Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Н.И. Пирагова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:04, контрольная работа

Описание

Имя Николая Ивановича Пирогова составляет гордость и славу Отечественной педагогической науки , народного образования. Своей выдающейся деятельностью как в области медицины, так и народного образования Н. И. Пирогов заслужил признательность широких масс и педагогической общественности. Его педагогические идеи являются источником научного творчества и практической деятельности. Они близки нам и сегодня актуальностью поставленных проблем, таких, как единство школы и жизни, педагогической науки и практики; воспитывающее обучение, “гармоническое развитие всех врожденных сил народа ”, воспитание человека - гражданина, полезного своей стране.

Содержание

1.Введение_______________________________________________3
2.Жизнь и деятельность Н.И.Пирогова _______________________3
3.Вопросы жизни _________________________________________4
4.Основные положения педагогической системы Н.И.Пирогова __6
5.Значение педагогического наследия Н.И.Пирогова ___________9
6.Заключение ___________________________________________10
7.Список литературы _____________________________________10

Работа состоит из  1 файл

пирогов.doc

— 82.50 Кб (Скачать документ)

    По  традициям того времени, в программу  начальной школы , как и в программу  следующих за ней высших ступеней, Пирогов вносит и основания так называемого закона Божия, т. е. изучения священной истории ветхого и нового завета.

    Прогимназии составляют в системе образования, защищаемого Пироговым, вторую ступень  образования, опять-таки предназначенную  для всех сословий и классов. Прогимназии , по плану Пирогова, разделяются на два типа - реальная и классическая, каждая с 4-летним курсом обучения.

    Классическая  прогимназия в проекте Пирогова имеет в учебном плане почти  те же предметы, что и реальная. Но за счет количества часов, отводимых на предметы реальных знаний , в классической прогимназии отводится внимание основательному изучению латинского и греческого языков и одного, а не двух новых языков. В классические прогимназии открыт доступ опять-таки для всех желающих, имеющих образование в объеме элементарной начальной школы. А кроме того, и окончившие реальную прогимназию могли поступать без экзамена в III класс классической прогимназии.

    Над двумя типами прогимназий организуется гимназия опять-таки двух типов - реальная и классическая.

    Образование в реальных гимназиях Пирогов  предназначает для удовлетворения практических потребностей производственно-технической  жизни. Окончившие такие реальные гимназии, по плану Пирогова , получат выход  либо непосредственно на поприще практической деятельности, либо в высшие, но специальные учебные заведения, а не в университет.

    Придавая  исключительное значение в воспитании учащихся науке и научному образованию, Пирогов учитывал роль и других специально воспитательных воздействий на учащихся. И почти в каждой статье его мы находим глубокие, оригинальные мысли, советы и практические указания в этом направлении.

    Главное в воспитательной работе, чему Пирогов  придает решающее значение, это намерения, жизненные цели и задачи, какие ставят себе воспитатели в семье и в школе, согласованность семьи ,школы, общества и государства в этих целеустремлениях.

    Пирогов дал ряд ценнейших соображений  по методике воспитательной работы. Избранные  им вопросы и характер их разрешения вводят учителей в наиболее важные и решающие стороны воспитательной работы в школе.

    На  место разрозненных, неорганизованных воздействий на учащихся со стороны  администрации школ (директора и  инспектора) и надзирателей Пирогов  выдвинул в качестве основной воспитательной силы коллективную работу учителей или, как он их называет, наставников, объединенных в педагогических советах средних учебных заведений. Таким образом единоличное, часто случайное и произвольное действие учителей получало не только единство, но и естественно большую разносторонность и глубину влияний на учащихся.

    Постановления педагогических советов приобретали  в глазах учащихся больший авторитет  большую силу. “Опыт доказывает, - пишет Пирогов, - что заключения и определения педагогического  совета несравненно более пользуются доверием между учащимися, чем решения одного лица, будет ли оно второстепенным в заведении, как учителя или надзиратели, - или главное, как директор”.

