Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:17, курсовая работа
Цель работы: выявить взаимосвязь конфликтов, (влияние) нарушения воспитательной функции и подросткового суицида. Для этого необходимо решить ряд задач:
Анализ литературы по проблеме исследования;
Проведение социологического исследования, по данной проблеме;
Провести статистическую обработку полученных результатов;
Подготовить тренинг по психопрофилактики подросткового суицидального поведения;
Определить перспективы изучения данного направления.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….
1 ГЛАВА. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НАРУШЕНИЯХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В СЕМЬЕ И ПОДРОСТКОВЫХ СУИЦИДАХ ………………………………………………………………....
1.1
Современное представление о семье ………………………………..
1.2
Нарушения воспитательной функции в семье и их последствия…..
1.3
Подростковый возраст и его особенности…………………………..
1.4
Понятие «суицид». Влияние семейных конфликтов на подростковый суицид и суицидальные попытки……………………
2 ГЛАВА. МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ……………………………………………………………….
2.1
Методы консультирования лиц с суицидальными намерениями…..
2.2
Социологическое исследование предрасположенности подростков к суицидным попыткам …………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………
- В семье индивид более доступен к воздействию со стороны других членов семьи. Слабость и недостаточность проявляется наиболее явно.
Травмирующее семейное состояние могут быть четырех видов:
Таким образом, проанализировав многочисленную литературу и сравнив традиционную семью с современной можно выделит несколько основных отличительных моментов:
- крах экономики отразился и на семейном бюджете.
1.2 Нарушения воспитательной
функции в семье и их
Рождение детей в семье — самый важный период, когда супругов объединяют общая любовь и забота о них. Однако дело не только в том, чтобы кормить и одевать ребенка. У Ф.М.Достоевского есть очень точная и глубокая мысль: «Нет в жизни человека ничего важнее, ничего нужнее и полезнее, чем вынесенное из детства светлое и теплое воспоминание, такое ясное и доброе. Оно закладывается в семье и в тяжелые минуты помогает». Только дружная семья может оказать благотворное влияние на личность ребенка. В основном влияние родителей на формирование личности ребенка приходится на первые годы его жизни. К подростковому возрасту, как правило, закладывается стиль взаимоотношений детей с родителями: покровительственный или дружественный, основанный на доверии или на постоянном контроле.
Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в определенных областях жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не следует делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.
Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают необходимым объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, а их отношения с родителями становятся менее близкими. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально-холодным, отстраненным отношением к ребенку. В таких случаях неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжела судьба детей, у кого равнодушные и жестокие родители. Они редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя испытывают потребность в любви.
Подростки, как бы они иногда ни бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.
Родительская любовь — совершенно необходимое, но недостаточное условие благополучного развития подростка. Например, излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, — приводят к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. К гиперопеке обычно склонны мамы, в одиночку воспитывающие ребенка и видящие в нем единственный смысл своей жизни. Отношения, складывающиеся по принципу «жить за ребенка», излишняя близость становятся тормозом на пути личностного роста обоих — и подростка, и его мать. Трудности другого рода возникают при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. Типичные ситуации: от ребенка требуют блестящих успехов в школе или проявления каких-либо талантов; ребенок как единственный близкий для матери человек должен посвятить ей все свое свободное время и др. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, подростки обычно утрачивают былую близость, потому что сами хотят решать, что им нужно, и бунтуют, отвергая навязываемые извне требования.
Степень психологической близости с родителями резко снижается от 7 к 9 классу, особенно это относится к легкости общения, откровенности, пониманию со стороны родителей. Чувствуя охлаждение со стороны детей, родители думают, что дети их разлюбили, жалуются на их черствость и т.д.
Протест и неподчинение подростка являются средством, при помощи которого он хочет добиться изменения прежнего типа отношений со взрослым на новый, специфический для общения взрослых людей. Иначе говоря, в начале подросткового периода в связи с появлением у подростка представления о себе как уже не о ребенке, и потребностью в признании его взрослости окружающими возникает совершенно новая проблема - проблема прав взрослого и подростка в отношениях друг с другом, проблема равноправия. И после прохождения критического периода эмоциональный контакт, если родители сами не умудрились его испортить, как правило, возобновляется, но уже на качественно иной основе: общение на платформе «взрослый — взрослый».
Превосходство воспитателя определяется его зрелостью, а не насилием и подавлением личности воспитуемого. Обладать авторитетом значит притягивать силой и обаянием своей личности. В переходном возрасте дифференциация авторитетов становится все более заметной. Взрослеющий ребенок, как правило, ценит и принимает жизненный опыт родителей. В то же время его способность завязывать новые отношения, стремление к автономии, эмоциональная солидарность со сверстниками, созревание познавательных функций приводят к вполне закономерной попытке ослабить «гнет» родительской власти и родительского авторитета.
С подростковым возрастом связано также понятие «психологические кризисы», то есть особые исключительные состояния, когда отказывают механизмы нормальной психологической защиты и преодоления и наступает как бы паралич воли, — человек в эти моменты не в состоянии помочь себе.
