Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:02, доклад
.Нормативно-правовое обеспечение патриотического воспитания в современной России.В Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной федеральным законом, определены цели и задачи образования и воспитания, в числе которых – обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью. Одновременно с этим акцентируется внимание на разностороннем развитии молодежи, формировании навыков самообразования и самореализации личности, формировании у молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитии культуры межэтнических отношений, бережного отношения к природе, воспитании экологической культуры.
• Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
• Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
• Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
• Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
• Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
• Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
• Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
16. Духовно-нравственное
направление патриотического
17. Историко-краеведческое направление патриотического воспитания. система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.
Работа по этому направлению проходит на уроках по окружающему миру, дети посещают музеи города и библиотеки, изучают русские народные праздники в школьном краеведческом музее, возлагают цветы к памятнику Победы ежегодно 9 мая и встречаются с ветеранами Вов, проводятся праздники к 23 февраля.
18. Гражданско-правовое
направление патриотического
19. Культурно-историческая преемственность поколений в патриотическом воспитании. В контексте исторической и культурной ретроспективы можно выделить три модели межпоколенной культурной преемственности в российском социуме: традиционалистская, основанная на максимально точном воспроизводстве прошлого опыта старших поколений. В этой модели межпоколенная культурная преемственность реализуется с наибольшей полнотой. Такое общество характеризуется большой энергетической силой и сильным воздействием на духовный облик поколений, поддерживая стиль общения, нормы и приёмы воспитания детей, духовно-нравственные ценности и приоритеты. Максимальное уважение к прошедшей эпохе постоянно декларируется. Новации воспринимаются и усваиваются старшими поколениями медленнее по сравнению с молодежью. Все более увеличивающееся отставание старших от ускоряющегося темпа жизни порождает социокультурное несоответствие новым реалиям, для преодоления которого старшее поколение вынуждено усваивать знания и ценностные установки, характерные для молодежи, то есть отцы» учатся у своих «детей». Следует подчеркнуть, что указанные модели не следуют друг за другом, а сосуществуют во времени, но одна из них наиболее выражена и доминирует в социуме в конкретный исторический период.
20. Спортивно-патриотическое
воспитание в процессе
21. Формы работы
по патриотическому воспитанию.
• деятельность школьного правового клуба
«Выбор»;
• издание школьной газеты «Защитник»;
• конкурс «Класс высокой правовой культуры»;
• посещение музеев;
• проведение старшеклассниками классных
часов для учащихся начального и среднего
звена по теме «Интернационалист – Рубен
Руис Ибаррури» и игр знатоков истории;
• литературная гостиная;
• урок – просмотр и обсуждение фильмов
о войне, например «Молодая гвардия», «Завтра
была война»;
• дискуссия «Патриот»;
• ИКТ (создание образовательных мультимедийных
презентаций);
• Концерт ансамбля «Ветеран»;
• интеллектуальный семейный турнир «Сталинград»;
• участие в городских и областных конкурсах
сочинений, исследовательских работ, посвященных
Великой Отечественной войне и символике
России.
Такие формы работы имеют не только игровую
и просветительскую направленность. Это
определенный социальный опыт, в процессе
которого обучающиеся выделяют социально-значимые
проблемы, проектируют свою деятельность
по их разрешению, овладевают коммуникативными
навыками.
22. Общечеловеческие
ценности в структуре
Патриотическое воспитание выступает как определяющая характеристика гражданских отношений и нравственного воспитания. Поэтому процесс патриотического воспитания должен идти по пути выработки позитивного отношения к деятельности опосредованной определенными ценностями: государству, законам, членам общества, другим государствам и народам, собственности, труду, культуре своего народа, природе. Чувство патриотизма многогранно по содержанию: любовь к Родине, к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывной связи с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Исходя из этого патриотическое воспитание включает решение целого комплекса задач: любовь и привязанность к семье, детскому коллективу, школе, городу, родному краю, государству, бережное отношение к природе и всему живому, воспитание уважения к труду, развитие интереса к русским традициям и промыслам, формирование знаний о правах человека, знакомство с символами государства, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
23. Теория и
методика воспитания
24. Патриотическое
воспитание в деятельности
25. Патриотическое
воспитание в деятельности
26. Военно-патриотическое
воспитание школьников. Военно-патриотическое
воспитание – образовательная технология
двойного назначения, поскольку всеми
доступными формами вооружает юного гражданина
важнейшими морально-психологическими
качествами, необходимыми как будущему
защитнику Родины, так и вполне мирному
человеку. Ведь смелость, твердость характера,
физическая выносливость необходимы как
защитнику Родины, так и врачу, инженеру.
В школе, ребята получают первую профориентацию,
нередко и практически знакомятся с будущей
военной специальностью связиста, кинолога,
водителя, санинструктора. Ведь освоение
штатной боевой техники в войсках пойдет
успешнее, если молодой человек до призыва
на службу в ряды Российской армии уже
ознакомился с устройством и эксплуатацией
мотоцикла, автомобиля, трактора. Разве
не укрепляют силу воли, не вырабатывают
у молодых людей терпение походы, состязания,
военизированные игры.
27. Произведения
искусства в патриотическом