Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 00:42, контрольная работа
Эмоции базируются на различных потребностях, представляя собой сложные психологические образования, которые включены во все виды психической деятельности. В любой познавательной деятельности [гностической, мнестической, интеллектуальной и других] эмоции являются мотивирующим, побудительным компонентом, а также контролирующим и регулирующим её протекание в соответствии с потребностями и задачами, на которые эмоции направлены [А.Н.Леонтьев, Л.С. Выготский.]. Нарушение эмоционального развития детей и его симптомы могут быть разнообразными.
Введение 3
1. Понятие эмоциональной сферы 4
2. Патология эмоционального фона 7
3. Патология эмоциональных реакций и отношений 8
4. Патология экспрессивных актов 11
Заключение 13
Список используемой литературы 14
13
Содержание
Введение
1. Понятие эмоциональной сферы
2. Патология эмоционального фона
3. Патология эмоциональных реакций и отношений
4. Патология экспрессивных актов
Заключение
Список используемой литературы
Эмоции базируются на различных потребностях, представляя собой сложные психологические образования, которые включены во все виды психической деятельности. В любой познавательной деятельности [гностической, мнестической, интеллектуальной и других] эмоции являются мотивирующим, побудительным компонентом, а также контролирующим и регулирующим её протекание в соответствии с потребностями и задачами, на которые эмоции направлены [А.Н.Леонтьев, Л.С. Выготский.]. Нарушение эмоционального развития детей и его симптомы могут быть разнообразными. Преобладающие у того или иного ребенка переживания постепенно могут фиксироваться, образуя различные оттенки свойств его характера [угрюмость, раздражительность, гневливость, равнодушие, жизнерадостность, легкомыслие и т.д.]. Интерес нашего исследования составляют особенности эмоциональной сферы. Актуальность исследования этого вопроса связана с высокой частотой встречаемости этих видов патологии
Эмоции — психическое отражение в форме непосредственного переживания биологического значения и жизненного смысла состояний организма, внешних воздействий и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям индивида. Характер (знак и модальность) эмоций выражает субъективную позицию к элементарным раздражителям, объектам, ситуации и результатам собственной деятельности. В условиях, способствующих удовлетворению потребностей, адекватном направлении и исходах деятельности возникают положительные эмоции (радость, воодушевление, умиление). Отрицательные эмоции появляются в ситуации фрустрации («фрустрация»—обман, тщетное ожидание)—реальных или воображаемых помехах, осложняющих- либо исключающих достижение цели. Таковы гнев, тревожность, разочарование и другие реакции.
Цель работы - исследовать особенности патологии эмоциональной сферы. Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- рассмотреть понятие эмоциональной сферы;
- изучить особенности патологии эмоционального фона;
- изучить особенности патологии эмоциональных реакций и отношений;
- изучить особенности патологии экспрессивных актов.
Со времен Э. Канта различают стенические (побуждающие к деятельности, мобилизующие) и астенические (снижающие активность) эмоции. В зависимости от интенсивности и продолжительности эмоции дифференцируются на аффекты, страсти -и настроения. Аффекты — кратковременные и чрезвычайно сильные эмоциональные разряды, возникающие в экстремальных условиях, когда субъект не справляется с ситуацией. Сильное, абсолютно доминирующее и длительное чувство называется страстью. Относительно устойчивое состояние общего эмоционального фона — настроение — является интегральным выражением самочувствия, отражения ситуации и возможных ее изменений в будущем.
Эмоции по происхождению представляют собой форму индивидуального и видового опыта: ориентируясь на них, субъект совершает необходимые действия, целесообразность которых может оставаться для него скрытой. Ситуации и сигналы, вызывающие эмоции, часто предшествуют прямым и понятным воздействиям, и это обстоятельство позволяет субъекту заблаговременно к ним приготовиться. Степень осознанности эмоций может быть, следовательно, различной. Конфликт между осознаваемыми и неосознаваемыми эмоциями является одной из важнейших причин развития неврозов [1, c.88].
Развитие эмоций в онтогенезе выражается в дифференциации их качеств, усложнении объектов, вызывающих душевный отклик, развитии способности регулировать течение эмоций, контролировать их внешние проявления. Простейшая разновидность эмоций — эмоциональный тон ощущений — непосредственные переживания, сопровождающие отдельные витально значимые воздействия (вкусовые, температурные, болевые) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению. Так называемые органические эмоции связаны с физиологическими процессами и инстинктами. Высший продукт развития эмоций у человека — устойчивые чувства к объектам, отвечающим его социально обусловленным потребностям (интеллектуальным, эстетическим, нравственным). Эмоции человека являются продуктом общественно-исторического развития и относятся к процессам внутренней регуляции поведения.
