Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 04:10, контрольная работа
Пол как биологическое явление относится к индивидным характеристикам - он определяется в момент зачатия человека, его невозможно изменить. Однако принимать или отвергать свой пол, переживать его как награду или наказание человек может по-разному под влиянием культурно-социальных влияний: ожиданий родителей, представлений о предназначении собственного пола, его ценности и т.д.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Теории развития половой идентичности……………………………….9
2. Половые различия в психологических качествах……………………11
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы……………………………………………………………16
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Введение
Изучая проблемы пола, за рубежом используют два термина: sex, если речь идет о биологических основах поведения, и gender, когда имеют в виду социокультурное содержание поведения.
Пол как биологическое явление относится к индивидным характеристикам - он определяется в момент зачатия человека, его невозможно изменить. Однако принимать или отвергать свой пол, переживать его как награду или наказание человек может по-разному под влиянием культурно-социальных влияний: ожиданий родителей, представлений о предназначении собственного пола, его ценности и т.д. Поэтому природные основы поведения могут либо усиливаться, либо, наоборот, тормозиться, ослабляя продуктивность человеческой деятельности и приводя к возникновению неврозов [Напомним, что либидо (половое влечение) в психоанализе рассматривалось как основное влечение, определяющее человеческую активность и трансформирующееся посредством сублимации в творческую энергию, а в теории Юнга стало рассматриваться как источник жизненной силы вообще.
Что же касается различий в психологических качествах у людей различного пола, то они стали выделяться как предмет исследования сравнительно недавно, особенно в отечественной психологии, ориентированной на понимание личности как совокупности общественных отношений. Это в существенной мере связано с тем, что общечеловеческая культура, в том числе и психоанализ, создавалась в основном мужчинами, причем слово "мужчина" в различных языках нередко совпадает со словом "человек" и отличается от слова "женщина".
Однако понятно, что как особенности, касающиеся репродуктивного поведения (брачного поведения, размножения, ухаживания за потомством), так и просто качества познавательных процессов, эмоциональной сферы и поведения могут различаться в мужской и женской группах. При этом представления о полоролевых психологических вариациях включают и бытовые предрассудки, и культурные стереотипы о том, что должно мужчинам и женщинам. Разделить реальные факты и житейские представления возможно не всегда, однако попытки в этом направлении предпринимались давно.
Так, еще в 1942 году К. Макнемар установил и подтвердил статистически, что девочки обладают более развитыми эстетическими вкусами, у них лучше развита речь, более тонкая координация, в то время как мальчики обладают лучшими математическими и механическими способностями. У девочек выше беглость речи; женщины более адаптивны, воспитуемы, у них выше уровень социальной желательности, а мужчины, зато более сообразительны, находчивы, изобретательны. Все новые виды профессий вначале осваиваются мужчинами, и лишь потом - женщинами. Кроме того, женщины предпочитают стереотипные виды профессиональной деятельности, а мужчины, напротив, чаще подвергаются нервно-психическим расстройствам в тех видах деятельности, которые стереотипны.
Итак, биологический пол и психологический связаны не однозначно: очевидно, что мужчина может иметь женский характер, а женщина - вести себя по-мужски. Для того чтобы человек принял, осознал свой пол и научился использовать его ресурсы, должен успешно пройти процесс, который называется полоролевой социализацией.
В психологии по-разному
рассматривали соотношение
Психология последних лет ориентируется
на смешанные модели полоролевого поведения.
Так, Сандра Бем выделила 8 типов полоролевого
поведения, по 4 для мужчин и женщин.
Маскулинные мужчины нечувствительны, энергичны, честолюбивы и свободны. Маскулинные женщины обладают сильной волей, склонны соперничать с мужчинами и претендовать на их место в профессии, социуме, сексе. Фемининные мужчины чувствительны, ценят человеческие отношения и достижения духа, нередко принадлежат к миру искусства. Фемининные женщины - это уже архаичный тип абсолютно терпеливой женщины, охотно соглашающейся быть "фоном" в жизни близких людей, отличающейся выдержкой, верностью и отсутствием эгоизма.
Андрогинные мужчины, сочетают
в себе продуктивность и чувствительность,
нередко выбирая гуманные профессии врача,
педагога и т.д. Андрогинные женщины способны
осуществлять вполне мужские задачи, используя
женские средства (гибкость, коммуникабельность).
Андрогинность - скорее признак высокой
жизнестойкости их обладателей, которые
нередко успешно самореализуются и в семье,
и в работе. Наконец, недифференцированные
мужчины и женщины характеризуются скорее
недостатком либидо в широком смысле слова
и страдают от нехватки жизненных сил.
Как же появляются и закрепляются признаки
психологического пола? Разные теории
рассматривали этот процесс с разных сторон.
1. Психоанализ в основном развивал взгляд
3. Фрейда на природу женщин, который состоял
в том, что женщина - это мужчина, лишенный
пениса. Поэтому свою энергию женщина
тратит на то, чтобы овладеть пенисом в
доступной ей форме - через унижение мужчины
или установление над ним контроля. Позитивного
определения женственности Фрейд (как,
впрочем, и многие другие психологи, в
основном изучавшие мужчин) не давал. Отсюда
- противопоставление полов и вечная борьба
между ними.
К.Хорни, яркая представительница психоанализа,
полагала, что причиной недоверия между
полами (наличие которого сомнению не
подвергается) является разочарование
в надеждах на счастье и любовь, проекция
страхов зависимости, лишения родительской
любви, возникающих в детстве. Конфликты
раннего детства могут приводить к тому,
что у девочки, травмированной разочарованием
в отце и ревностью к матери, может возникнуть
желание "отнимать" у мужчины, а не
получать. То есть подавление агрессии
против мужчин приводит к нарушению женственности,
что выражается чаще всего либо в явлении
фригидности как отторжения мужчины, либо
в агрессии по отношению к нему. К. Хорни,
впрочем, весьма критически относилась
ко многому в классическом психоанализе,
подчеркивая параллельность ряда его
положений "типичным представлениям
мальчиков о девочках".
