Патриотическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:02, доклад

Описание

.Нормативно-правовое обеспечение патриотического воспитания в современной России.В Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной федеральным законом, определены цели и задачи образования и воспитания, в числе которых – обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью. Одновременно с этим акцентируется внимание на разностороннем развитии молодежи, формировании навыков самообразования и самореализации личности, формировании у молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитии культуры межэтнических отношений, бережного отношения к природе, воспитании экологической культуры.

Работа состоит из  1 файл

патриотич воспитание.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

• Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

• Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

• Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

• Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

• Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

• Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

16. Духовно-нравственное  направление патриотического воспитания-это  целенаправленный, нравственно обусловленный  процесс подготовки подрастающего  поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

17. Историко-краеведческое направление патриотического воспитания. система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.

Работа по этому  направлению проходит на уроках по окружающему миру, дети посещают музеи  города и библиотеки, изучают русские  народные праздники в школьном краеведческом  музее, возлагают цветы к памятнику Победы ежегодно 9 мая и встречаются с ветеранами Вов, проводятся праздники к 23 февраля.

18. Гражданско-правовое  направление патриотического воспитания. Военно-патриотическое воспитание — это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у школьников глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите, воспитание чувства гордости за русское оружие, уважение к военной истории, стремление к военной службе, сохранение и приумножение славных воинских традиций. Молодые россияне должны обучаться обращению с государственными символами (герб, флаг, гимн), государственными реликвиями и общенациональными святынями. В деятельности всех социальных институтов воспитания необходимо отдавать приоритет содержанию и методикам воспитания, направленные на высокие духовные образцы личностного развития в противовес пропаганде бездуховности, безнравственности, цинизма, асоциального поведения и приспособленчества.

19. Культурно-историческая  преемственность поколений в  патриотическом воспитании. В контексте исторической и культурной ретроспективы можно выделить три модели межпоколенной культурной преемственности в российском социуме: традиционалистская, основанная на максимально точном воспроизводстве прошлого опыта старших поколений. В этой модели межпоколенная культурная преемственность реализуется с наибольшей полнотой. Такое общество характеризуется большой энергетической силой и сильным воздействием на духовный облик поколений, поддерживая стиль общения, нормы и приёмы воспитания детей, духовно-нравственные ценности и приоритеты. Максимальное уважение к прошедшей эпохе постоянно декларируется. Новации воспринимаются и усваиваются старшими поколениями медленнее по сравнению с молодежью. Все более увеличивающееся отставание старших от ускоряющегося темпа жизни порождает социокультурное несоответствие новым реалиям, для преодоления которого старшее поколение вынуждено усваивать знания и ценностные установки, характерные для молодежи, то есть отцы» учатся у своих «детей». Следует подчеркнуть, что указанные модели не следуют друг за другом, а сосуществуют во времени, но одна из них наиболее выражена и доминирует в социуме в конкретный исторический период.

20. Спортивно-патриотическое  воспитание в процессе формирования  опыта служения Отечеству. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения отечеству и готовности к защите Родины.

21. Формы работы  по патриотическому воспитанию. • деятельность школьного правового клуба «Выбор»;   
• издание школьной газеты «Защитник»;  
• конкурс «Класс высокой правовой культуры»; 
• посещение музеев;  
• проведение старшеклассниками классных часов для учащихся начального и среднего звена по теме «Интернационалист – Рубен Руис Ибаррури» и игр знатоков истории; 
• литературная гостиная; 
• урок – просмотр и обсуждение фильмов о войне, например «Молодая гвардия», «Завтра была война»; 
• дискуссия «Патриот»; 
• ИКТ (создание образовательных мультимедийных презентаций); 
• Концерт ансамбля «Ветеран»; 
• интеллектуальный семейный турнир «Сталинград»; 
• участие в городских и областных конкурсах сочинений, исследовательских работ, посвященных Великой Отечественной войне и символике России. 
  Такие формы работы имеют не только игровую и просветительскую направленность. Это определенный социальный опыт, в процессе которого обучающиеся выделяют социально-значимые проблемы, проектируют свою деятельность по их разрешению, овладевают коммуникативными навыками.

