общества, потеряться в огромном потоке информации. Мнемоника или как её ещё называют мнемотехника - это набор способов и приёмов для запоминания информации. Используя мнемонику, можно запоминать большие объёмы информации: наборов чисел, слов, текстов.
Мнемотехника не является изобретением нашего времени - она была известна уже со времён античности. В ту пору большое значение имело умение выступать на публике, и приходилось специально обучаться ораторскому искусству. Среди прочего оно включало в себя логику - как умение аргументировано объяснить свою позицию и вести споры и мнемонику - как средство запоминать информацию. Запомнить речь, с которой приходится выступать, привести в качестве аргумента в споре факт, о котором прочитал лишь однажды (ведь рукописи в то время переписывались вручную и их было немного) - основное назначение мнемотехники в те времена. И если логика поднята Аристотелем до вершин науки, то мнемотехнике повезло меньше.
Наиболее известный мнемонист тех времён - древнеримский политик, оратор и философ Цицерон. Метод Цицерона или метод римской комнаты - один из основных методов мнемотехники на сегодняшний день.
Мнемонические
приёмы основаны в основном на создании
ассоциаций или связей между запоминаемыми
фактами. Основная часть запоминаемой
информации имеет логическую природу.
Как правило это числа, конкретные факты
и пр. Приёмы мнемотехники связывают между
собой факты с помощью образов, обеспечивая
надёжное запоминание информации.
Метод
Цицерона.
Суть
метода состоит в том, что запоминаемые
единицы информации надо мысленно расставлять
в хорошо знакомой комнате в строго определенном
порядке. Затем достаточно вспомнить эту
комнату, чтобы воспроизвести необходимую
информацию. Именно так и поступал Цицерон
при подготовке к своим выступлениям -
он прогуливался по своему дому и мысленно
размещал ключевые моменты своего выступления
в нем.
Метод
ассоциаций.
Суть
метода в том, что между двумя
словами или объектами
Значение
памяти в жизнедеятельности
человека.
Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения.
Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.
И. М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память - это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый,- уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».