Пол человека как основа идивидуальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 04:10, контрольная работа

Описание

Пол как биологическое явление относится к индивидным характеристикам - он определяется в момент зачатия человека, его невозможно изменить. Однако принимать или отвергать свой пол, переживать его как награду или наказание человек может по-разному под влиянием культурно-социальных влияний: ожиданий родителей, представлений о предназначении собственного пола, его ценности и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теории развития половой идентичности……………………………….9
2. Половые различия в психологических качествах……………………11
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы……………………………………………………………16

Работа состоит из  1 файл

дифференциальная.docx

— 31.72 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Теории развития половой идентичности……………………………….9
  1. Половые различия в психологических качествах……………………11

Заключение………………………………………………………………………15

Список литературы……………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изучая проблемы пола, за рубежом используют два термина: sex, если речь идет о биологических основах поведения, и gender, когда имеют в виду социокультурное содержание поведения.  

Пол как биологическое  явление относится к индивидным характеристикам - он определяется в  момент зачатия человека, его невозможно изменить. Однако принимать или отвергать  свой пол, переживать его как награду  или наказание человек может  по-разному под влиянием культурно-социальных влияний: ожиданий родителей, представлений  о предназначении собственного пола, его ценности и т.д. Поэтому природные  основы поведения могут либо усиливаться, либо, наоборот, тормозиться, ослабляя продуктивность человеческой деятельности и приводя к возникновению  неврозов [Напомним, что либидо (половое  влечение) в психоанализе рассматривалось  как основное влечение, определяющее человеческую активность и трансформирующееся посредством сублимации в творческую энергию, а в теории Юнга стало  рассматриваться как источник жизненной силы вообще. 

Что же касается различий в  психологических качествах у  людей различного пола, то они стали  выделяться как предмет исследования сравнительно недавно, особенно в отечественной  психологии, ориентированной на понимание  личности как совокупности общественных отношений. Это в существенной мере связано с тем, что общечеловеческая культура, в том числе и психоанализ, создавалась в основном мужчинами, причем слово "мужчина" в различных  языках нередко совпадает со словом "человек" и отличается от слова "женщина". 

Однако понятно, что как  особенности, касающиеся репродуктивного поведения (брачного поведения, размножения, ухаживания за потомством), так и просто качества познавательных процессов, эмоциональной сферы и поведения могут различаться в мужской и женской группах. При этом представления о полоролевых психологических вариациях включают и бытовые предрассудки, и культурные стереотипы о том, что должно мужчинам и женщинам. Разделить реальные факты и житейские представления возможно не всегда, однако попытки в этом направлении предпринимались давно. 

Так, еще в 1942 году К. Макнемар установил и подтвердил статистически, что девочки обладают более развитыми  эстетическими вкусами, у них  лучше развита речь, более тонкая координация, в то время как мальчики обладают лучшими математическими  и механическими способностями. У девочек выше беглость речи; женщины  более адаптивны, воспитуемы, у них  выше уровень социальной желательности, а мужчины, зато более сообразительны, находчивы, изобретательны. Все новые виды профессий вначале осваиваются мужчинами, и лишь потом - женщинами. Кроме того, женщины предпочитают стереотипные виды профессиональной деятельности, а мужчины, напротив, чаще подвергаются нервно-психическим расстройствам в тех видах деятельности, которые стереотипны.  

Итак, биологический пол  и психологический связаны не однозначно: очевидно, что мужчина  может иметь женский характер, а женщина - вести себя по-мужски. Для того чтобы человек принял, осознал свой пол и научился использовать его ресурсы, должен успешно пройти процесс, который называется полоролевой социализацией.

 

 

 

Теории развития половой идентичности

В психологии по-разному  рассматривали соотношение мужского и женского в психологическом  облике человека. Во-первых, маскулинность (мужественность) и фемининностъ (женственность) противопоставлялись и понимались дихотомически: либо одно, либо другое. Во-вторых, эти качества рассматривались  как полюса одного континуума: то, что  уводит от мужественности, автоматически  приближает к женственности. Подобным образом построена шкала № 5 опросника MMPI. В-третьих, они могут рассматриваться  как независимые автономные измерения, и каждый человек может содержать  в себе некоторые маскулинные  и некоторые фемининные признаки. Поэтому, хотя биологических полов  существует всего два, психологических  вариаций полоролевой идентичности отмечается намного больше. 
          Психология последних лет ориентируется на смешанные модели полоролевого поведения. Так, Сандра Бем выделила 8 типов полоролевого поведения, по 4 для мужчин и женщин. 

