Память. Значение памяти в жизнедеятельности человека. Виды памяти. Мнемические приемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:39, контрольная работа

Описание

В настоящей работе будут рассмотрены вопросы, касающиеся общих вопросов функционирования памяти, а приведены практические рекомендации по тренировке и развитию памяти.

Содержание

Введение 3
Память. Общие положения 4

Теории памяти 4

Виды и процессы памяти 7

Кратковременная и долговременная память 11
Развитие памяти. Мнемоника 13

Метод Цицерона 14

Метод ассоциаций 14

Значение памяти в жизнедеятельности человека 14

Заключение 16

Литература 18

Работа состоит из  1 файл

Психология.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

      Слуховая  память - это хорошее запоминание  и точное воспроизведение разнообразных  звуков, например речевых, музыкальных.

     Эмоциональная память - это память на бывшие когда-либо переживания. Она участвует в  работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно  основана прочность запоминания  материала: то, что у человека вызывает сильные эмоциональные переживания, запоминается им прочнее и на более длительный срок.

      Выделяют  также кратковременную память, долговременную память, оперативную память, промежуточную  память.

      Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5- 7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2 кратного повторения информации. Кратковременная память ограничена по объему, при однократном предъявлении в кратковременной памяти помещается в среднем 7±2 объектов. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное добиться, чтобы эти “куски” были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный “кусок-образ”. Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален.

      Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации, бывает двух типов: с сознательным доступом  т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию; и закрытая - человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека.

      Оперативная память - вид памяти, проявляющийся  в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной, так и из долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей деятельности.

      Промежуточная память - обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

      Также выделяют мгновенную память. Мгновенная память связана с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается  произвольному управлению. Образ  в мгновенной памяти не обладает константностью - это образ ощущения, а не восприятия. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира.

      Рассмотрим  основные мнемические (связанные с  памятью) процессы:

      Запечатление (запоминание) - начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации).

      Хранение - накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.

      Воспроизведение (извлечение) - информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.

      Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем  вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.

     Забывание - процесс, необходимый для эффективной  работы памяти. С помощью забывания  человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.  
 
 

      Кратковременная и долговременная память. 

      Как уже было сказано выше, в кратковременной  памяти сохранение материала ограничено определенным, небольшим периодом времени. Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием.

      Долговременная  память рассчитана на длительное хранение информации; она не связана с актуальным сознанием человека и предполагает его способность в нужный момент вспомнить то, что когда-то было им запомнено.

      При пользовании ДП для припоминания нередко требуются определенные волевые усилия, поэтому ее функционирование обычно связано с волей.

      Для поддержания информации в кратковременной  памяти всегда требуется поддержание  непрерывного внимания к запоминаемому материалу в течение всего времени его удержания в памяти; при долговременном запоминании в этом нет необходимости.

      Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное  кодирование, т.е. отражение запоминаемого  в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой и зрительной системах человека. Часто, для того чтобы нечто действительно запомнилось, стараются по ассоциации с ним вызвать определенную эмоциональную реакцию. Такую реакцию можно рассматривать как особый психофизический механизм, способствующий активизации и интеграции процессов, служащих средством запоминания и воспроизведения.

      Рассмотрим  основные характеристики кратковременной  памяти. Как уже говорилось ее средний  объем ограничен 7±2 единицами интегрированной информации. Этот объем индивидуален, он характеризует природную память человека и имеет тенденцию сохранятся в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется объем механической памяти, которая функционирует без активного включения мышления в процесс запоминания.

      С особенностями КП, обусловленными ограниченностью  ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется  в том, что при переполнении индивидуального  устойчивого объема кратковременной  памяти человека, вновь поступающая в нее информация, частично вытесняет уже хранящуюся там. Субъективно это может проявляться, например, в непроизвольном переключении внимания человека с запоминания на что-либо другое.  

