Память

Автор работы: Наталья Михайличенко, 15 Августа 2010 в 11:41, реферат

Описание

Память представляет собой совокупность процессов запоминания, сохранения, воспроизведения, припоминания, а также забывания. Забывание - процесс противоположный сохранению. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем, что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Забывание может быть как полезным, так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Забывание как процесс памяти 5
1.1.Забывание в различных психологических теориях 5
1.2.Забывание как нормальный и патологический процесс 12
1.3.Преодоление забывания как результат развития памяти 20
2. Исследование влияния промежуточной деятельности на забывание 27
2.1.Ход и методика исследования 27
2.2.Полученные данные 29
2.3.Результаты исследования и их обсуждение 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

Память.rtf

— 985.28 Кб (Скачать документ)

      Типичным примером прогрессирующей амнезии является корсаковский синдром, описанный выше. Клинические наблюдения позволяют сформулировать закон, согласно которому происходит потеря и восстановление памяти. Основные факты таковы:

      1) раньше всего появляются расстройства в запоминании недавних событий;

      2) затем начинается разрушение и той основы памяти, на которой строятся умственные процессы;

      3) аффективные способности исчезают гораздо медленнее, чем умственные, т.е. память на чувства оказывается более устойчивой;

      4) дольше всего сохраняются навыки и привычки.

      «Таким образом, постепенное уничтожение памяти имеет свой логический ход, подчиняется закону. Память теряется постепенно, начиная с неустойчивого и кончая стойким. Сначала разрушение касается недавних воспоминаний, которые, как плохо запечатлевшиеся в нервных элементах, редко оживляющиеся, а потому слабо ассоциированные с другими состояниями памяти, имеют организацию, находящуюся на у самой низкой ступени развития. Заканчивается этот процесс памятью чувственною, инстинктивною, глубоко лежащею в организме, составляющею как бы часть его или даже весь организм, памятью, которая отличается самой высокой организацией»14. Первыми поражаются высшие функции, затем сфера эмоций и затем сфера навыков и привычек.

      Причиной патологического забывания могут быть различные локальные поражения головного мозга. Поражение лобных долей, например, не приводит к потере памяти, однако затрудняет мнемическую деятельность вследствие патологической инертности возникающих стереотипов и трудностей переключения с одного звена запоминаемой системы на другие. Общемозговые нарушения психической деятельности обусловливают нестойкость и слабость следов памяти, что выражается в снижении объема запоминаемого материала и значительном влиянии малейшей интерференции конкурирующего материала на запоминание основного.

      Основная ценность клинических наблюдений за различными видами расстройств памяти состоит в том, что они уже через короткое время позволяют делать выводы о функционировании памяти и формулировать психологические законы, основанные на биологических фактах.

      1.3.Преодоление забывания как результат развития памяти

 

      Преодоление забывания имеет большое практическое значение, так как большинство людей, обладающих нормальной, невыдающейся памятью, считают забывание все же негативным явлением, тормозящим эффективное обучение, противодействующее организации продуктивной деятельности.

      Развитие памяти может идти несколькими путями:

  1. создание благоприятных условий для запоминания, сохранения и воспроизведения материала;
  2. учет при запоминании фундаментальных закономерностей функционирования памяти;
  3. овладение мнемотехническими приемами, улучшающими запоминание;
  4. овладение мнемотехническими приемами, предотвращающими собственно забывание.

      Процесс забывания может быть более или менее глубоким. В соответствии с этим актуализация забытых образов или мыслей в большей или меньшей мере затрудняется либо становится вообще невозможной. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей. Включенность памяти в деятельность человека, постоянное ее использование, по-видимому, является наипервейшим условием предотвращения забывания и, одновременного усиления, развития памяти. «При этом невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он полностью потерян, совершенно выпал из опыта личности. Забывается конкретная, «фактическая» форма материала, в то время как его существенное, устойчиво значимое содержание включается в соответствующие знания и формы поведения и воспроизводится в этих формах поведения в интегрированном виде»15. Если человек долго не использует информацию, хранящуюся в памяти, а по истечении лет вынужден к ней прибегнуть, то с некоторым усилием ему, скорее всего, удастся восстановить, казалось бы, утраченные навыки или знания. То, что, включаясь в деятельность личности, остается значимым для нее, не забывается. Включение в деятельность -- надежное средство связи материала с потребностями человека и, следовательно, борьбы с забыванием.