Маскулинные мужчины нечувствительны, энергичны, честолюбивы и свободны. Маскулинные женщины обладают сильной волей, склонны соперничать с мужчинами и претендовать на их место в профессии, социуме, сексе. Фемининные мужчины чувствительны, ценят человеческие отношения и достижения духа, нередко принадлежат к миру искусства. Фемининные женщины - это уже архаичный тип абсолютно терпеливой женщины, охотно соглашающейся быть "фоном" в жизни близких людей, отличающейся выдержкой, верностью и отсутствием эгоизма.

Андрогинные мужчины, сочетают в себе продуктивность и чувствительность, нередко выбирая гуманные профессии врача, педагога и т.д. Андрогинные женщины способны осуществлять вполне мужские задачи, используя женские средства (гибкость, коммуникабельность). Андрогинность - скорее признак высокой жизнестойкости их обладателей, которые нередко успешно самореализуются и в семье, и в работе. Наконец, недифференцированные мужчины и женщины характеризуются скорее недостатком либидо в широком смысле слова и страдают от нехватки жизненных сил. 
          Как же появляются и закрепляются признаки психологического пола? Разные теории рассматривали этот процесс с разных сторон. 
          1. Психоанализ в основном развивал взгляд 3. Фрейда на природу женщин, который состоял в том, что женщина - это мужчина, лишенный пениса. Поэтому свою энергию женщина тратит на то, чтобы овладеть пенисом в доступной ей форме - через унижение мужчины или установление над ним контроля. Позитивного определения женственности Фрейд (как, впрочем, и многие другие психологи, в основном изучавшие мужчин) не давал. Отсюда - противопоставление полов и вечная борьба между ними. 
          К.Хорни, яркая представительница психоанализа, полагала, что причиной недоверия между полами (наличие которого сомнению не подвергается) является разочарование в надеждах на счастье и любовь, проекция страхов зависимости, лишения родительской любви, возникающих в детстве. Конфликты раннего детства могут приводить к тому, что у девочки, травмированной разочарованием в отце и ревностью к матери, может возникнуть желание "отнимать" у мужчины, а не получать. То есть подавление агрессии против мужчин приводит к нарушению женственности, что выражается чаще всего либо в явлении фригидности как отторжения мужчины, либо в агрессии по отношению к нему. К. Хорни, впрочем, весьма критически относилась ко многому в классическом психоанализе, подчеркивая параллельность ряда его положений "типичным представлениям мальчиков о девочках". 

Итогом взаимного приспособления полов, согласно К. Хорни, может быть не любовь и привязанность, а лишь смягчение антагонизма и сосуществование. 
          Анализируя причины противопоставления полов, психоанализ апеллирует к культурным источникам, которые отражали амбивалентность отношения к женщине: так, Ева произошла из ребра Адама, рожать надо в муках и т.д. Мужской страх (также изначальный) укоренен в сексе, так как мужчина боится потерять сексуально привлекательную женщину и потому должен ее контролировать, держать ее в рабском состоянии (та, что дает жизнь, может и отнять ее). 

В первобытных племенах существовала уверенность в воздействии женщин на мужские гениталии и лишении  их силы (страх кастрации), что также  приводило к подчинению женщин. Кроме  того, у самцов выше сексуальность, чем у самок, что делает мужские  особи зависимыми от женских. 

И, наконец, стремление к  смерти в психоанализе иногда рассматривается  как стремление воссоединиться с  матерью. Таким образом, вырисовываются реальные мотивы борьбы за власть между  полами, основанные на конфликте между  самоотдачей и самосохранением. 
          Существенным шагом в развитии психоаналитических представлений на глубинные основы отношений мужчин и женщин явилось введение К.Г. Юнгом понятий анимы и анимуса - бессознательных образов женщины в душе мужчины и мужчины в душе женщины, являющихся обобщенным представлением о противоположном поле и облегчающим контакт с ним посредством неосознанного "узнавания". Как известно, нет и не может быть никакого человеческого опыта без наличия субъективной готовности. Но в чем состоит эта субъективная готовность? Она, в конечном счете, состоит во врожденной психической структуре, позволяющей человеку вообще иметь такой опыт. Так, все существо мужчины предполагает женщину - как телесно, так и духовно". 

