Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 12:44, реферат
В первой главе рассматривается общение в системе межличностных отношений. Учитывая сложность общения, в данной работе обозначили его структуру, а затем, анализировали каждый элемент общения. Во второй главе изучается основные механизмами взаимопонимания в процессе общения. Главными механизмами взаимопонимания являются идентификация, эмпатия и рефлексия, аттракция, каузальная атрибуция. В третей главе рассматривались барьеры общения.В четвертой главе изучается влияние первого впечатления на общение и в свою очередь понимание. В пятой главе правила общения и реагирования на обратную связь.
Введение.
1. Предмет теории межличностного общения 5
1.1 Определение межличностного общения 5
1.2 Виды, уровни,функции межличностного общения 6
1.3 Структурный анализ общения 8
2 Механизмы взаимопонимания в общении 10
#
2.1 Индефикация 11
# 2.2 Эмпатия 12
# 2.3 Межличностная атракция 14
# 2.4 Рефлексия 15
# 2.5 Каузальная атрибуция 15
# 2.5.1 Ошибки атрибуции 18
3 Барьеры общения 19
#
3.1 Барьер отрицательных эмоций 20
# 3.2 Барьеры речи 22
# 3.3 Барьеры установки 23
# 3.4 Барьеры взоимопонимания 24
# 3.5 Барьер первого впечатления 25
3.5.1 Фактор превосходства 27
3.5.2 Фактор привлекательности 28
3.5.3 Фактор отношения к нам 29
4 Правела общения 30
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение А Методика диагностики уровня эмпатии
Юсупова И. М. 36
Приложение Б Методика диагностики уровня эмпатии
Бойко В.В. 39
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ФИЛИАЛ
Г. НАХОДКА
ИНСТИТУТ
ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА
ПСИХОЛОГИИ
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой канд. ф. наук, доцент
______ Коротина О. А.
КУРСОВАЯ РАБОТА
наименование
дисциплины «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Понимание в
межличностном общении
Студент
ЗПС-04
Ст. преподаватель
Находка 2007
Содержание
Введение.
1.1 Определение межличностного общения 5
1.2 Виды, уровни,функции межличностного общения 6
1.3 Структурный анализ общения
2
Механизмы взаимопонимания в общении
2.1 Индефикация
3
Барьеры общения
3.1 Барьер отрицательных
эмоций
4 Правела общения
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Методика диагностики уровня эмпатии
Приложение Б Методика диагностики уровня эмпатии
Введение
Межличностное общение — это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, в результате которого возникает психологический контакт и определенные отношения, между участниками общения. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности. Являясь неотъемлемым атрибутом жизни человека, межличностное общение играет большую роль во всех сферах жизни деятельности.
Изучение проблемы понимания в межличностном общении является вопросом актуальным, так как качество межличностного общения зависит от уровня достигнутого понимания. Примитивизация межличностного общения, сведение его к простой передаче информации ведет к обеднению духовного мира человека, к его обесцениванию как личности. Отсутствие взаимопонимания в процессе общении приводит к усложнению, а часто и разрушению взаимоотношений между людьми, или даже к глубокому нравственному конфликту внутри самой личности, поскольку взаимопонимание и самопонимание являются тесно взаимосвязанными феноменами. Без понимания мы не сможем влиять на людей, сотрудничать с ними или разрешать конфликты.
Проблема в том, что в настоящее время
построения системы межличностного взаимопонимания
затруднена из-за разрушения традиционных
ценностных основ общества, смешением
представлений о добре и зле, утратой нравственности
и искажением ее роли в современном обществе.
Неограниченный рост материальных ценностей
общества приводит к обесцениванию духовных
ценностей, уменьшению их роли в общественно-историческом
процессе, а соответственно и к примитивазации
межличностного общения, что нарушает
внутреннюю духовную взаимосвязь индивидов,
препятствуя возникновению глубокого
взаимопонимания, что порождает бесчисленные
конфликты во всех сферах общества.
.
1. Исследовать общение в системе межличностных отношений.
2.Изучить структуру общения.
3. Раскрыть механизмы взаимопонимания в общении.
4. Рассмотреть барьеры общения
5. Рассмотреть, как от положительного первого впечатления в значительной мере зависит успех или неуспех межличностной восприятия и в свою очередь понимания.
Объектом исследования является межличностное общение.
Предметом исследования взаимопонимание в межличностном общении.
