Память.Развитие памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:55, контрольная работа

Описание

Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Содержание

Введение
1. Понятие о памяти
1.1 Процессы памяти
1.2 Виды памяти и их особенности
2. Развитие и тренировка памяти
2.1 Общие положения о развитии памяти
2.2 Основные расстройства памяти
2.3 Методы воздействия на память
3. Пути улучшения памяти
3.1 Питание мозга
3.2 Мнемотехника
3.3 Метод визуализации
4. Способы улучшения памяти
4.1 «Законы естественного запоминания»
4.1.1Впечатление
4.1.2 Ассоциация
4.1.3 Повторение
4.2 Специальные системы запоминания
4.2.1 Запоминание лиц и имен
4.2.2 Запоминание необходимых дел
4.2.3 Запоминание списков
4.2.4 Запоминание номеров телефонов и дат
4.2.5 Запоминание иностранных слов
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Психология и педагогика.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

4.2.3 Запоминание списков

     Метод цифровых образов – одна из специальных  систем запоминания, разработанных  древними греками. Этот метод связывает числа с предметами, которые имеют похожую форму. Для того чтобы запомнить список, вам нужно просто связать то, что вы хотите запомнить с образом числа.

     Этот  метод применяется для чисел  от 1 до 10. Вот примерный список образов  к каждому числу:

     1 – карандаш

     2 – лебедь

     3 – грудь

     4 – парусник

     5 – крючок

     6 – клюшка

     7 – утес

     8 – песочные часы

     9 – трубка

     10 – бита и мячик

     Для того чтобы эта система работала более эффективно, желательно нарисовать небольшую картинку, напротив каждого  числа, тогда каждый образ, соответствующий данному числу, четко отпечатается в вашем мозге.

     Например, необходимо запомнить следующий список слов:

  1. Песок
  2. Красное
  3. Цыпленок

     Тогда система образов будет следующая:

  1. Песок – представьте себе гигантский карандаш, которым вы пишете послания на огромном пляже;
  2. Красное – представьте лебедя, закрывающего вам все небо, оперение которого ярко-красного цвета и который летает туда-сюда над вами;
  3. Цыпленок – вы представляете его с грудью огромного размера.

     Эта система может использоваться для запоминания списка покупок, случайных мыслей, фактов, плана выступлений и так далее.

4.2.4 Запоминание номеров телефонов и дат

     Даты  лучше всего запоминать, ассоциируя их со знаменательными датами, уже  твердо закрепившимися в памяти. Например, ассоциируйте новые числа с датой своего рождения, датой рождения сестры, матери, отца.

     Для лучшего запоминания номеров  телефона можно составить небольшой  рассказ. Например, необходимо запомнить номер 73–36–48. Для этого можно использовать следующий рассказ: мой дедушка в 73 года мог 36 раз отжаться и 48 раз прыгнуть через скакалку.

4.2.5 Запоминание иностранных слов

     Для изучения иностранных языков больше всего подойдет способ нахождения слуховой ассоциации. Этот способ состоит в  нахождении аналогии в произношении иностранного слова со словом из русского языка.

     Например, английское слово Sleep [сли:'п] спать можно запомнить так: Слип – аются глаза, спать хочется. Или еще одно слово – Sky [ска'й] небо: пускай в небо свою ракету;

     Этот  способ станет еще эффективнее, если рядом со словом нарисовать небольшую картинку.

     Таким образом, для изучения иностранного языка можно завести свой словарик и оформить его следующим примерно так 

          Sleep [сли:'п] спать

          Слип – аются глаза, спать хочется;
           Sky [ска'й] небо
           Пу – скай в небо свою ракету;        
 

     Эффективность запоминания при этом будет намного больше, чем при работе с обычным словарем. 

 

Заключение 

     Наш психический мир многообразен и  разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В  свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

     У человека есть основные три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая — с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры. Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

     Хорошее состояние памяти также необходимо нам, как и хорошее состояние остальных мыслительных процессов. Ею мы пользуемся помногу раз за день, сознательно или бессознательно, интерпретируя события на основе предыдущего опыта или вспоминая, куда положили ключи, с трудом или с легкостью. Ухудшению памяти способствует немало факторов, как внешних (экология, недостаток необходимых веществ), так и внутренних (информационные перегрузки). Но, несмотря на это, нельзя оставлять такой важный мыслительный процесс, как память, без внимания, ведь, если не принимать меры, со временем состояние будет только ухудшаться. Именно поэтому нужно развивать память, повышать её продуктивность. Воспоминания не хранятся в какой-то одной определенной части мозга, а представляют собой процесс, в котором различные части мозга работают вместе. Когда клетки мозга работают вместе, связи между ними становятся крепче. Это значит, что наш мозг действительно претерпевает изменения по мере того, как мы познаете мир и тренируем какие-то навыки снова и снова. В этом и лежит ключ к пониманию способов улучшения памяти. 

 

Список  использованной литературы 

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1995. 36 с.
  2. Басов М.Я. Общие основы педологии 1928 г.
  3. Блонский П.П. Память и мышление. 1979 г.
  4. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично 1989 г.
  5. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986.
  6. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001.
  7. Т. Бьюзен «Максимально используйте свой разум», Минск, 2001 г.
  8. Е. Попова «Как лучше запоминать?» // ж. «Здоровье», май 2000 г.
  9. Мерлин В.С. Очерк интегративного исследования индивидуальности. - М., 1986. 254 с.
  10. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. - М., 1985. - 103с.
  11. Мясищев В.Н. Персонология, психология и медицина. // Клинико-психологические исследования личности. - Л., Медицина. 1971. - С. 5 - 19.
  12. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии 1997 г.
  13. Общая психология / под ред. Петровского А.В.; Брушлинского А.В.; Зинченко В.П. и др. 1986 г.
  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: 2 т. 1989 г.
  15. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 1999
  16. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М., 1993.
  17. Фромм Э. Бегство от реальности // Тайны порока. Харьков: ИКФ «Гриф», 1995. С 146-204.
  18. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М., 1976. Развитие памяти в процессе обучения - с.220-246.
  19. Ипполитов Ф.В. Память школьника. - М., 1978. Советы по улучшению памяти - с.28-45.
  20. Истомина З.М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие. - М., 1978. - с.62-86.

Информация о работе Память.Развитие памяти