Итогом взаимного
Анализируя причины противопоставления
полов, психоанализ апеллирует к культурным
источникам, которые отражали амбивалентность
отношения к женщине: так, Ева произошла
из ребра Адама, рожать надо в муках и т.д.
Мужской страх (также изначальный) укоренен
в сексе, так как мужчина боится потерять
сексуально привлекательную женщину и
потому должен ее контролировать, держать
ее в рабском состоянии (та, что дает жизнь,
может и отнять ее).
В первобытных племенах существовала
уверенность в воздействии
И, наконец, стремление к
смерти в психоанализе иногда рассматривается
как стремление воссоединиться с
матерью. Таким образом, вырисовываются
реальные мотивы борьбы за власть между
полами, основанные на конфликте между
самоотдачей и самосохранением.
Существенным шагом в развитии психоаналитических
представлений на глубинные основы отношений
мужчин и женщин явилось введение К.Г.
Юнгом понятий анимы и анимуса - бессознательных
образов женщины в душе мужчины и мужчины
в душе женщины, являющихся обобщенным
представлением о противоположном поле
и облегчающим контакт с ним посредством
неосознанного "узнавания". Как известно,
нет и не может быть никакого человеческого
опыта без наличия субъективной готовности.
Но в чем состоит эта субъективная готовность?
Она, в конечном счете, состоит во врожденной
психической структуре, позволяющей человеку
вообще иметь такой опыт. Так, все существо
мужчины предполагает женщину - как телесно,
так и духовно".
2. В бихевиоризме (теории социального
научения) принятие половой роли рассматривается
как результат приобретения навыков, подкрепляемых
поощрением, подражанием, выбором модели
поведения.
Маленькие девочки и мальчики уже, как
правило, имеют особенности творчества
и поведения в соответствии с полом, по
которым можно проводить диагностику
тенденций полоролевой социализации.
Так, еще Э. Эриксон отмечал, что девочки
чаще рисуют нечто замкнутое, завершенное,
имеющее внутреннюю область; в их рисунках
преобладают кружки - это может быть озеро,
солнце, причем внутреннее пространство
всегда заполнено. Это соответствует преобладанию
внутренних процессов и изменений над
внешними. У мальчика же рисунки содержат
остроконечные (фаллические) фигуры: башни
замка, карандаши, которые, как правило,
обращены во внешнее пространство. Это
различие соответствует психологическому
предназначению мужского и женского пола,
которое у мужчин состоит в инструментальном
отношении к миру, активном и завоевательном
поведении, а у женщин - к созерцанию, принятию,
впитыванию, переработке внутреннего
содержания. Дети также по-разному играют:
для мальчиков типичное действие игры
происходит явно, во внешнем плане - это
авария, катастрофа, война, строительство
и т.п. Для девочек же самое главное случается
внутри; отсюда интерес к тому, что происходит
внутри построенного домика, в замке, окруженном
рвом, в кастрюле, стоящей на огне, и т.д.
Матери интуитивно поощряют активность маленьких мальчиков, стремление к соперничеству и достижениям. В то же время требования к девочкам имеют другое содержание: реже предъявляются запреты на плач и пр. Сумма требований отражается в полоролевых стереотипах, существующих в обществе и семье: укоренившихся представлениях о том, какими должны быть мужчины и женщины. Особенности внутрисемейной обстановки во многом определяют содержание полоролевой идентичности ребенка. Важно, совпадает ли пол ребенка с родительскими ожиданиями; если нет, существует риск подавления присущих полу поведенческих проявлений и вызывание противоположных. Отмечается и еще одна интересная закономерность: если пол ребенка совпадает с полом старшего ребенка, то традиционные полоролевые особенности у младшего обычно выражены сильнее: так, младшая сестра девочки будет содержать в себе больше "девчоночьего", чем младшая сестра мальчика.
Существенно также отношение
родителей к собственному полу, проецирующееся
на детей. Так, например, обнаружено, что
матери в своем родительском отношении
не выделяют полоролевых различий у
своих дочерей и сыновей и
не проецируют на них маскулинно-фемининные
стереотипы, принятые в нашей культуре,
а отцы по-разному воспринимают и
воспитывают детей различного пола.
Дочерей они воспринимают гармонично,
выделяя и поощряя в них
фемининные качества. Восприятие же сыновей
у них противоречиво, они считают
их далекими от идеала и хотят видеть
более мужественными, чем те в
действительности являются [Данные получены
в рамках дипломного исследования С.И.
Рыжовой "Особенности восприятия
родителями черт мужественности и женственности
у детей подросткового
Итак, осознанно и бессознательно поощряя
одни формы поведения и оттормаживая другие,
можно регулировать процесс маскулинизации-феминизации
ребенка.
3. В когнитивно-генетическом
подходе полоролевое развитие связано
со стадией интеллектуального развития
ребенка, его Я-концепцией. При этом не
обязательно подкреплять поведение; многие
полагают, что дети внутренне мотивированы
к тому, чтобы принимать свой пол.
Если половая роль усваивается практически
сразу (ребенок знает, мальчик он или девочка),
то гендерная схема (обусловленные полом
нормы поведения) является результатом
когнитивного развития ребенка и формируется
на протяжении первых 6-7 лет жизни. Тендерные
понятия формируются у детей на основании
тех моделей, которые им предъявляются.
Половые различия в психологических качествах
К настоящему времени практически
все исследования учитывают фактор
пола, поэтому имеются данные о
различиях психологических