22. Общечеловеческие  ценности в структуре патриотического  воспитания. патриотическое воспитание понимается нами как, гражданский долг, ставший нравственным принципом, осознанной готовностью, решимостью действовать во имя интересов общества, личности, проявляющейся в побудительном мотиве к деятельности. Патриотическое воспитание личности можно разбить на три сферы:1. Эмоционально-волевая сфера, в которую входят гражданские качества, такие как активность, честность, скромность, ответственность, богатство эмоциональной жизни, гражданское достоинство и др.2. Познавательная сфера, в которую входят гражданские знания. Знание сущности национальной идеи, понимание социальных явлений, знание юридических прав гражданина, знание нравственных норм; усвоение общечеловеческих ценностей и т.д.3. Мотивационная сфера, в которую входят гражданские отношения. Отношение к труду, к себе, к людям, к обществу, к государству, потребность в гражданских поступках, гражданская позиция…

Патриотическое воспитание выступает как определяющая характеристика гражданских отношений и нравственного воспитания. Поэтому процесс патриотического воспитания должен идти по пути выработки позитивного отношения к деятельности опосредованной определенными ценностями: государству, законам, членам общества, другим государствам и народам, собственности, труду, культуре своего народа, природе. Чувство патриотизма многогранно по содержанию: любовь к Родине, к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывной связи с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Исходя из этого патриотическое воспитание включает решение целого комплекса задач: любовь и привязанность к семье, детскому коллективу, школе, городу, родному краю, государству, бережное отношение к природе и всему живому, воспитание уважения к труду, развитие интереса к русским традициям и промыслам, формирование знаний о правах человека, знакомство с символами государства, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

23. Теория и  методика воспитания толерантности. Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.). Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. Можно выделит две группы методов понимания:1. Методы интерпретации. При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости», индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл.2. Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, со-участное отношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога.Воспитание толерантности - воспитание терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям.

24. Патриотическое  воспитание в деятельности учреждения  дополнительного образования детей. Учреждение дополнительного образования детей имеет огромные возможности для формирования в сознании подрастающего поколения патриотических ценностей, приобщения к культурно-историческим и социально-политическим традициям, развития желания быть полезным людям, родному краю, своей стране. Целью, объединяющей усилия педагогического коллектива Дома творчества в деле патриотического воспитания обучающихся, является: создание условий, способствующих формированию и развитию личности обучающихся, которой присущи такие черты, как гражданственность, патриотизм, чувство долга и ответственности перед обществом. Главная задача педагогов дополнительного образования – развить в детях чувство гражданина своей страны, человека, умеющего не только ценить духовные и культурные ценности, накопленные человеком, но и стремящегося их умножать. Речь идет не о навязывании человеку тех или иных образцов, а о создании адекватных условий, в которых знания, ценности, образцы будут «присваиваться» и «переживаться» как собственные достижения и открытия. 

25. Патриотическое  воспитание в деятельности педагога-психолога, социального педагога. педагог пробуждал в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что очень важно творить добро и красоту, приносить людям радость. А детский дизайн поможет развить чувство любви к родному краю, к родной природе, народному творчеству. Работу с детьми строю по перспективному плану, используя такие формы как: -беседы; -интегрированные тематические занятия;-рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;-выставки изделий русского декоративно-прикладного искусства;-выставки детских работ;-просмотры видеофильмов, слайд-шоу, СD-диски; -экскурсии; -дидактические игры; -моделирование; -экспериментирование с различными художественными материалами;-развлечения, фольклорные праздники, посиделки; -художественное слово; -сочинение сказок, рассказов, историй о своих роботах;-проектная деятельность;-создание рукописных книг по декоративно-прикладному искусству, детскому дизайну.

26. Военно-патриотическое воспитание школьников. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру. В школе, ребята получают первую профориентацию, нередко и практически знакомятся с будущей военной специальностью связиста, кинолога, водителя, санинструктора. Ведь освоение штатной боевой техники в войсках пойдет успешнее, если молодой человек до призыва на службу в ряды Российской армии уже ознакомился с устройством и эксплуатацией мотоцикла, автомобиля, трактора. Разве не укрепляют силу воли, не вырабатывают у молодых людей терпение походы, состязания, военизированные игры. 

27. Произведения  искусства в патриотическом воспитании. Одной из форм проявления патриотических чувств является развитие интереса у детей дошкольного возраста к своей национальной культуре, искусству. О роли и значении народного искусства в патриотическом воспитании детей писали многие учёные (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский,Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. На базе доступного освоения детьми азов прекрасного в продуктивном творчестве, приобщаю детей старшего дошкольного возраста к полезной и увлекательной деятельности создания "целесообразной красоты". Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности учащихся. Сущность данного процесса заключается в формировании взаимоотношений воспитанников с изобразительным искусством. С учетом принципов патриотического воспитания (ориентации на ценности и ценностные отношения; субъектности; целостности; научности и системности; непрерывности; интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических взаимодействий) определяется цель патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства- формирование патриотического отношения ко всему окружающему, что основывается на единстве чувственного, эстетического, патриотического и познавательного аспектов. 

Информация о работе Патриотическое воспитание