Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Н.И. Пирагова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:04, контрольная работа

Описание

Имя Николая Ивановича Пирогова составляет гордость и славу Отечественной педагогической науки , народного образования. Своей выдающейся деятельностью как в области медицины, так и народного образования Н. И. Пирогов заслужил признательность широких масс и педагогической общественности. Его педагогические идеи являются источником научного творчества и практической деятельности. Они близки нам и сегодня актуальностью поставленных проблем, таких, как единство школы и жизни, педагогической науки и практики; воспитывающее обучение, “гармоническое развитие всех врожденных сил народа ”, воспитание человека - гражданина, полезного своей стране.

Содержание

1.Введение_______________________________________________3
2.Жизнь и деятельность Н.И.Пирогова _______________________3
3.Вопросы жизни _________________________________________4
4.Основные положения педагогической системы Н.И.Пирогова __6
5.Значение педагогического наследия Н.И.Пирогова ___________9
6.Заключение ___________________________________________10
7.Список литературы _____________________________________10

Работа состоит из  1 файл

пирогов.doc

— 82.50 Кб (Скачать документ)

    Содержание

  1. Введение_______________________________________________3
  2. Жизнь и деятельность Н.И.Пирогова _______________________3
  3. Вопросы жизни _________________________________________4
  4. Основные положения педагогической системы Н.И.Пирогова __6
  5. Значение педагогического наследия Н.И.Пирогова ___________9
  6. Заключение  ___________________________________________10
  7. Список литературы _____________________________________10
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Введение 

     Имя Николая  Ивановича Пирогова составляет гордость и славу Отечественной педагогической науки , народного образования. Своей выдающейся деятельностью как в области медицины, так и народного образования Н. И. Пирогов заслужил признательность широких масс и педагогической общественности. Его педагогические идеи являются источником научного творчества и практической деятельности. Они близки нам и сегодня актуальностью поставленных проблем, таких, как единство школы и жизни, педагогической науки и практики; воспитывающее обучение, “гармоническое развитие всех врожденных сил народа ”, воспитание человека - гражданина, полезного своей стране.

    В данном реферате я постараюсь по возможности  подробно раскрыть смысл педагогической деятельности замечательного русского педагога, просветителя и организатора народного образования Н. И. Пирогова, творческое наследие которого вошло в сокровищницу отечественной педагогики.

    2.Жизнь и деятельность Н. И. Пирогова

    Николай Иванович Пирогов (1810-1881) родился в  Москве , в семье казначейского  чиновника. По окончании Московского университета (медицинский факультет) он готовился в Дерпте (г. Тарту) к профессуре и после защиты диссертации на степень доктора медицинских наук в течении двух лет занимался в Германии усовершенствованием своих знаний. В возрасте 26 лет он стал профессором хирургии сначала в Дерптском университете, а затем в Медико-хирургической академии в Петербурге.

    В 1854 году во время осады Севастополя  Пирогов по его личной просьбе  был направлен на фронт во главе  с организованной им общиной “сестер  милосердия”.

    В 1856 году появилась статья Пирогова “Вопросы жизни”, освещавшая важные вопросы воспитания. Она обратила на себя внимание общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании, сделала имя автора широко известным.

    В 1856 году Пирогов был назначен попечителем Одесского учебного округа. Александр II отрицательно относился к Пирогову, считая его “красным” (хотя он был только либералом), но, назначая его на этот пост, хотел создать видимость заботы царского правительства о народном образовании. В течении двухлетнего управления Одесским учебным округом Пирогов стремился поднять значение педагогических советов гимназии, внушал директорам и учителям учебных заведений мысль о необходимости гуманного отношения к детям, подготовил открытие университета в Одессе. Либеральная деятельность его в качестве попечителя учебного округа вызвала у одесского генерал-губернатора подозрение в свободомыслии и подрыве авторитета властей. Пирогов был переведен в Киев на должность попечителя Киевского учебного округа . Здесь продолжал улучшать работу школ, рекомендовал учителям посещать уроки друг друга, поощрял методические искания учителей ввел в практику гимназий внеклассные литературные беседы, способствовал открытию в Киеве одной из первых в России воскресных школ для взрослых.

    Когда в 1861 году Порогов был уволен с  должности попечителя, прогрессивная  общественность Киева устроила ему  торжественные проводы.