Методы исследования: теоретико-методологический анализ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы: для составления рекомендаций по повышению уровня понимания в межличностном общении, преодолевать барьеры взаимопонимания, возникающие в различных ситуациях общения, хорошо разбираться в нюансах человеческой психологии, в том числе и своей собственной. Чтобы не оказаться основным препятствием на пути к взаимопониманию с окружающими, человеку необходимо знать психологические правила общения, и прежде всего научиться управлять своими эмоциями, которые чаще всего становятся источником межличностных конфликтов.
Структура и логика проекта:
Содержание курсовой работы разделено на четыре главы.
В первой
главе рассматривается общение в системе
межличностных отношений. Учитывая сложность
общения, в данной работе обозначили его
структуру, а затем, анализировали каждый
элемент общения. Во второй главе изучается
основные механизмами взаимопонимания
в процессе общения. Главными механизмами
взаимопонимания являются идентификация,
эмпатия и рефлексия, аттракция, каузальная атрибуция.
В третей главе рассматривались барьеры
общения.В четвертой главе изучается влияние
первого впечатления на общение и в свою
очередь понимание. В пятой главе правила
общения и реагирования на обратную
связь.
Основные концептуальные выводы в курсовой работе были сделаны на основе следующих источников: Андреева Г. М., Бодалев А. А., Добрович А. А. Куницина В. Н., Леонтьев А. А. ,Морозов А. В., Ухтомский А. А.
1.Предмет
теории межличностного
общения.
1.1 Определение
межличностного общения
Межличностное
общение выступает необходимым
условием бытия людей, без которого
невозможно полноценное формирование
не только отдельных психических
функций ,процессов и свойст человека
, но и личности в целом .
Взомодействие между людьми может быть
охарактеризовано,как межличностное,если
оно удовлетворяет следующим критериям:
-- в нём участвует небольшое число людей чаще всего группаиз 2-3 человек;
-- это то непосредственное взаимодействие: его участники находятся в непосредственной близости, имеют возможность видеть , слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь;
-- это
так называемое личностное
Определить предметную область межличностного общения помогает семантика слова «общение». Как показывают исследования (Бессонова, Доценко, 1999), в обыденном сознании с этим словом связываются три группы значений :
1) объединение, создание общности, целостности («хорошая компания, друзья»);
2) передача сообщений, обмен информацией («разговаривать, беседовать»);
3) встречное движение, взаимопроникновение, нередко носящее тайный или интимный характер («глубоко понимать друг друга»).
Фиксация выделенных значений посредством особых терминов (например, «межличностный контакт», «межличностная коммуникация», «межличностное взаимодействие», «межличностные отношения») задает систему базовых понятий теории межличностного общения.
Так, понятие «межличностный контакт -- становится одним из инструментов исследования проблемы возникновения условий общения, поскольку обозначает то, что люди находятся в пределах доступности для восприятия друг друга, при этом направлены (физически и психологически) друг на друга. Тем самым они не только признают сам факт существования друг друга, но и вступают во взаимодействие, создавая условия для передачи информации по каналам связи. В соответствии с видом контакта (деловой, душевный) складываются отношения между людьми.
Понятие «межличностная коммуникация» направлено на анализ способов обмена сообщениями между партнерами, их приема и переработки.
Понятие «межличностное взаимодействие» подчеркивает активность общающихся, позволяя более пристально исследовать формы и виды индивидуальных действий, приводящих к взаимным изменениям поведения, деятельности, отношений и установок.
Понятие
«межличностные отношения»
акцентирует внимание на эмоционально-
чувственном аспекте взаимодействия между
людьми и вводит фактор времени в ана
лиз общения, поскольку только при условии
постоянной межличностной связи пу
тем непрерывного обмена личностно значимой
информацией возникают интимная
зависимость вступивших в контакт людей
друг от друга и взаимная ответственность
за сохранение сложившихся отношений.
Легко заметить, что за каждым из выделенных
понятий обнаруживается относительно
самостоятельное проблемное поле, отражающее
разнообразие целей и задач, которые стоят
перед людьми в процессе общения. Для упорядочения
этого разнообразия полезными оказываются
различные виды классификаций[12;12].
