Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:02, доклад
.Нормативно-правовое обеспечение патриотического воспитания в современной России.В Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной федеральным законом, определены цели и задачи образования и воспитания, в числе которых – обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью. Одновременно с этим акцентируется внимание на разностороннем развитии молодежи, формировании навыков самообразования и самореализации личности, формировании у молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитии культуры межэтнических отношений, бережного отношения к природе, воспитании экологической культуры.
1.Нормативно-правовое обеспечение патриотического воспитания в современной России.В Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной федеральным законом, определены цели и задачи образования и воспитания, в числе которых – обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью. Одновременно с этим акцентируется внимание на разностороннем развитии молодежи, формировании навыков самообразования и самореализации личности, формировании у молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитии культуры межэтнических отношений, бережного отношения к природе, воспитании экологической культуры.
В «Национальной
Доктрине образования Российской Федерации»
в числе основных ценностных качеств
выпускников образовательных
2. Система патриотического воспитания в России. Патриотическое воспитание граждан в российском законодательстве понимается как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Рекомендации по совершенствованию патриотического воспитания молодежи в РФ:-Перспективы совершенствования работы по патриотическому воспитанию молодежи видятся в создании системы взаимоотношений с общественными организациями через совместные проекты, программы, соглашения — как на федеральном уровне, так и на местном.-Представляется целесообразным разработка и принятие Федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации».-Необходимо законодательно закрепить функцию координации деятельности всех государственных институтов и общественных объединений по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации за определенной структурой Правительства Российской Федерации (департамент или управление).-В деятельности по патриотическому воспитанию молодежи необходимо делать акцент на воспитании чувства гордости за свою страну и любви к ней, на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина—патриота.
3. Организационно-методическая
база патриотического
4. Система мер
по совершенствованию процесса
патриотического воспитания. Системой
мер по совершенствованию процесса патриотического
воспитания предусматривается:
-определение приоритетных направлений
работы по патриотическому воспитанию
на современном этапе;-обогащение содержания
патриотического воспитания;
развитие форм и методов патриотического
воспитания на основе новых информационных
технологий;-воспитание гордости за Российское
государство, его свершения;
увековечение памяти воинов, погибших
при защите Отечества;-воспитание готовности
к достойному и самоотверженному служению
обществу и государству, к выполнению
обязанностей по защите Отечества;-обеспечение
взаимодействия муниципальных районов
в работе по патриотическому воспитанию;-совершенствование
системы управления процессом патриотического
воспитания; -совершенствование системы
подготовки специалистов в области патриотического
воспитания;-повышение эффективности
работы по патриотическому воспитанию
путем нормативно-правового регулирования
процессов, протекающих в системе патриотического
воспитания.
5. Координация
деятельности общественных
Рекомендуется активнее привлекать ветеранские
и творческие организации и союзы к работе
с молодежью, полнее использовать их опыт
и духовный потенциал в целях сохранения
и преемственности славных боевых и трудовых
традиций.
Определены меры по консолидации и координации
деятельности общественных объединений
и организаций при подготовке и проведении
мероприятий, связанных с памятными событиями
воинской славы России, а также новые активные
формы коллективного воспитательного
воздействия, адресного влияния на формирование
патриотического сознания россиян.
6. Информационное
обеспечение в области
деятелям;- публикация в средствах массовой
информации очерков, рассказов о земляках.
7. Использование государственных символов России в патриотическом воспитании. В целях регламентации использования государственных символов России в патриотическом воспитании предусматривается:-издание пособий, организационных и методических рекомендаций по использованию государственных символов России и символов субъектов Российской Федерации в патриотическом воспитании; -создание условий для расширения выпуска полиграфической продукции с изображением государственных символов России, обеспечение этой продукцией образовательных учреждений, учреждений культуры, воинских частей, общественных организаций (объединений), патриотических клубов и центров;-проведение всероссийских конкурсов, семинаров, конференций, выставок и экспозиций по вопросам патриотического воспитания граждан с использованием государственных символов России;-организация изучения в образовательных учреждениях государственной символики России, порядка официального использования государственного флага, герба и гимна Российской Федерации; -информационное обеспечение и подготовка организаторов патриотического воспитания по вопросам использования государственной символики России в воспитательной работе.
8. Содержание понятия патриотизм. «Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
9. Семья и патриотическое воспитание. Семью как фактор воспитания характеризует ее среда – первая культурная ниша, включающая в себя духовно-нравственное, предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка. Так, во многих семьях сложились традиции празднования дня рождения ребенка, поступления его в школу, ведение семейной фотолетописи, организация домашнего театра и т.д. Традиции, передаваясь из поколения в поколение, адаптируются к условиям современной жизни, но назначение их остается неизменным: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей на основе проявления таких личностных качеств, как любовь, сострадание, доброта, понимание и др.
10. Идеи патриотизма в прозе и поэзии. Наша поэзия испокон веков была патриотической. Народные произведения призывали людей постоять "за обиды нашего времени, за землю русскую". Чувство любви к Отечеству было преисполнено жертвенностью, героизмом, стремлением к справедливости. "За правое дело стой смело!" - гласит древняя русская пословица. Забвение же таких призывов, отказ от служения Матери-Родине в угоду собственным эгоистическим побуждениям дорого стоили народу, приносили миллионы человеческих жертв, рабство, горе и унижения. Славные традиции древних легенд, былин и песен подхватили и развили русские поэты. И во всех рассказах идет отрицание войны как ненормального, противоестественного состояния, противного человеческой природе и всей красоте окружающего мира. “Севастополь в мае” заканчивается потрясающей картиной: мальчик рвет цветы в “роковой долине”, а затем в страхе бежит “от страшного, безголового трупа”. Эта картина, воссоздавая ужас, жестокость войны, вместе с тем протестует против них и утверждает радость, любовь, счастье мира. У Толстого мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира -- труд и счастье, свободное, естественное и потому радостное проявление личности, а содержание и потребность войны -- разобщение людей, разрушение, смерть и горе. Авторов, писавших патриотические произведения, объединяет любовь к родине, желание помочь своему отечеству. Написание таких произведений как «Война и мир», «Севастопольские рассказы», «Бородино» - является проявлением истинного патриотизма. В этих произведениях авторы призывают простой народ подниматься на защиту своей родины. Многие люди, вдохновлённые такими произведениями, становились настоящими патриотами.
11.
Потребностно-мотивационный
12. Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма. Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. В этом плане широко используются возможности учебных занятий по всем предметам обучения, особенно по истории, литературе, русскому языку.Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, литературно-художественные гостиные, фольклорно-этнографические вечера, организация поисковой работы следопытов. Такая работа способствует осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.
13. Эмоционально-чувственный компонент патриотизма. Этот компонент состоит из формирования у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Устойчивость и зрелость морального сознания в вопросе патриотизма достигается только при условии, если знания учащихся приобретают характер взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма.Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция.
14. Поведенческий
и волевой компоненты
15. Основные направления патриотического воспитания в образовательных учреждениях.