    Правительство сделало вид, что оно намерено использовать опыт Пирогова как педагога, и назначило его руководителем  молодых людей, готовившихся за границей к профессуре, но в 1866 году лишило его и этой должности. Великий хирург, крупнейший ученый, видный общественный деятель и педагог, Пирогов должен был удалиться, еще полный сил, в свое небольшое имение на Украине, где скончался в 1881 году.

    3.Вопросы  жизни

    Рассмотрение  педагогических взглядов Н. И. Пирогова следует начать со статьи “Вопросы жизни” опубликованной им в 1856 году. Это  была первая педагогическая работа Пирогова. Благодаря ей имя Пирогова стало  широко известным и обратило на себя внимание общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании.

    В статье “Вопросы жизни” (впрочем, как  и в других своих педагогических сочинениях ) Н. И. Пирогов резко выступил против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которую стремилось ввести царское правительство за счет снижения уровня общего образования молодежи. Он противопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором.

    Свою  статью Пирогов начинает с исторической справки о поисках выдающимися  мыслителями древней Греции ответов  на вопросы о назначении человека в общественной жизни, о смысле человеческой жизни. Из этой справки выясняется, что речь идет о вопросах общественной жизни, о жизни человека в обществе, об его взаимоотношениях с другими людьми, о неизбежности для каждого из нас разрешения вопроса о нашем личном отношении к общественным потребностям и обязанностям.

    “В  чем состоит цель нашей жизни? каково наше значение? к чему мы призваны? чего должны искать мы?”. Таковы первые вопросы жизни, выдвигаемые Пироговым  в его статье. В самостоятельном  решении этих вопросов заинтересованы и общество с его господствующим направлением, и каждая отдельная личность. С этим трудно не согласиться. Я считаю, что для своего времени в преддверии серьезной реформы феодально-крепостнического государства, такая постановка вопроса была более чем уместна. Более того, я думаю, что она уместна и по сей день, когда страну охватил жесткий экономический кризис.

    Казалось  бы, рассуждает далее Пирогов, что  на поставленные вопросы о цели и  назначении нашей жизни члены  христианского общества получат  ответы в процессе воспитания в семье  и в школе , и таким образом подготовлены к осуществлению христианской морали в общественной и личной жизни. Но в действительности такого господства христианской морали не наблюдается. В противоположность христианским основам воспитания , полученным в школе, во всех проявлениях общественной жизни господствует “резко выраженное материальное, почти торговое стремление”.

    Что же остается делать при таких обстоятельствах? - вот естественно возникающий  вопрос. Остается глубже взглянуть  в существо окружающей жизни. С исключительным мастерством излагает Пирогов “философию” мелких общественных групп.

    Вот, например, первый взгляд - очень простой и привлекательный. Не размышляйте, не толкуйте о том, что необъяснимо. Это по малой мере лишь потеря одного времени. Можно, думая, потерять и аппетит, и сон. Время же нужно для трудов и наслаждений. Аппетит - для наслаждений и трудов. Сон - опять для трудов и наслаждений. Труды и наслаждение - для счастья.

    Вот второй взгляд - высокий. Учитесь, читайте , размышляйте и извлекайте из всего самое полезное. Когда ум ваш просветлеет, вы узнаете, кто вы и что вы. Вы поймете все, что кажется необъяснимым для черни. Поумнев, поверьте, вы будете действовать как нельзя лучше. Тогда предоставьте только выбор вашему уму, и вы никогда не сделаете промаха.

    Вот третий взгляд - старообрядческий . Соблюдайте самым точным образом все обряды и поверья. Читайте только благочестивые книги, но в смысл не вникайте. Это главное для спокойствия души. Затем, не размышляя, живите так, как живется.

    Вот четвертый взгляд - практический. Трудясь, исполняйте ваши служебные обязанности, собирая копейку на черный день. В сомнительных случаях, если одна обязанность противоречит другой, избирайте то , что вам выгоднее или по крайней мере что для вас менее вредно. Впрочем , предоставляйте каждому спасаться на свой лад. Об убеждениях, точно так же как и о вкусах, не спорьте и не хлопочите. С полным карманом можно жить и без убеждений.

    И прочее, и прочее, и прочее.

    Своим изложением “философии” жизни восьми мелких общественных групп Пирогов сформулировал господствовавшие в русском так называемом образованном обществе язвы и пороки, служившие предметом изображения и в нашей могучей, исключительной по своим моральным тенденциям художественной литературе XIX в.

