Пол человека как основа идивидуальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 04:10, контрольная работа

Описание

Пол как биологическое явление относится к индивидным характеристикам - он определяется в момент зачатия человека, его невозможно изменить. Однако принимать или отвергать свой пол, переживать его как награду или наказание человек может по-разному под влиянием культурно-социальных влияний: ожиданий родителей, представлений о предназначении собственного пола, его ценности и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теории развития половой идентичности……………………………….9
2. Половые различия в психологических качествах……………………11
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы……………………………………………………………16

Работа состоит из  1 файл

дифференциальная.docx

— 31.72 Кб (Скачать документ)

Восприятие и внимание к изменению деталей обычно также  лучше развито у женской части  популяции, но при этом они чаще ошибаются  в оценке пространственных отношений  и отзываются на ложные пространственные стимулы. Технические способности  раньше развиваются и лучше выражены у мальчиков. Вербальные способности  с достоверностью выше у женской  части популяции, девочки также  быстрее осваивают чтение (примечательно, что такие нарушения как дислексия  и дисграфия чаще отмечаются у мальчиков).    

Что же касается способностей к искусствам, то девочки, как правило, раньше начинают рисовать и охотнее  это делают, чем мальчики, умеют  выносить более тонкие суждения об искусстве. Впрочем, эти различия нередко  связывают с принятыми особенностями  воспитания (например, темпы развития речи связывают с особенностями  игры девочек, которые в основном моделируют общение; изменив традиционные "объектные" игры мальчиков в машинки, конструктор и т.п., можно простимулировать также и их речевое развитие, однако при этом остается открытым вопрос о риске искаженной полоролевой идентичности). В сфере музыкальных способностей различий не обнаружено. 

В структуре темперамента также наблюдаются различия. Так, результаты, полученные при помощи опросника В.М. Русалова, включающего 8 шкал, отмечают различия по 6 шкалам. У  женщин выше показатели социальной пластичности, эмоциональности, социальной эмоциональности, а у мужчин - показатели эргичности, пластичности и индивидуального  темпа. Социальная эргичность и социальный индивидуальный темп с полом практически не связаны.  

Итак, мужчины характеризуются  более широкой сферой деятельности, гибкостью мышления, стремлением  к труду, высокой скоростью выполнения операций при осуществлении предметной деятельности. А женщины отличаются легкостью вступления в социальные контакты, повышенной чувствительностью  к неудачам на работе и в общении, беспокойством, неуверенностью. Таким  образом, согласно теории В.А. Геодакяна, можно оценить направление эволюционного  процесса: в области темперамента по таким признакам, как социальная эргичность и социальный темп, эволюция завершена, в дальнейшем у женщин произойдет увеличение значений эргичности и пластичности, уменьшение социальной пластичности, снижение эмоциональной чувствительности. 

Рассматривая особенности  эмоциональной сферы, многие исследователи  отмечают большую сензитивность  девочек по сравнению с мальчиками, что, с одной стороны, обусловливает  различие неврозов у мальчиков и  девочек, а с другой - приводит к  тому, что противоправное поведение  чаще отмечается среди мальчиков, особенно начиная с подросткового возраста. Невротические отклонения девочек чаще заключаются в появлении страхов, волнения, вредных привычек аутоагрессивной этиологии (кусание пальцев, грызение ногтей и т.д.). У мальчиков больше распространены проблемы поведения. Что же касается различия в системах ценностей, то они обнаруживаются у детей до подросткового возраста и сглаживаются среди взрослых. Так, девочки больше ориентированы на ценности личной привлекательности, семейного благополучия, а в профессиональной сфере - на приобретение нового интересного опыта и расширения круга общения, в то время как мальчики и здесь в основном обращаются к взаимодействию с "большим социумом", выражая стремление к власти, независимости, выгоде. 

Наконец, анализ личностных факторов Большой Пятерки показал, что по всем факторам, кроме открытости к опыту, наблюдается половой дипсихизм. Экстраверсия, включающая доминантность и поиск ощущений, больше выражена у мужчин; зато дружелюбность, включающая качества заботы и любви, сильнее выражена у женщин. Психотизм больше присущ мужской подвыборке.   

В последующих главах мы остановимся также и на особенностях духовно-мировоззренческой сферы, различающей  мужчин и женщин, на характеристиках  их этических систем и способов поведения  в различных ситуациях. Половые  различия невозможно игнорировать, потому что они присутствуют в индивидуальных особенностях любого уровня, усиливаясь с возрастом, в силу чего даже возрастные периодизации зрелого развития составляются отдельно для мужчин и женщин. 

Итак, большинство современных  психологов сходится в том, что психологическое  предназначение женщины состоит  в сохранении и развитии внутреннего  мира, поддержании эмоциональных  отношений с людьми, а мужчины  призваны завоевывать и охранять внешнее пространство жизни своей семьи. Энергия мужчин направлена вовне, женщин - внутрь, мужчины активны, женщины чувствительны (восприимчивы, что вовсе не означает пассивности). В настоящее время больше известно о психоанализе мужчин, маскулинизация отмечает и основные направления эволюционного процесса. Реабилитируя культурный и психологический статус женщины, известный мистик Д. Андреев одним из немногих позитивно определил историческую миссию женщин, которая заключается в том, чтобы "оплодотворять" собой творческий гений мужчин, быть музой-вдохновительницей, подобно тому, как в плане физиологическом женщину оплодотворяет мужчина. Таким образом, женщине отведена основная продуктивная роль в духовном развитии человечества. Об этом же писал К.-Г. Юнг: "Женщина со своей столь непохожей на мужскую психологией есть источник информации (и всегда им была) о вещах, недоступных мужчине"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Обобщая сказанное, важно  подчеркнуть, что психологические  особенности должны выводиться из эволюционного  и культурного предназначения каждого  пола. Поскольку биологически они  равноправны, то интерпретация особенностей и определение стратегии самоактуализации должны строиться с учетом этологических  оснований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Анастази А. Дифференциальная психология. - М.: Апрель-Пресс, 2001.
  2. Геодакян ВА. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. - М., Наука, 1989. 
  3. Кон И.С. Психология половых различий // Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982
  4. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998.
  5. Русалов В.М. Пол и темперамент // Психологический журнал. - Т. 14. - 1993. - № 6.

 


Информация о работе Пол человека как основа идивидуальности