    Пирогов был озабочен развитием у учителей внимательного, чуткого отношения  к учащимся. Он требовал от учителей “при обсуждении каждого поступка” учащегося не формально юридического отношения, а “хорошо вникнуть в те обстоятельства”, которыми вызывается поведение ученика. В этих целях Пирогов предлагал воспитателям завести у себя карманные журналы, в которых бы они отмечали, с надлежащей подробностью и только для себя, все замеченные ими поступки учеников, их образ мыслей и т. п.

    Требованиями  такого рода Пирогов ставил перед  учителями сложнейшую и труднейшую, но в то же время самую основную задачу в искусстве воспитания - изучать своих учеников и индивидуализировать воспитательные воздействия на учащихся.

    5.Значение педагогического наследия Пирогова

    Чтобы судить об исторических заслугах Пирогова, нам следует помнить слова  В. И. Ленина: “Исторические заслуги судятся не по тому , чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому , что они дали нового сравнительно с своими предшественниками ”. Никто не сомневается в том, что Пирогов оставил богатейший и значительный вклад в сокровищницу нашей национальной культуры. Общепризнан гений Пирогова как ученого, новатора, трудами которого , начиная с его ранней молодости , пользовались не только его ученики, но и его учителя во всех культурных странах мира.

    На  протяжении всей своей жизни , Пирогов непрестанно прилагал все усилия к тому, чтобы создать для высшей и средней школы такие условия, которые всемерно воздействовали бы росту науки и культуры и устраняли бы все, что мешало развитию самостоятельной русской науки.

    Он  искренне стремился к осуществлению  в нашей стране всеобщего обучения, он защищал право на полноценное  образование не только русских людей, но и самых угнетенных наций населявших Россию.

    Наряду  с большими принципиальными педагогическими  вопросами Пирогов в своих литературных трудах и в практической деятельности на посту попечителя учебного округа постоянно ставил и разрешал методические вопросы, развивал и поддерживал деятельность учителей и школ по развертыванию кабинетов, лабораторий и других учебно-вспомогательных средств для усовершенствования преподавания и обучения.

    Из  всего вышесказанного можно сделать  следующие выводы.

    Пирогов внес значительные улучшения в работу педагогических советов гимназий, расширил содержание обсуждаемых вопросов, ввел в систему доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам, всячески поощрял методические изыскания учителей, рекомендовал взаимное посещение уроков.

    Основными дидактическими принципами Пирогов  считал осмысленность обучения, активность и наглядность.

    Требуя, чтобы учителя и руководители прогимназий и гимназий хорошо изучали учащихся и их успеваемость, Пирогов предлагал перевод из класса в класс производить по результатам годовой успеваемости учащихся . Он отрицательно относился к переводным экзаменам , отмечая наличие в них значительного элемента случайности и формализма.

    К преподаванию в высшей школе Пирогов  предлагал привлечь крупных ученых, рекомендовал усилить беседы профессоров  со студентами, проводить семинары, просеминары и практические занятия  и всячески развивать у студентов навыки углубленной самостоятельной работы.

    6.Заключение

    Своей оживленной, глубоко плодотворной административно-педагогической и научно- литературной деятельностью  Пирогов привлек внимание всех передовых , прогрессивных сил нашей страны и поднял педагогические проблемы на уровень важнейших вопросов нашей культурной жизни.

    По  справедливости и единодушному признанию  Пирогов вошел в историю русской  культуры не только как выдающийся гениальный ученый анатом и талантливейший врач-хирург, но и как классик оригинальной передовой русской педагогической мысли. И можно быть уверенным в том, что подлинные заслуги Пирогова перед культурой нашей страны и глубоко плодотворная значимость его педагогических идей и педагогической деятельности будут еще долго находить высокую оценку и вызывать глубокое уважение со стороны всех людей.

    7.Список литературы:

  1. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1985.
  2. Красновский А. А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова. - М.: Учпедгиз, 1949.
  3. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. -М.: Просвещение, 1982.
  4. Егоров С. Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. - М.: Просвещение, 1986.
 

  

Информация о работе Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Н.И. Пирагова