Понимание и взаимопонимание. Пути достижения оптимального взаимодействия собеседников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 01:03, реферат

Описание

Общение-это процесс установления взаимоотношений, взаимосвязей между людьми. Общение,в свою очередь, подразделяется на информационное и фатическое. Основная цель информационного общения- передача информации. В то время, как фатичекое - неинформационное общение, нацеленное на установление речевого контакта собеседников, на регулирование взаимоотношений, на понимание собеседника. Как и при информационном, так и при фатическом общении одним из главных условий является взаимопонимание собеседников.

Содержание

1. Вступление.введение.основных понятий.
2. Коммуникативные приемы, тактики, речевые стратегии, приводимые различными авторами
3. Четыре фундаментальных закона риторики
4. Этика речевого общения и этикетные формулы речи
5. барьеры в общении.
6. Проблемы понимания собеседника в деловой сфере.
7. Заключение.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 42.77 Кб (Скачать документ)
 
  1. Барьер некомпетентности. Некомпетентность партнера вызывает чувство  досады, ощущение потерянного времени. Если партнер совсем не разбирается  в проблеме, лучше вежливо «свернуть» разговор; если он владеет вопросом частично, а обратиться больше не к  кому, нужно ввести его в курс дела, не подчеркивая при этом свою большую осведомленность.
 
  1. Этический барьер возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает его нравственная позиция, несовместимая с вашей. Идти ли на компромисс, каждый решает сам, а вот пытаться перевоспитать или стыдить партнера не рекомендуется.
 
  1. У каждого человека свой стиль общения. Он зависит от темперамента, характера, мировоззрения  и формируется под влиянием воспитания, окружения, профессии. Поэтому в  деловом общении часто может  возникать барьер стилей общения.
 
  1. Барьеры восприятия и понимания. Эстетический барьер возникает  в том случае, когда партнер  неопрятно, неряшливо одет или обстановка в его кабинете, вид рабочего стола  не располагают к беседе. Преодолеть внутреннее препятствие к ведению  разговора трудно, и тем не менее, если этот контакт очень нужен, нельзя показывать, что нас что-то коробит.
 
  1. Комфортному общению  может препятствовать и разное социальное положение партнеров, особенно если один из них привык испытывать трепет перед начальством. Избавиться от такого отношения помогает следующая установка  перед разговором: «Начальник такой  же человек, как и я. Ему присущи  все человеческие слабости. У меня нет причин для волнения. Я буду говорить спокойно и просто, рассчитывая  на понимание. Я уважаю себя и свое дело, и он это почувствует».
 
  1. Барьер отрицательных  эмоций возникает в общении с  расстроенным человеком. Если партнер, который обычно с вами вежлив, встречает  вас нелюбезно, разговаривает не поднимая глаз и т.п., не спешите принимать это на свой счет: может, он не в состоянии справиться с плохим настроением из-за хода собственных дел, семейных неурядиц и т.п. Необходимо, придя на встречу заранее, постараться узнать, какая обстановка на фирме, в каком настроении деловой партнер. Иногда бывает лучше перенести разговор на другое время. Если это невозможно, то надо в начале разговора помочь партнеру улучшить его эмоциональное состояние.
 
  1. Состояние здоровья человека, физическое или духовное, также влияет на то, как человек  общается. Наблюдательным людям не составляет большого труда по внешним  признакам догадаться о том, что  происходит с человеком, выбрать  соответствующий тон, слова или  сократить время общения, чтобы  не утомлять собеседника, которому нездоровится.
 
  1. Барьер двойника заключается в том, что мы невольно судим о каждом человеке по себе, ждем от делового партнера такого поступка, какой совершили бы на его месте.
 
  1. Коммуникативные барьеры. Семантический барьер возникает  тогда, когда деловые партнеры пользуются одними и теми же знаками (в том  числе словами) для обозначения  совершенно разных вещей. Причины возникновения  этого барьеры различны. Чтобы  преодолеть семантический барьер, необходимо понять особенности партнера, использовать понятную для него лексику; слова, имеющие  разные значения, необходимо объяснять, в каком смысле то или иное слово  вы использовали.
 
  1. Неумение выражать свои мысли (логический барьер) очень  мешает общению. Гельвеций говорил: «Требуется гораздо больше ума, чтобы  передать свои идеи, чем чтобы иметь  их… Это доказано тем, что существует много людей, которые считаются умными, но пишут очень плохие сочинения». Необходимо набраться терпения и использовать все свое умение слушать, задавать вопросы, чтобы получить от партнера необходимую информацию.
 
  1. Плохая техника  речи (фонетический барьер) очень мешает эффективному общению. Но если вы заинтересованы в контакте именно с этим партнером, придется приспосабливаться к его манере говорить и не показывать вида, что вы чем-то недовольны.
 
  1. Неумение слушать  проявляется в том, что партнер  перебивает, начинает говорить о своем  или уходит в собственные мысли  и вовсе не реагирует на ваши слова (подробнее см. Слушание в деловой коммуникации). Компенсировать неумение партнера слушать можно только своим искусством говорить.
 
  1. Барьер модальностей возникает тогда, когда человек  не задумывается о приоритетном канале восприятия информации (подробнее см. Вербальные средства коммуникации). Знание того, что у каждого человека есть определенный приоритетный канал восприятия, делает нас терпимее, а умение его определять позволяет найти адекватный язык общения с конкретным собеседником, сделать контакт с ним не только бесконфликтным, но и эффективным. Для того чтобы в коммуникации не возникал барьер модальностей, нужно передавать информацию в той модальности, в которой ее легче всего воспринимать партнеру, в той форме, в которой она ему понятна.
 
  1. Барьер характера  тоже создает сложности в общении. У каждого человека свой характер, но воспитанные люди умеют вести  себя так, чтобы их характер не был  источником конфликта.
 
  1. Невежливость  – это тот барьер, который мешает и правильно воспринимать партнера, и понимать, что он говорит, и взаимодействовать  с ним. К сожалению, проявления невоспитанности  нередки даже в деловой коммуникации. Невежливое обращение можно пресечь  спокойной, без раздражения, собственной  вежливостью. Бывают ситуации, когда  вы вынуждены выслушать справедливое или несправедливое выражение возмущения.

Эти приемы позволяют  перенести неблагоприятное воздействие  без стресса. Разрядившись и не заведя вас, партнер обычно чувствует себя неловко, а то и испытывает чувство  вины. В таком состоянии он готов  к продолжению контакта. И теперь все зависит от вашего желания  общаться с этим человеком. 

     Чтобы не возникал барьер невежливости в  общении с вами, будьте внимательны  к партнеру с первой же минуты разговора. 
 
 

Литература:

  1. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. — М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА М, 1999. — 560 с. [1]
  2. Словарь Ожегова[2]
  3. Татьяна Евгеньевна Тимошенко. Риторика. Практикум, М., Флинта, Наука, 2009[3]
  4. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: Учебник/Под ред. проф. О. Я. Гойхмана. — М.: ИНФРА-М,2003. — 272 с.
  5. Скаженик Е.Н.Деловое общение.Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

Информация о работе Понимание и взаимопонимание. Пути достижения оптимального взаимодействия собеседников