2. В бихевиоризме (теории социального научения) принятие половой роли рассматривается как результат приобретения навыков, подкрепляемых поощрением, подражанием, выбором модели поведения. 
          Маленькие девочки и мальчики уже, как правило, имеют особенности творчества и поведения в соответствии с полом, по которым можно проводить диагностику тенденций полоролевой социализации. Так, еще Э. Эриксон отмечал, что девочки чаще рисуют нечто замкнутое, завершенное, имеющее внутреннюю область; в их рисунках преобладают кружки - это может быть озеро, солнце, причем внутреннее пространство всегда заполнено. Это соответствует преобладанию внутренних процессов и изменений над внешними. У мальчика же рисунки содержат остроконечные (фаллические) фигуры: башни замка, карандаши, которые, как правило, обращены во внешнее пространство. Это различие соответствует психологическому предназначению мужского и женского пола, которое у мужчин состоит в инструментальном отношении к миру, активном и завоевательном поведении, а у женщин - к созерцанию, принятию, впитыванию, переработке внутреннего содержания. Дети также по-разному играют: для мальчиков типичное действие игры происходит явно, во внешнем плане - это авария, катастрофа, война, строительство и т.п. Для девочек же самое главное случается внутри; отсюда интерес к тому, что происходит внутри построенного домика, в замке, окруженном рвом, в кастрюле, стоящей на огне, и т.д.   

Матери интуитивно поощряют активность маленьких мальчиков, стремление к соперничеству и достижениям. В то же время требования к девочкам имеют другое содержание: реже предъявляются  запреты на плач и пр. Сумма требований отражается в полоролевых стереотипах, существующих в обществе и семье: укоренившихся представлениях о  том, какими должны быть мужчины и  женщины. Особенности внутрисемейной обстановки во многом определяют содержание полоролевой идентичности ребенка. Важно, совпадает ли пол ребенка с родительскими ожиданиями; если нет, существует риск подавления присущих полу поведенческих проявлений и вызывание противоположных. Отмечается и еще одна интересная закономерность: если пол ребенка совпадает с полом старшего ребенка, то традиционные полоролевые особенности у младшего обычно выражены сильнее: так, младшая сестра девочки будет содержать в себе больше "девчоночьего", чем младшая сестра мальчика. 

Существенно также отношение  родителей к собственному полу, проецирующееся на детей. Так, например, обнаружено, что  матери в своем родительском отношении  не выделяют полоролевых различий у  своих дочерей и сыновей и  не проецируют на них маскулинно-фемининные стереотипы, принятые в нашей культуре, а отцы по-разному воспринимают и  воспитывают детей различного пола. Дочерей они воспринимают гармонично, выделяя и поощряя в них  фемининные качества. Восприятие же сыновей  у них противоречиво, они считают  их далекими от идеала и хотят видеть более мужественными, чем те в  действительности являются [Данные получены в рамках дипломного исследования С.И. Рыжовой "Особенности восприятия родителями черт мужественности и женственности  у детей подросткового возраста", защищенной в 2001 году в МОСУ.]. 
          Итак, осознанно и бессознательно поощряя одни формы поведения и оттормаживая другие, можно регулировать процесс маскулинизации-феминизации ребенка.  

3. В когнитивно-генетическом подходе полоролевое развитие связано со стадией интеллектуального развития ребенка, его Я-концепцией. При этом не обязательно подкреплять поведение; многие полагают, что дети внутренне мотивированы к тому, чтобы принимать свой пол. 
          Если половая роль усваивается практически сразу (ребенок знает, мальчик он или девочка), то гендерная схема (обусловленные полом нормы поведения) является результатом когнитивного развития ребенка и формируется на протяжении первых 6-7 лет жизни. Тендерные понятия формируются у детей на основании тех моделей, которые им предъявляются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Половые различия в психологических качествах

К настоящему времени практически  все исследования учитывают фактор пола, поэтому имеются данные о  различиях психологических характеристик у мужчин и женщин. Так, отмечаются вариации в области способностей. Еще А. Гезелл обнаружил, что у мальчиков по сравнению с девочками лучше развита крупная моторика, а у девочек - мелкая. Сравнение интеллекта и способностей показало, что женщины, по сравнению с мужчинами, обладают большим словарным запасом, более высокой беглостью и ясностью речи (однако это не обязательно детерминировано биологически, потому что матери, как правило, больше разговаривают с дочерьми, чем с сыновьями). Однако общий показатель интеллектуальности у мужчин несколько выше, но и здесь возникает дополнительная переменная: превышение достигается благодаря присутствию в выборке мужчин с фемининной полоролевой идентичностью, в то время как у маскулинных мужчин интеллект не отличается от интеллекта женщин. 

Информация о работе Пол человека как основа идивидуальности