      Без КП невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться только то, что когда-то было в КП. Иначе говоря, КП выступает в роли своеобразного фильтра, который пропускает нужную информацию в ДП, одновременно осуществляя в ней строгий отбор.

      Одно  из главных свойств КП состоит в том, что этот вид памяти при определенном условии тоже не имеет временных границ. Это условие состоит в возможности непрерывно повторять ряд только что прослушанных слов, цифр и т.п. Для поддержания информации в КП необходимо поддержание активности, направленной на запоминание, без отвлечения внимания на другой вид деятельности, сложной умственной работы.

      Рассмотрим  теперь особенности и механизмы  работы ДП. Она обычно включается в  дело не сразу после того, как  был воспринят материал, а спустя, по крайней мере, несколько минут. При переводе информации из КП в ДП она обычно еще раз перекодируется и включается в смысловые структуры и связи, уже имеющиеся в ДП. В отличие от КП в долговременной этот процесс является ни слуховым, ни зрительным. Он, скорее, основан на мышлении, на сознательном придании запоминаемому определенного, известного запоминающему смыслового значения. Т.о., ДП имеет смысловую организацию.

      Существенную  роль в ДП играет речь. То, что можно  выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. При этом если слова выступают не просто как вербальная замена запоминаемого материала, а выступают результатом его осмысления, то такое является наиболее продуктивным. 
 

  1. Развитие памяти. Мнемоника.
 

      Объем как общих знаний в мире, так  и по отдельным направлениям, специальностям возрос за последнее столетие в несколько, а то и десятки раз. При этом этот объем постоянно увеличивается, пополняясь все большим количеством  новой информации. Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации является одной из необходимых задач для человека в современном обществе. Без совершенствования собственной памяти современный человек рискует отстать от все более динамичного развития общества, потеряться в огромном потоке информации. Мнемоника или как её ещё называют мнемотехника - это набор способов и приёмов для запоминания информации. Используя мнемонику, можно запоминать большие объёмы информации: наборов чисел, слов, текстов.

      Мнемотехника  не является изобретением нашего времени - она была известна уже со времён античности. В ту пору большое значение имело умение выступать на публике, и приходилось специально обучаться  ораторскому искусству. Среди прочего оно включало в себя логику - как умение аргументировано объяснить свою позицию и вести споры и мнемонику - как средство запоминать информацию. Запомнить речь, с которой приходится выступать, привести в качестве аргумента в споре факт, о котором прочитал лишь однажды (ведь рукописи в то время переписывались вручную и их было немного) - основное назначение мнемотехники в те времена. И если логика поднята Аристотелем до вершин науки, то мнемотехнике повезло меньше.

      Наиболее  известный мнемонист тех времён - древнеримский политик, оратор и философ Цицерон. Метод Цицерона или метод римской комнаты - один из основных методов мнемотехники на сегодняшний день.

      Мнемонические приёмы основаны в основном на создании ассоциаций или связей между запоминаемыми фактами. Основная часть запоминаемой информации имеет логическую природу. Как правило это числа, конкретные факты и пр. Приёмы мнемотехники связывают между собой факты с помощью образов, обеспечивая надёжное запоминание информации.  

      Метод Цицерона. 

      Суть метода состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям - он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем. 

      Метод ассоциаций. 

      Суть  метода в том, что между двумя  словами или объектами устанавливается  связь, которая создает из предметов не имеющих между собой ничего общего единое целое. Под ассоциацией понимается такая связь между объектами или явлениями в психике человека, которая при появлении в сознании одного из объектов, включенных в ассоциацию, влечет появление другого объекта. В ассоциации могут участвовать два и более объектов. 
 

      Значение  памяти в жизнедеятельности  человека. 

      Память  имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет  представления о воспринятых  ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения.

      Если  бы человек не обладал памятью, его  мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.

      И. М. Сеченов считал память «основным  условием психической жизни», «краеугольным  камнем психического развития». Память - это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый,- уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

Информация о работе Память. Значение памяти в жизнедеятельности человека. Виды памяти. Мнемические приемы