Писхология личности: темперамент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 10:41, контрольная работа

Описание

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия влияет на темп и ритм речи. Вместе с тем нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности.

Содержание

Введение……………………………………………………………….....3
1. Личность…………………………………………………………...4
1.1 Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение…………………………………………………………………….4
1.2 Структура личности………………………………………………6
2. Темперамент………………………………………………………7
2.1 Что такое темперамент…………………………………………...9
2.2 Типы нервной системы………………………………………….11
2.3 Типы темперамента……………………………………………...13
a) Сангвинический темперамент………………………………….13
b) Флегматический темперамент………………………………….14
c) Холерический темперамент…………………………………….15
d) Меланхолический темперамент……………………………...…16
2.4 Свойства темперамента…………………………………………17
2.5 Методика диагностики темперамента Яна Стреляу………….18
3. Заключение…………………………………………………..…..21
Список использованной литературы...................................................

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ Психология.doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

«Психология личности: темперамент»

По дисциплине: «Психология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Салехард 2009

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….....3

1.                  Личность…………………………………………………………...4

1.1             Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение…………………………………………………………………….4

1.2             Структура личности………………………………………………6

2.                  Темперамент………………………………………………………7

2.1             Что такое темперамент…………………………………………...9

2.2             Типы нервной системы………………………………………….11

2.3             Типы темперамента……………………………………………...13

a)     Сангвинический темперамент………………………………….13

b)    Флегматический темперамент………………………………….14

c)     Холерический темперамент…………………………………….15

d)    Меланхолический темперамент……………………………...…16

2.4             Свойства темперамента…………………………………………17

2.5             Методика диагностики темперамента Яна Стреляу………….18

3.   Заключение…………………………………………………..…..21

Список использованной литературы...................................................

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы — всё то, что делает нас личностью. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности и её основных психических процессов. Кроме того, изучаются индивидуальные различия. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

 

 

 

 

 

1.                  Личность

1.1.           Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение

Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые личностные качества, когда вступает в отношения с другими людьми, и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.

Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.

По определению Р.С. Немова, личность – это человек, взятый в системе его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой.

Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы – к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид – это единичный представитель вида «homo sapiens». Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (рост, телесная конституция, цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, например, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, её выделенность из сообщества, оформление её отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым её деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

 

2.                  Структура личности

Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие:

                  всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);

                  социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации);

                  индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. индивидуально-типологические особенности, свойственные только конкретной личности (темперамент, характер, способности).

В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстаёт как личность, пребывающая в определённом психическом состоянии, которое так или иначе отражается в сиюминутном поведении индивида. Если рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то мы увидим переход от статистической структуры личности к динамической.

Наиболее распространённой является предложенная К.Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности, которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом (табл.1).

 

 

 

 

 

Таблица 1

Динамическая структура личности по К. Платонову

Название подструктуры

Подструктуры подструктур

Соотношение социального и биологического

Уровень анализа

Виды формирования

Направление личности

 

 

 

 

 

Опыт

 

 

 

Особенности психических процессов

 

 

 

Биопсихические свойства

 

Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания

 

 

Привычки, умения, навыки, знания

 

 

Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память

 

 

Темперамент, половые, возрастные свойств

 

Биологического почти нет

 

 

 

 

 

Значительно больше социального

 

 

Больше социального

 

 

 

 

 

 

Социального почти нет

Социально-психологический

 

 

 

 

 

Психолого-педагогический

 

 

Индивидуально- психологический

 

 

 

 

 

Психофизиологиче-ский

Нейропсихологический

Воспитание

 

 

 

 

 

 

Обучение

 

 

 

Упражнения

 

 

 

 

 

 

Тренировка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.                  Темперамент

 

2.1             Что такое темперамент

Основой любой личности является темперамент. Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение черт, от tempero – смешиваю в надлежащем соотношении) – это проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических и эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека таких, как сила, уравновешенность, подвижность, активность, быстрота или замедленность реакций. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует её убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности личности, не определяет её возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент:

                  Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в стремлении активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой – энергичность, активность, стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

                  Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речевого аппарата. Выражается она в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности или сдержанности, говорливости или молчаливости.

                  Эмоциональная активность выражается в импульсивности, впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям) и эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно судить о некоторых свойствах темперамента.

Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.

Информация о работе Писхология личности: темперамент