Патриотическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:02, доклад

Описание

.Нормативно-правовое обеспечение патриотического воспитания в современной России.В Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной федеральным законом, определены цели и задачи образования и воспитания, в числе которых – обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью. Одновременно с этим акцентируется внимание на разностороннем развитии молодежи, формировании навыков самообразования и самореализации личности, формировании у молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитии культуры межэтнических отношений, бережного отношения к природе, воспитании экологической культуры.

Работа состоит из  1 файл

патриотич воспитание.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

1.Нормативно-правовое обеспечение патриотического воспитания в современной России.В Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной федеральным законом, определены цели и задачи образования и воспитания, в числе которых – обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью. Одновременно с этим акцентируется внимание на разностороннем развитии молодежи, формировании навыков самообразования и самореализации личности, формировании у молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитии культуры межэтнических отношений, бережного отношения к природе, воспитании экологической культуры.

В «Национальной  Доктрине образования Российской Федерации» в числе основных ценностных качеств  выпускников образовательных учреждений определены: нравственность, предприимчивость, готовность оперативно принимать ответственное решение, способность к сотрудничеству и взаимопониманию, чувство ответственности в общественных отношениях .

2. Система патриотического  воспитания в России. Патриотическое воспитание граждан в российском законодательстве понимается как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Рекомендации по совершенствованию патриотического воспитания молодежи в РФ:-Перспективы совершенствования работы по патриотическому воспитанию молодежи видятся в создании системы взаимоотношений с общественными организациями через совместные проекты, программы, соглашения — как на федеральном уровне, так и на местном.-Представляется целесообразным разработка и принятие Федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации».-Необходимо законодательно закрепить функцию координации деятельности всех государственных институтов и общественных объединений по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации за определенной структурой Правительства Российской Федерации (департамент или управление).-В деятельности по патриотическому воспитанию молодежи необходимо делать акцент на воспитании чувства гордости за свою страну и любви к ней, на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина—патриота.

3. Организационно-методическая  база патриотического воспитания1. Подготовка и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов законов:«О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации». 2. Проведение всероссийских творческих конкурсов. 3. Подготовка и издание методического сборника «Методика оценки эффективности и результатов работы по патриотическому воспитанию в учреждениях культуры». 4. Организация и проведение среди педагогов всероссийских конкурсов методических пособий «Растим патриотов России». 5.Проведение семинаров.6. Проведение мероприятий по дальнейшему совершенствованию взаимодействия молодежных и ветеранских организаций.6. Организация поощрения за достигнутые успехи в патриотическом воспитании граждан.7.Организация и проведение ежегодных фестивалей-конкурсов на лучший художественный и документальный фильм патриотической направленности. 

4. Система мер  по совершенствованию процесса  патриотического воспитания. Системой мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания предусматривается: 
-определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию на современном этапе;-обогащение содержания патриотического воспитания; 
развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;-воспитание гордости за Российское государство, его свершения; 
увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества;-воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;-обеспечение взаимодействия муниципальных районов в работе по патриотическому воспитанию;-совершенствование системы управления процессом патриотического воспитания; -совершенствование системы подготовки специалистов в области патриотического воспитания;-повышение эффективности работы по патриотическому воспитанию путем нормативно-правового регулирования процессов, протекающих в системе патриотического воспитания.

5. Координация  деятельности общественных организация  в интересах патриотического воспитания. Это направление предусматривает систему мер по государственной поддержке общественных объединений и организаций в области патриотического воспитания, создание условий для повышения эффективности их работы в этой сфере. 
     Рекомендуется активнее привлекать ветеранские и творческие организации и союзы к работе с молодежью, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций. 
     Определены меры по консолидации и координации деятельности общественных объединений и организаций при подготовке и проведении мероприятий, связанных с памятными событиями воинской славы России, а также новые активные формы коллективного воспитательного воздействия, адресного влияния на формирование патриотического сознания россиян.

6. Информационное  обеспечение в области патриотического  воспитания. - выставки, подборки книг патриотической тематики в дни воинской славы России;- выпуск газет, бюллетеней, посвященных памятным датам и выдающимся 
деятелям;- публикация в средствах массовой информации очерков, рассказов о земляках.