      Одним из приемов такого включения является систематическое повторение того, что должно быть сохранено, т.е. упражнение памяти на конкретном материале. Роль упражнения впервые была обоснована бихевиористами. Они вообще понимали память только в связи с упражнением «Память - это общий термин для выражения того факта, что после некоего периода неупражнения в известных навыках функция не исчезает, а сохраняется как часть организации индивида, хотя она может вследствие неупражнения претерпевать большие или меньшие нарушения»16.  Полезность повторения рассматривалась и в когнитивных теориях памяти. Упражнение по мнению многих практиков имеет решающее значение для развития памяти вообще, а не только для запоминания конкретного материала. Например, В. Аткинсон, пропагандируя систему накопления позитивных изменений памяти при помощи постоянных упражнений, пишет: «Метод, названный нами «системой накопления» есть единственная естественная система развития памяти. Она не зависит от каких-либо уловок, намеков и прочего, но исходит из той теории, что развитие памяти должно идти постепенно и легкими переходами. Она имеет в виду развитие памяти, а не перегружение ее «методами»17. Ее основная мысль та, что память, подобно мускулам, должна развиваться постепенно, при помощи легких, постоянно повторяемых упражнений». Сама по себе мотивированность деятельности поддерживает работу памяти и предотвращает забывание актуальной информации, связанной с текущей деятельностью. В экспериментах П. И. Зинченко исследовалось влияние совершаемой деятельности на непроизвольное  запоминание. Его испытуемые раскладывали группы карточек в зависимости от номеров, стоящих на них (в первой серии эксперимента) или в зависимости от изображения, которое испытуемый должен был отнести к определенному классу (во второй серии эксперимента). Оказалось, что испытуемые запоминали и воспроизводили, в основном, номера картинок, когда их деятельность заключалась в складывании карточек по порядку. И называли, в основном, изображения на картинках, когда их деятельность заключалась в классификации изображений. «Основное различие в условиях наших опытов заключалось в том, что в первом опыте предметом деятельности были картинки, а во втором - числа. Это и обусловило высокую продуктивность их запоминания, хотя предмет деятельности в этих опытах и сама деятельность были разными. Отсутствие целенаправленной деятельности по отношению к этим же объектам там, где они выступали в опытах в роли только фоновых раздражителей, привело к резкому снижению их запоминания. Это различие обусловило резкое расхождение результатов запоминания. Значит, причиной высокой продуктивности запоминания картинок в первом опыте и чисел во втором является деятельность наших испытуемых по отношению к ним»18.

      Менее устойчивое, а также временное забывание может быть связано с действием отрицательной факторов. Сильные посторонние раздражители во время заучивания могут либо затруднять образование новых временных связей, снижая эффективность запоминания, либо ослаблять, как бы стирать следы ранее выработанных связей и вызывать тем самым забывание. Характер такого забывания - ретроактивное и проактивное торможение, рассмотренное нами в Главе 1. Отсюда вытекают важные в практическом отношении выводы, особенно ценные для практики образования. Во-первых, при переходе от одного материала к другому необходимо делать небольшой перерыв, отдыхать от умственной работы. Во-вторых, готовя домашние задания, надо по возможности учить менее сходные по содержанию предметы. Этим правилом надо руководствоваться и при составлении расписания занятий. Проактивное и ретроактивное торможение проявляется и в пределах какой-либо одной деятельности, в частности, в процессе заучивания заданного материала. Известно, что середина материала запоминается хуже, чем начало и конец: середина подвергается отрицательному влиянию и проактивного, и ретроактивного торможения, особенно если материал велик по объему. Поэтому середина материала требует большего числа повторений. Необходимо придерживаться размеренного, неторопливого темпа работы: надо дольше держать внимание на предмете, только тогда раздражения в мозгу закрепляются.

      Временное забывание может быть вызвано и запредельным торможением, которое наступает вследствие перенапряжения соответствующих корковых клеток. Этим объясняется резкое снижение запоминания в утомленном состоянии. После возобновления нормальной работы нервных клеток то, что забылось, может быть воспроизведено.

      Возможность возникновения реминисценции надо учитывать в учебной работе. Затруднения в воспроизведении материала могут усиливаться вследствие слишком сильного желания припомнить, что вызывает торможение. Когда со временем человек отвлекается чем-то другим и торможение снимается, тогда то, что надо припомнить, нередко как бы само всплывает в памяти.

      Для длительного сохранения временных нервных связей имеет значение прежде всего степень их прочности. Чем меньше они закреплены, тем быстрее угасают, и наоборот. Следовательно, нужно заучивать материал прочно с самого начала. То, что прочно закреплено, долго сохраняется и меньше забывается. Наличие интереса к закрепляемому материалу также ведет к более длительному его сохранению.

      Забывание зависит от объема запоминаемого материала. Процент сохранения заученного материала после определенного отрезка времени находится в обратно пропорциональном отношении к объему этого материала при условии количественно и качественно одинаковой работы с ним. В связи с этим очень важно дозировать материал, который дают учащимся для запоминания.

      Таким образом, главным средством борьбы с забыванием знаний является использование их в дальнейшей деятельности, применение на практике. Это ведет не только к сохранению прошлых знаний, но и к более глубокому их усвоению.

