Память. Значение памяти в жизнедеятельности человека. Виды памяти. Мнемические приемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:39, контрольная работа

Описание

В настоящей работе будут рассмотрены вопросы, касающиеся общих вопросов функционирования памяти, а приведены практические рекомендации по тренировке и развитию памяти.

Содержание

Введение 3
Память. Общие положения 4

Теории памяти 4

Виды и процессы памяти 7

Кратковременная и долговременная память 11
Развитие памяти. Мнемоника 13

Метод Цицерона 14

Метод ассоциаций 14

Значение памяти в жизнедеятельности человека 14

Заключение 16

Литература 18

Работа состоит из  1 файл

Психология.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

      Такими  были бы и наши действия: мы ограничивались бы в них лишь врожденными реакциями  на непосредственные раздражения и были бы лишены возможности планировать на основе предшествующего опыта нашу будущую работу. Память органически участвует также в процессе восприятия. «Видимое и слышимое нами всегда содержит в себе элементы, уже виденные и слышанные прежде. В силу этого во время всякого нового видения и слышения к продуктам последнего присоединяются воспроизводимые из склада памяти сходственные элементы, но не в отдельности, а в тех сочетаниях, в которых они зарегистрированы в складе памяти» (И. М. Сеченов).

      Всякое  восприятие предполагает понимание того, что воспринимается, а это возможно лишь при участии воспроизведенных в памяти представлений из прошлого опыта.

      Особо важную роль память играет в учебной  работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество, разнообразного учебного материала. Поэтому педагогически важно развивать у учащихся хорошую память.

      Хорошей считается память того человека, который  быстро запоминает необходимый материал, длительно сохраняет его в  своей памяти и точно воспроизводит. 
 

      Заключение. 

      В работе были рассмотрены общие вопросы  функционирования памяти и методика ее развития.

      Память  человека - одно из важнейших направлений  исследований как психологии, так  и биологии, физиологии, и, казалось бы, далеких от изучения человека различных технико-математических наук. Исследование памяти, понимание ее функционирования не является сугубо теоретической задачей. Оно имеет огромное практическое значение. В современных условиях память выступает как одно из важнейших свойств человека, позволяющее ему ориентироваться в окружающем мире, не потеряться в громадном потоке информации. Без развитой памяти сейчас практически труднодостижимо гармоническое развитие личности, овладение ею необходимыми в современном обществе знаниями и умениями, навыками.

      С развитием кибернетики, других направлений, работающих над созданием искусственного интеллекта изучение памяти стало необходимостью и для технических наук. Без  понимания механизма функционирования мыслительный процессов человека, в частности его памяти невозможно создание так нужных в современном обществе интеллектуальных и псевдоинтеллектуальных систем.

      Не  каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить  необходимую ему информацию. Конечно  можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео- и компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать. У представителей многих профессий - летчиков, космонавтов и т.д. - зачастую просто нет времени обращаться к другим источникам информации, кроме собственной памяти.

      Поэтому так важна тренировка памяти, ее развитие, развитие способностей по анализу огромного потока поступающей информации.

      С развитием общества объем информации, которой человеку необходимо держать  в памяти все возрастает. Возникают  опасения, что когда-нибудь человеческий мозг уже не сможет вместить все что ему нужно. Однако природа наделила нас громадными резервами памяти, многие из которых еще не изучены или даже неизвестны.  Поэтому, как представляется в этом вопросе мы можем смотреть в будущее с оптимизмом, и наша память и в дальнейшем будет нам верным другом и помощником. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Литература: 

  1. Столяренко  Л.Д. Общая психология. Учебник для  ВУЗов. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996
  2. Первушина О.Н. Общая психология. Методические указания. Изд-во НГУ, 1996
  3. Немов Р.С. Психология. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1990
  4. Мнемоника. Методическое пособие. - http://bookap.by.ru/mnemonica/mnem/oglav.htm
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Вопросы к контрольной  работе: 

6. Чем отличается понятие "личность" от понятий "человек", "индивид" и

"индивидуальность"? Или, по-вашему, они тождественны? 

     «Человек» -  представитель вида Homo sapiens, живое существо, обладающее даром мышления  и  речи,  способностью создавать орудия, и пользоваться  ими  в  процессе  общественного  труда.  С биологической точки зрения, человек - высшая ступень  развития  животных  на земле.  В  то  время  как   поведение   животного   полностью   определяется инстинктами,  поведение  человека  непосредственно  определяется  мышлением, чувствами, волей, степенью познания законов природы, общества, самого себя.

