Педагогическая этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:21, курсовая работа

Описание

Изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слов «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, c одной стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума.

Содержание

Введение

Глава 1. Профессиональная этика.

§1.1 Понятие

§1.2 Происхождение профессиональной этики

§1.3 Профессионализм как нравственная черта личности

§1.4 Виды профессиональной этики.

Глава 2. Педагогическая этика.

§2.1 Теоретико-методологические проблемы педагогической этики

§2.2 Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога

§2.3 Нравственное воспитание педагога

§2.4 Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках педагогического процесса

§2.5 Причины противоречий между учителем и родителями учащихся

§2.6 Требования к поведению учителя при установлении им

контактов с родителями учащихся

Заключение.

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 123.50 Кб (Скачать документ)

План

 

 

Введение

 

Глава 1. Профессиональная этика.

 

§1.1 Понятие 

 

§1.2 Происхождение профессиональной этики

 

§1.3 Профессионализм как нравственная черта личности

 

§1.4 Виды профессиональной этики.

 

Глава 2. Педагогическая этика.

 

§2.1 Теоретико-методологические проблемы педагогической этики

 

§2.2 Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога

 

§2.3 Нравственное воспитание педагога

 

§2.4 Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в  рамках педагогического процесса

 

§2.5 Причины противоречий между учителем и родителями учащихся

 

§2.6 Требования к поведению учителя  при установлении им

 

контактов с родителями учащихся

 

Заключение.

 

Список использованной литературы

 

Введение.

 

 

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слов «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, c одной стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума. К примеру, страх - природный аффект, память - свойство ума, а умеренность, мужество, щедрость - свойства характера. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области значения и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика».

 

Этика - это философское учение, объектом изучения которого является мораль. В этике можно выделить два рода проблем:

 

вопросы о том, как должен поступать человек;

 

теоретические вопросы о происхождении  и сущности морали.

 

Исходя из первого рода проблем, становится очевидной практическая направленность этики, ее проникаемость  во все сферы бытия, за что она  и получила название "практической философии". Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере человеческого общения, важной составляющей которого является общение людей в процессе совместной деятельности. Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к нравственности. Исторически мораль, а не право, была первой формой регуляции отношений между людьми. Особое значение эта форма регуляции деловых отношений приобретает в демократическом обществе, в котором отсутствует жесткий контроль государства за хозяйственной и иной деятельностью людей.

 

Глава 1. Профессиональная этика

 

 

§1.1. Понятие об этикете.

 

 

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного  по времени процесса становления  взаимоотношений между людьми. Без  соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

 

Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

 

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от древности  до наших дней. В основе своей  эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются  представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

 

По мере изменений условий жизни  человечества, роста образований  и культуры одни правила поведения  сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться  общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

 

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

 

Следует отметить, что тактичный  и воспитанный человек ведет  себя в соответствии с нормами  этикета не только на официальных  церемониях, но и дома.

 

Подлинная вежливость, в основе которой  лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах.

 

Такой человек никогда не нарушит  общественный порядок, ни словом, ни поступком  не обидит другого, не оскорбит его  достоинства.

 

Итак, этикет - очень большая и  важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни  всеми народами в соответствии с  их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной  культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

 

§1.2. Происхождение профессиональной этики

 

 

Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь  моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К. Маркс и Ф. Энгельс.

 

Возникновение первых профессионально-этических  кодексов относится к периоду  ремесленного разделения труда в  условиях становления средневековых  цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые  констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.

 

Однако ряд профессий, имеющих  жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.

 

Появление профессиональной этики  во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий. Профессионализм как нравственная черта личности.

 

§1.3. Профессионализм как нравственная черта личности

 

 

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.

 

Нравственные отношения людей  в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально  функционировать и развиваться  только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.

 

Содержанием профессиональной этики  являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений  между людьми и способы обоснования  данных кодексов.

 

Профессиональная этика изучает:

 

отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

 

нравственные качества, личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее  выполнение профессионального долга;

 

взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические  нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

 

особенности профессионального воспитания.

 

Профессионализм и отношение к  труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют  первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий. О классовом характере морали в сфере труда свидетельствует написанная в первой трети II века до н.э. христианская библейская книга "Мудрость Иисуса, сына Сирахова", в которой есть поучение о том, как следует относиться к рабу: "корм, палка и бремя - для осла; хлеб, наказание и дело - для раба. Занимай раба работою и будешь иметь покой; ослабь руки ему - и он будет искать свободы". В Древней Греции физический труд по ценности и значимости находился на самой нижней оценке. А в феодальном обществе религия рассматривала труд как наказание за первородный грех, а рай представлялся как вечная жизнь без труда. При капитализме отчуждение рабочих от средств производства и результатов труда порождало два типа нравственности: хищнически-грабительскую капиталистическую и коллективистски-освободительскую рабочего класса, распространявшуюся и на сферу труда. Об этом пишет Ф. Энгельс: "...каждый класс и даже профессия имеют свою мораль".

 

Те ситуации, в которых оказываются  люди в процессе выполнения своих  профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики.

 

Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса.

 

Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области  непосредственного соприкосновения  интересов профессиональных групп  друг с другом и обществом.

 

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей Это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания.. Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии.

 

Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение  трудовой этики сопровождается разрушением  общих моральных установок, и  наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести в конечном счете и к деградации самой личности.

 

В данный момент в странах бывшего  Советского Союза, в том числе  и в Республике Молдова, выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет прежде всего о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе.

 

В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его  деловой характеристики, отношения  к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.

 

§1.4. Виды профессиональной этики

 

 

Каждому виду человеческой деятельности Научной, педагогической, художественной и т.д. соответствуют определенные виды профессиональной этики.

 

Профессиональные виды этики - это  те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

 

Основными видами профессиональной этики  являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

Информация о работе Педагогическая этика