    Разоблачая  пошлость, господствующую в привилегированном обществе, Пирогов вместе с тем показал бессилие школы и воспитания его времени в деле преобразования общества на каких бы то ни было разумных началах. А если так, то возникал следующий серьезный вопрос о смысле и назначении всей системы воспитания и образования. Очевидно, школа и воспитание ни в какой мере не вели к усовершенствованию общественной жизни на нравственных основах.

    “Существует, -пишет Пирогов только три возможности  вывести человечество из ложного  и опасного положения:

    Или согласить нравственно-религиозные  основы воспитания с настоящим направлением общества.

    Или переменить направление общества.

    Или, наконец, приготовить нас воспитанием  к внутренней борьбе, неминуемой и  роковой, доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой”.

    Пойти первым путем, рассуждает далее Пирогов, это значило бы “искажать то, что нам осталось на земле Святого, Чистого и Великого...” “Изменить  направление общества есть дело промысла и времени”. Остается третий путь, .т . е “приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе..., доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой” . Приготовить нас с юных лет к этой борьбе, значит именно “сделать нас людьми, т. е. тем, чего не достигнет ни одна ваша реальная школа в мире, заботясь сделать из нас, с самого нашего детства, негоциантов, солдат, моряков, духовных пастырей или юристов”.

    В этом рассуждении выясняется основная общественно-педагогическая позиция  Пирогова.

    Подводя итог под вышесказанным, можно сделать вывод, что наивысшая общественно-историческая заслуга Пирогова заключалась уже в том, что он раскрыл и назвал своим именем “торговое ” направление жизни, показал его противоречие со всем, что еще осталось в жизни “святого” , раскрыл разлагающее влияние “меркантильного направления” на подрастающее поколение и поставил на очередь дня вопрос о том, что же можно сделать путем воспитания, чтобы преодолеть развращающее влияние “торгового направления” в общественной жизни.

    Еще раз позволю себе заметить, что  данные высказывания Пирогова (в частности о дурном влиянии торгового направления в обществе) крайне точно характеризуют сегодняшнее положение общества, особенно положение молодежи.

    4.Основные положения педагогической системы Н. И. Пирогова

    Изучение  педагогических сочинений, биографических и автобиографических данных, оставленных  нам Пироговым , показывает, что на протяжении всей своей жизни он непреклонно  осуществлял одну основную идею: боролся  с сословно-крепостническим строем в системе образования и стремился к тому, чтобы поставить образование и воспитание подрастающих поколений на службу назревавшим потребностям нашей страны во всех областях культуры в дореформенное время.

    Пирогов вел борьбу с сословными и национальными  привилегиями прежде всего в деле народного образования и распространения культуры и науки в нашей стране.

    Таким образом , педагогические позиции Пирогова теснейшим образом сплетались с  политическими стремлениями демократического либерализма, отличавшего его и  от представителей бюрократов-реакционеров и консерваторов, и от представителей революционной демократии.

    В чем же заключается ценность педагогической системы Пирогова? Я считаю, что  наибольший интерес и ценность представляет система образования выдвинутая им. Принцип этой системы заключается в переходе из одной ступени в следующую, высшую и в то же время в законченности образования в каждой ступени.

    В качестве первой ступени образования  идет элементарная начальная двухгодичная школа. Программа занятий в этой школе рассчитана на развитие у учащихся первоначальных основ мышления и наблюдательности путем обучения родному языку, счету и, в частности, развитие наблюдательности путем наглядного обучения в духе Песталоцци (Иоган Генрих Песталоцци, швец. педагог-демократ. В своей теории научного обучения связал обучение с воспитанием и развитием ребенка, педагогику с психологией. Развил идею соединения обучения с производственным трудом). Кстати, Пирогов придавал огромное значение наглядному обучению и считал, наиболее важно применять принцип наглядности в как можно раннем возрасте. Приведу по этому поводу цитату из статьи Пирогова “О наглядном обучении”. В этой статье Пирогов говорит о способе преподавания естественных наук. “Вообще, главная обязанность педагога заключается преимущественно в том , что бы науку излагать не столько для самой науки, сколько для развития, посредством науки той или другой умственной или душевной способности. Естественное и должно именно служить к развитию наблюдательной способности у ребенка, начинающего знакомиться с окружающей его природой. Надобно приучить с ранних лет и его глаз, и его осязание к отчетливому отыскиванию различных признаков, характеризующих естественные тела; дайте ему в руки минерал, растение, животное и спрашивайте его, что он видит и что он находит особенного; заставьте его найти и описать различие между тем и другим телом, и задача ваша будет разрешена, цель будет вполне достигнута.”

Информация о работе Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Н.И. Пирагова