     «Индивид»  -  употребляется  для  обозначения   всякого   отдельно   взятого  представителя  человеческого  рода,   единичного   представителя   какого-то целого. В  основе  понятия  индивида  лежит  факт  неделимости,  целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей.    «Индивид» -  конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума,  воли, потребностей  и  т.д.  Понятие  «индивид»  в  этом  случае  употребляется  в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса  не  фиксируются как  особенности  действия  различных  биологических  факторов   (возрастных особенностей,  пола,  темперамента),  так  и  различия  социальных   условий жизнедеятельности человека.

     «Индивидуальность» - своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека, отличающих его от других людей. Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности.

     «Личность» - социальный  облик  человека  как  субъекта   общественных

отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей,  которые  он играет в обществе. Известно, что каждый человек  может  выступать  сразу  во многих ролях. В процессе исполнения  всех  этих  ролей  у  него  формируются соответствующие  черты   характера,   манеры   поведения,   формы   реакции, представления,  убеждения,  интересы,   склонности   и   т.д.,   которые   в совокупности и образуют то, что называем личностью.

      В отличие от индивида, личность  не  есть  целостность,  обусловленная

генотипом:  личностью  не  рождаются,  личностью  становятся.   Определенное

влияние на развитие  и формирование личности  оказывает процесс  становления  социального «Я». Становление социального  «Я»  возможно  только  как  процесс  усвоения мнения значимых людей для человека, то есть через понимание других людей. Личностью человек станет,  когда  начнёт  совершенствовать  социальный фактор своей деятельности, то есть ту  её  сторону,  которая направлена  на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения,  но только такие, которые реализуются в деятельности.

      Осознав себя как личность, определив  свое место в обществе и  жизненный

путь (судьбу), человек становится индивидуальностью,   обретает  достоинство

и  свободу,  которые  позволяют  отличить  его  то  любой  другой  личности,

выделить  ее среди прочих.  
 

13. Что такое способности? Являются ли они врожденными особенностями

личности или полностью приобретаются при жизни? Или врожденными являются некие возможности (задатки), которые проявляются и развиваются в деятельности? Могут ли развиваться способности у человека, например, к математике или музыке, к технике или к управленческой деятельности, если вначале никаких задатков замечено не было? 
 

В современной  психологии и на протяжении всей истории  её развития можно встретить разные определения понятия «Способности»: 
1. «Способности» - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психологических процессов и состояний. Это наиболее широкое и старое определения способностей. 
2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Таким образом, под способностями понимаются устойчивые свойства людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в различных видах деятельности. Есть, например, способности, от которых зависят успехи в обучении. Они определяются скоростью и качеством приобретаемых человеком знаний, умений, навыков. Есть также музыкальные, художественно - изобразительные, литературные, лингвистические, математические, организаторские и множество других способностей. Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов деятельности, в которые включаются люди. Кроме способностей существует понятие задатки.

       «Задатки» - это качества, благодаря  которым у человека могут успешно  формироваться и развиваться  способности. Без соответствующих  задатков хорошие способности невозможны, но задатки это вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно появятся хорошие способности. Люди отличаются друг от друга по своим задаткам, и этим объясняется то, почему при равных условиях обучения и воспитания у одних людей способности быстрее развиваются, достигают в конечном счете более высокого уровня, чем у других. Основные отличия задатков от способностей в следующем. Задатки даны (заданы - отсюда и название) человеку с рождения или возникают благодаря естественному развитию организма. Способности приобретаются в результате обучения. Для того, чтобы иметь задатки, человеку не нужно принимать со своей стороны никаких усилий. Задатки не «требуют», чтобы человек активно включался в те виды деятельности, с которыми эти задатки функционально связаны. Способности без активного участия человека в тех видах деятельности, к которым они относятся, не формируются.  
        Чтобы задатки превратились в ярко - выраженные способности, необходимо с детства создавать условия для их формирования: занятие детей техническим, научным и художественным творчеством, многоплановость деятельности ребенка, широта и разнообразие сфер его общения.

Информация о работе Память. Значение памяти в жизнедеятельности человека. Виды памяти. Мнемические приемы