      Д. Лапп исследует роль ассоциаций, воображения и внимания в запоминании и забывании. Ее выводы относительно преодоления забывания сводятся к активизации высших психических функций, а также к необходимости совершать внутреннюю работу (например, специально ассоциировать). Таким образом, от человека требуется внутренняя активность и желание запоминать и не забывать. Она советует помнить, что:19

  1. ассоциации приводят к извлечению информации из памяти;
  2. Поиск специфических ассоциаций, сходств, различий и способов группировки помогает процессам запоминания и воспроизведения;
  3. Мысленное объединение зрительных образов (зрительное воображение, визуализация) способствует обработке информации «в уме»;
  4. Воображение делает эту обработку более тонкой и вносит в запоминаемый материал личную составляющую, облегчая тем самым его воспроизведение;
  5. Особое внимание к общим принципам делает обучение более легким.

      Козаренко В.А.20 также описывает в своей книге многочисленные мнемотехнические приемы, применяемые для улучшения запоминания и противостояния забыванию. Среди таких приемов он называет визуализацию, буквенно-числовое кодирование, упорядочивание материала по различным основаниям, ассоциирование с уже известным материалом и многое другое.

      По результатам всего вышеизложенного в Главе 1, можно сделать следующие выводы:

  • Забывание - это процесс памяти, противоположный сохранению;
  • Многочисленные идеи относительно сохранения, воспроизведения и забывания впервые были ассоциированы в ассоциативной теории памяти. Ключевым принципом объяснения динамики процессов памяти стал принцип ассоциации;
  • Теория мотивируемого забывания (З. Фрейд) утверждает ведущую роль цели и мотивации человека в процессах памяти, в том числе и в забывании;
  • Когнитивная структурная теория утверждает, что потери информации (забывание) в кратковременной памяти вызвано самими ее функциями - сохранять информацию короткое время с целью передачи ее в долговременную память. Препятствует забыванию в этой структуре постоянное повторение. В долговременной памяти затухание информационных следов объясняется интерференцией, т.е. влиянием конкурирующей информации на запоминание;
  • Культурно-историческая теория и теория деятельности рассматривают память, прежде всего, как высшую психическую функцию, как психическую деятельность. Смысловое запоминание может само по себе являться деятельностью, сознательной, произвольной и активной;
  • Забывание может быть признаком патологии памяти - амнезии, описанной в нескольких формах: ретроградной, антероградной, динамической;
  • Для предотвращения забывания как негативного явления необходимо создание благоприятных условий для запоминания, сохранения и воспроизведения материала; учет при запоминании фундаментальных закономерностей функционирования памяти; овладение мнемотехническими приемами, улучшающими запоминание; овладение мнемотехническими приемами, предотвращающими собственно забывание.

 

      Глава 2. Исследование влияния промежуточной деятельности на забывание

       2.1.Ход и методика исследования

 

      Данное исследование представляет собой сокращенное повторение опытов, проведенных А.А. Смирновым21. Им было исследовано ретроактивное торможение, вызываемого деятельностью, следующей непосредственно после запоминания, но предшествующей воспроизведению. Сущность ретроактивного торможения описана в Главе 1.

      Мы также предположили, что деятельность, «вставленная» между запоминанием и воспроизведением, влияет на качество воспроизведения, а, значит и забывания. Имеет значение род деятельности, которым занимается испытуемый в промежутке между запоминанием и воспроизведением. Ретроактивное торможение особенно сильно в тех случаях, когда деятельность, промежуточная между заучиванием и воспроизведением, является гомогенной, сходной с первоначальным заучиванием. Сходство между двумя родами деятельности может состоять как в используемом материале, так и в совершаемой операции. Если, например, заучивание пар согласных является первоначальной деятельностью, то вычеркивание согласных в списке будет деятельностью, сходной по материалу, а заучивание пар чисел - деятельностью, сходной по операции. Любой вид сходства дает ретроактивное торможение, но наибольший эффект получается при комбинировании обоих видов сходства, промежуточной деятельности с основной.

      Ход исследования предполагал, что испытуемые запоминают ряд несвязанных слов и воспроизводят их в трех опытах с несколько меняющимися условиями воспроизведения.

      Методика исследования «Исследование ретроактивного торможения»22 включает процедуру эксперимента, предполагающего, что испытуемый воспроизводит предлагаемый к запоминанию ряд трижды:

      1) непосредственно после предъявления;

      2) после перемножения в уме заданных экспериментатором двух двузначных чисел;

      3) после запоминания другого ряда несвязанных слов.

      В нашем эксперименте принимало участие 15 испытуемых, самому молодому из которых было 18 лет, самому старшему 52 года.

      Наши испытуемые получали инструкцию запомнить ряд из 6 несвязанных слов: кошка, книга, свеча, плита, улица, крыша. Слова предъявлялись испытуемому на слух.

Информация о работе Память