В некоторых случаях подростки оказываются один на один с неразрешимой, как им кажется, ситуацией, выхода из которой они не видят. У них появляется намерение лишить себя жизни. Самоубийство (суицидальное поведение, или суицид) — это покушение на свою жизнь человека, оказавшегося в тяжелом душевном состоянии, не находящего выхода из трудной жизненной коллизии. Один, находясь в тяжелейшей кризисной ситуации, сжимает зубы и борется с обстоятельствами, а другой запутывается, как в трех соснах, теряя силу и веру в себя. Острые кризисные состояния испытывают человека на прочность. Душевная глухота окружающих — частая причина развития подавленного состояния, душевного беспокойства (психологического кризиса), из которого молодые люди не находят выхода. Подростки, по-взрослому ориентирующиеся в бытовых вопросах, увы, еще не умеют найти выход из сложных ситуаций. Они не могут пока соизмерять последствия своего поступка, и их психоэмоциональное состояние представляет угрозу для жизни. В таких случаях они нуждаются в совете и помощи со стороны. Ее может оказать кто-нибудь из родителей, друзей, родственников, однако помощь эта должна быть деликатной, щадящей самолюбие, адекватной.
1.3 Подростковый возраст и его особенности
Переходный период между детством и взрослостью называется подростковым или маргинальным и варьируется в зависимости от конкретной культуры. В некоторых культурах освоить взрослые умения легко: более широкая община остро нуждается в новых членах и быстро пополняется ими.
Из работ антропологов (Р. Бенедикт, М. Мид и др.) были вычленены знания о том, что существует два типа перехода от детства к взрослости: непрерывный и дискретный (с наличием разрыва между тем, чему ребенок учится в детстве и теми способами и представлениями которые необходимы для осуществления роли взрослого).
Первый тип перехода существует в условиях сходства наиболее значимых норм и требований к детям и взрослым. В этих случаях развитие протекает плавно, так как ребенок не рывком, а постепенно учится способам взрослого поведения, выполнению сценариев взрослого (статусного) поведения.
При втором типе перехода
ребенок оказывается
В западной культуре успешный переход к статусу взрослого, особенно в профессиональном плане, требует длительной подготовки. Практически 10 лет.
С одной стороны, этот затянувшийся переходный период неоднократно предоставляет молодому человеку возможность экспериментировать с различными образами взрослой жизни, не связывая себя окончательными решениями. С другой - эти 10 лет порождают свои собственные сложности и конфликты, например потребность выглядеть независимыми и искушенными в житейских делах, оставаясь при этом экономически зависимыми от родителей.
Маргинальность положения подростков (т.е. одновременная принадлежность к двум сообществам, к миру взрослых и детей) приводит к появлению маргинальной личности; эмоционально неустойчивой и напряженной, чувствительной, агрессивной, застенчивой, конфликтной, склонной к крайним суждениям и оценкам.
Подростковый возраст может принести как субъективные трудности, вызванные необходимостью быстрой переориентации на нормы поведения взрослого сообщества, так и затруднения для воспитывающих взрослых, среди которых разные формы его непослушания, сопротивления, протеста, упрямства, грубости, негативизма, строптивости, замкнутости и т.д.
Сами подростки, а так же родители и педагоги чаще всего бывают не готовы принять и выдержать их агрессивные и фрустрирующие проявления. Между тем доказано, что подростки особо нуждаются в психологической поддержке со стороны близкого окружения: родителей, учителей, друзей.
К. Левин считал, что в подростковый период возникает своеобразный когнитивный «дисбаланс», обусловленный изменением групповой принадлежности, т.е. перемещением из сообщества детей в сообщество взрослых, в ту «когнитивно - неструктурированную» область жизненного пространства, которая полна новизны и неясности и не дифференцируется ими. И потому движение подростка к цели (войти в сообщество взрослых) чревато неожиданностями и ошибками, которые им слабо рефлексируются.
Отсюда становится понятным неустойчивость поведения подростков и возникновение различных форм девиантности. Чем меньше был ориентирован в социальном окружении подросток на предыдущих этапах своей жизни, тем труднее решается им задача трансформации и расширения жизненного пространства.
К числу существенных новообразований подросткового периода относится изменение временного измерения, появление «будущего» как психологической детерминанты личности. Временная перспектива напрямую связывается с жизненной перспективой. Меняется масштаб восприятия мира и себя в нем, дифференциация будущих реальных и идеальных целей, уточняются понятия и представления о будущей профессии формируется план жизни.
Каждый период жизни ставит перед человеком сложные задачи развития, требующие для своего решения новых навыков и иного отношения. Большинство психологов согласны, что подрастающее поколение неизбежно сталкивается с двумя главными задачами:
А. Фрейд использовала для характеристики эмоционального состояния подростков название «буря и натиск». Быть нормальным в период отрочества -само по себе не нормально». Фрейдисты утверждают, что начало биологического созревания и усиливающееся сексуальное влечение вызывают конфликты между подростками и родителями, и сверстниками и с собой.
Одно из новообразований подросткового возраста - чувство взрослости и реакция эмансипации от родителей.
Подростки начинают понимать, что они уже не дети и стремятся совершать поступки, которые характеризовали их как взрослых. Подростковая взрослость при этом характеризуется избеганием ответственности за свои поступки. Много прав и мало обязанностей.
Подросткам свойственно отделяться от родителей, противоречить им не принимать давление с их стороны, т.к. считают себя взрослыми. Реакция протеста. Однако исследования показали, что отделение не обязательно ведет к бунту или непринятию родительских ценностей. Тем не менее, это отделение необходимо для формирования своего мировоззрения и ответственности за свою жизнь. Что особенно важно в юношеском возрасте, т.к. делаются жизненно важные выборы (чему учиться, на ком жениться и т.п.). Важно, чтобы эти выборы человек делал сам, а не родители.