Эмоциональный опыт человека изменяется и обогащается в ходе развития личности в результате сопереживания субъектом душевных состояний других людей на основе отождествления с ними, подражания моторным и аффективным реакциям, стремления понять внутренний мир окружающих и предсказать их эмоциональные реакции в конкретных ситуациях (эмоциональный, когнитивный и предиктивный виды эмпатии), переживания субъектом по поводу чувств другого человека (сочувствие), при восприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации. Эмоции — важный фактор человеческого общения, они влияют на выбор партнеров общения, контактность, определяют ее способы и средства. Одним из средств общения являются выразительные движения, имеющие сигнальный и социальный характер. Мимика, пантомимика, вокальная мимика (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), экспрессия в процессе общения приобретают характер образного языка, специфического кода для передачи многообразных оттенков чувств, оценок, отношений к событиям и явлениям. Они могут иметь решающее значение в интерпретации значения произносимых высказываний.
Эмоции сопровождаются различными изменениями в деятельности органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции, скелетной и гладкой мускулатуры, метаболическими сдвигами. Это бледность, гиперемия кожных покровов и слизистых оболочек, колебания артериального давления, частоты пульса и дыхания, терморегуляции, мидриаз, усиление перистальтики, пиломоторные реакции и многое другое.
С указанными изменениями связаны разнообразные субъективные ощущения, сопутствующие аффективным реакциям и выразительным движениям. Данное обстоятельство, между прочим, отражено в обозначениях эмоций в русском и других языках. Так, слово «печаль» означает: то, что печет. «Горе» происходит от слова «горит», «грусть» — от «грызет». Первоначальное значение слова «удрученный» можно передать выражением «побитый палками», которое очень часто используется депрессивными больными в жалобах на самочувствие. «Тужить» означает: испытывать стеснение, давление. «Скорбь» в латышском языке определяется как «падать в обморок, лишиться сознания». Раннее значение слова «страх» — оцепенение, обездвиженность, превращение в подобие палки. «Плакать» — это значит «бить себя в грудь», «ликовать» — «петь и плясать», «скучать» — «кричать», «трусить» — «трястись, дрожать» [3, c.154].
Больные также склонны подчеркивать физический оттенок в самовосприятии аффективных сдвигов. Например, чувство тоски звучит как «боль в сердце и плохие мысли», тревоги — «внутренняя дрожь, суетливость». Под влиянием эмоций меняется электрическое сопротивление кожи — факт, на использовании которого основана работа «детекторов лжи».
Вегетативные сдвиги, характеризующие эмоции, могут иметь симпатикотоническую либо ваготоническую направленность. Известно, что отрицательные эмоции сопровождаются преобладанием тонуса симпатического, а положительные и приятные эмоции — парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Нередко, однако, симпатоадреналовые и вагоинсулярные реакции сочетаются без явного перевеса в ту или иную сторону.
Одной из первых попыток объяснить физиологическую природу эмоций была теория Джемса-Ланге (1894, 1895), подчеркнувшая роль периферических реакций в эмоциональном процессе. Основное содержание теории состоит в том, что внешние впечатления рефлекторным путем, минуя сознание, вызывают в организме определенные вегетативные реакции и побуждают к выполнению соответствующих действий. Последующее осознание происшедших .изменений субъективно переживается как эмоция. Согласно Джемсу и Ланге, неверно говорить так: человек увидел медведя, испугался, и побежал. Следует сказать иначе: человек увидел медведя, побежал и осознал это как испуг.
Дальнейшими исследованиями была установлена роль центральных нервных образований — лимбико-ретикулярного комплекса в механизмах возникновения эмоций. Показано, что различные стороны эмоциональных состояний контролируются специальными нервны-ми структурами, функционирующими в тесном единстве. Зрительный бугор определяет эмоциональную окраску различного тона, стриопаллидарная система участвует в осуществлении внешнего выражения эмоций, гипоталямус регулирует вегетативные, сосудистые, нейроэндокринные функции и метаболические процессы при эмоциональных состояниях. Ретикулярная формация ствола мозга осуществляет активирующее влияние на кору головного мозга. Установлено, что роль коры больших полушарий не может быть сведена к пассивной рецепции эмоциональных процессов. Как указывает М. И. Аствацатуров (1959), результатом деятельности коры головного мозга являются высшие эмоциональные проявления, включающие, как составной компонент, филогенетически более старую протопатическую чувствительность, воспринимаемую зрительным бугром [1, c.160].