7. Использование государственных символов России в патриотическом воспитании. В целях регламентации использования государственных символов России в патриотическом воспитании  предусматривается:-издание пособий, организационных и методических рекомендаций по использованию государственных символов России и символов субъектов Российской Федерации в патриотическом воспитании; -создание условий для расширения выпуска полиграфической продукции с изображением государственных символов России, обеспечение этой продукцией образовательных учреждений, учреждений культуры, воинских частей, общественных организаций (объединений), патриотических клубов и центров;-проведение всероссийских конкурсов, семинаров, конференций, выставок и экспозиций по вопросам патриотического воспитания граждан с использованием государственных символов России;-организация изучения в образовательных учреждениях государственной символики России, порядка официального использования государственного флага, герба и гимна Российской Федерации; -информационное обеспечение и подготовка организаторов патриотического воспитания по вопросам использования государственной символики России в воспитательной работе.

8. Содержание понятия патриотизм. «Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность  с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и  незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

9. Семья и  патриотическое воспитание. Семью как фактор воспитания характеризует ее  среда – первая культурная ниша, включающая в себя духовно-нравственное, предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка. Так, во многих семьях сложились традиции празднования дня рождения ребенка, поступления его в школу, ведение семейной фотолетописи, организация домашнего театра и т.д. Традиции, передаваясь из поколения в поколение, адаптируются к условиям современной жизни, но назначение их остается неизменным: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей на основе проявления таких личностных качеств, как любовь, сострадание, доброта, понимание и др.

10. Идеи патриотизма  в прозе и поэзии. Наша поэзия испокон веков была патриотической. Народные произведения призывали людей постоять "за обиды нашего времени, за землю русскую". Чувство любви к Отечеству было преисполнено жертвенностью, героизмом, стремлением к справедливости. "За правое дело стой смело!" - гласит древняя русская пословица. Забвение же таких призывов, отказ от служения Матери-Родине в угоду собственным эгоистическим побуждениям дорого стоили народу, приносили миллионы человеческих жертв, рабство, горе и унижения. Славные традиции древних легенд, былин и песен подхватили и развили русские поэты. И во всех рассказах идет отрицание войны как ненормального, противоестественного состояния, противного человеческой природе и всей красоте окружающего мира. “Севастополь в мае” заканчивается потрясающей картиной: мальчик рвет цветы в “роковой долине”, а затем в страхе бежит “от страшного, безголового трупа”. Эта картина, воссоздавая ужас, жестокость войны, вместе с тем протестует против них и утверждает радость, любовь, счастье мира. У Толстого мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира -- труд и счастье, свободное, естественное и потому радостное проявление личности, а содержание и потребность войны -- разобщение людей, разрушение, смерть и горе. Авторов, писавших патриотические произведения, объединяет любовь к родине, желание помочь своему отечеству. Написание таких произведений как «Война и мир», «Севастопольские рассказы», «Бородино» - является проявлением истинного патриотизма. В этих произведениях авторы призывают простой народ подниматься на защиту своей родины. Многие люди, вдохновлённые такими произведениями, становились настоящими патриотами.

   11. Потребностно-мотивационный компонент  патриотизма. Его формирование осуществляется прежде всего в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Богатый материал по этим вопросам содержит учебная программа по истории. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости.

12. Когнитивно-интеллектуальный  компонент патриотизма. Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. В этом плане широко используются возможности учебных занятий по всем предметам обучения, особенно по истории, литературе, русскому языку.Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, литературно-художественные гостиные, фольклорно-этнографические вечера, организация поисковой работы следопытов. Такая работа способствует осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.

13. Эмоционально-чувственный  компонент патриотизма. Этот компонент состоит из формирования у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Устойчивость и зрелость морального сознания в вопросе патриотизма достигается только при условии, если знания учащихся приобретают характер взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма.Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция.

14. Поведенческий  и волевой компоненты патриотизма- это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, связи с воинскими частями, встречи с ветеранами. 

15. Основные направления  патриотического воспитания в  образовательных учреждениях.

Информация о работе Патриотическое воспитание