Наблюдаются различные нарушения эмоциональной сферы. Ниже они сгруппированы следующим образом: патология эмоционального фона, патология эмоциональных реакций и отношений, патология экспрессивных актов. Нарушения эмоционального тона ощущений описаны в главе о патологии ощущений (психическая гиперестезия) и разделе о депрессивном синдроме (психическая гипестезия).
Нарушения эмоционального фона характеризуются относительно устойчивыми к внешним воздействиям, большей частью аутохтонными, короткими или длительными эмоциональными сдвигами, общим изменением нервно-психического тонуса. Сюда включены: апатия, гипотимия, гипертимия, эйфория, дисфория, растерянность, тревога, страх, бредовое настроение.
1. Апатия — состояние безучастности, равнодушия, безразличия, полной индифферентности к происходящему, окружающим, своему положению, прошлой жизни, перспективам будущего. Это стойкое или преходящее выпадение как социальных чувств, так и органических эмоций. Не расценивается больными в качестве патологического явления, не тяготит их, не отражается в жалобах на самочувствие.
2. Гипотимия (снижение настроения) — аффективная подавленность в виде депримированности, опечаленности, тоскливости с переживанием безысходности, разочарования, обреченности, ослаблением привязанности к жизни. Положительные эмоции поверхностны, истощаемы, могут полностью отсутствовать.
3. Гинертимия (повышение настроения) — приподнятость, веселое, праздничное, жизнерадостное настроение с приливом бодрости, инициативы, оптимизма, ничем не омрачаемого переживания счастья. Отрицательные эмоции отсутствуют или нестойки и мимолетны.
4. Эйфория («несу хорошее») — беспечное, беззаботное, безмятежное настроение, в котором доминирует благодушие, пассивное переживание полного благополучия и отсутствия проблем, довольство, поверхностное, наплевательское отношение к серьезным сторонам и явлениям жизни.
5. Дисфория («несу плохое, дурное») — мрачность, озлобленность, враждебность, угрюмое настроение с ворчливостью, брюзжанием, недовольством, неприязненным отношением к окружающим, вспышками раздражения, гнева, ярости с агрессией и разрушительными действиями.
6. Растерянность — острое чувство недоумения, беспомощности, бестолковости, не-понимания самых простых ситуацией изменений своего психического состояния. Типичны сверхизменчивость внимания (гиперметаморфоз), вопрошающее выражение лица, позы и жесты озадаченного и крайне .неуверенного человека. Пытаясь разобраться в происходящем, больные апеллируют к помощи извне, сообщают, что ничего не могут сообразить, задают характерные вопросы: «Где это я?.. Кто эти люди?.. Почему Вы в халате?.. Ничего не пойму... Что со мной?.. Зачем Вы пишете?.. Куда меня ведут?.. » Высказывается мнение, что непонимание окружающего преобладает при острых экзогенно-органических психозах, в то время как неспособность разобраться •в аутопсихических сдвигах более характерна для острой шизофрении.
7. Тревога—неясное, недифференцированное чувство растущей опасности,, предчувствие неизбежной катастрофы, напряженное ожидание трагического исхода. Сопровождается своеобразными физическими ощущениями: «Внутри все сжалось в комок, напряглось, натянулось как струна, вот-вот порвется, лопнет...», суетливостью, непоседливостью, беспокойством — «места не могу найти... не могу ни сидеть, ни лежать, ни чем-то заняться, все время куда-то гонит...», двигательным возбуждением, тревожными вербигерациями, ажитацией выразительных актов. Тревожность — черта личности — повышенная склонность испытывать тревогу по поводу реальных или воображаемых опасностей.
8. Страх — разлитое, генерализованное, проецирующееся на все в окружающем либо связанное с определенными ситуациями, объектами, лицами переживание непосредственной угрозы жизни, здоровью, благополучию, престижу. Может сопровождаться различными неприятными физическими ощущениями («необычный страх, такого в жизни не бывает»), локализованными в груди, во всем теле, парестезиями, острыми вегетативными расстройствами. Интенсивность страха колеблется в широком диапазоне: опасение, боязнь, испуг, ужас, панические реакции.
9. Бредовое настроение — тревога, страх, напряженность с непосредственным переживанием опасности для жизни, исходящей от людей, переживанием чуждости, враждебности окружающего и одновременно своей незащищенности, неприкрытости в сочетании с подозрительностью, настороженностью, недоверчивостью.