1.2 Виды, уровни, функции межличностного общения
Одна
из возможных классификаций
Характер цели и, как следствие, возникающая между партнерами психологическая дистанция позволяют выделить различные уровни общения. Среди них:
• ритуальный, или социально-ролевой уровень; целью общения на этом уровне является выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды. Общение при этом носит, как правило, анонимный характер, независимо от того, происходит оно между незнакомыми, знакомыми или близкими людьми;
• деловой, или манипулятивный, уровень; целью такого общения является организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Партнеры при этом оцениваются не как уникальные, неповторимые личности, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнить поставленные перед ними задачи, то есть оцениваются их функциональные качества. Соответственно, общение является психологически отстраненным — доминирует Я-Вы контакт;
• интимно-личностный уровень; цель — удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании. Для общения на этом уровне характерны психологическая близость, эмпатия, доверительность — доминирует Я-Ты контакт (Головаха, Панина, 1989; Петровская, 1989).
В соответствии с целями можно выделить функции межличностного общения. Приведем одну из наиболее полных классификаций функций общения, выделяемых по критерию цели:
1) контактная функция — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;
2) информационная функция — обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;
3) побудительная функция — стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;
4) координационная функция — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;
5) функция понимания — адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание — намерений, установок, переживаний, состояний;
6) эмотивная функция — возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;
7) функция установления отношений — осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид;
8) функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера[12;15].
1.3 Структурный анализ общения
Получившая
широкое признание
Перцептивная сторона — процесс восприятия партнерами друг друга, их взаимного познания как основа для взаимопонимания. Перцептивные навыки проявляются в умениях определять контекст встречи; понимать настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению; учитывать «психологические эффекты» восприятия при анализе коммуникативной ситуации.
Коммуникативная сторона — использование средств общения, подразделяемых на вербальные и невербальные. Хороший коммуникатор — это человек, обладающий богатым репертуаром коммуникативных техник, используемых на разных уровнях общения.
Интерактивная сторона — взаимодействие людей, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности (согласие, приспособление или конкуренция, конфликт). Среди возможных позиций, которые занимают партнеры при организации и осуществлении общения, можно отметить «пристройку» к партнеру «свысока», «на равных», «снизу» либо отстраненную позицию. Ни одна из них не является однозначно хорошей или плохой. О продуктивности пристройки можно судить лишь в контексте конкретной ситуации. Так, «пристройка снизу», уместная в некоторых случаях (например, при необходимости извиниться пере/1 партнером), может трансформироваться в неискреннюю угодливость; отстраненная позиция, невмешательство, может в крайнем своем выражении стать отчуждением. Умение человека использовать всю палитру возможных позиций в общении — один из возможных показателей психологической зрелости личности.
Количественная характеристика межличностного общения получила развитие в понятии «круг общения». Последнее обозначает число людей, общение с которыми осуществляется на том или ином уровне. Большинству из нас по личному опыту хорошо известно, что глубоко знать и понимать можно в лучшем случае двух-трех человек, более или менее успешно ориентироваться в поведении — примерно десяти; по отношению к другим в действие вступают эталоны и стереотипы. Отечественный психолог Я. Коломинский предложил в зависимости от степени психологической близости и значимости выделять два круга желаемого общения: первый (наиболее близкий) включает от одного до четырех человек, второй — от шести до восьми. Проведенные исследования позволили сравнить, насколько круг людей, которые нам симпатичны, совпадает с кругом тех, с кем нам приходится общаться большую часть времени. Оказалось, что у взрослых он достигает 40 %, а у детей — всего 19-24 % [12;17].
Общение невозможно без определенного уровня понимания (а точнее — взаимопонимания) общающихся субъектов. Общаясь, мы стремимся понять друг друга; чем глубже отношения, тем сильнее желание понять не только значение, но и смысл слова. Мы говорим ради того, чтобы поняли нашу индивидуальную мысль, но именно в этом-то часто остаёмся непонятыми.
П. А. Флоренский писал: "Мы верим и признаём, что не от разговора мы понимаем друг друга, а силою внутреннего общения, и что слова способствуют обострению сознания, сознанию уже происшедшего духовного обмена, но не сами по себе производят этот обмен. Мы признаём взаимное понимание и тончайших, часто вполне неожиданных отрогов смысла: но это понимание устанавливается на общем фоне уже происходящего духовного соприкосновения" [18; 237].
Общение
богаче, чем коммуникативный процесс.
Оно связывает людей не только
передачей информации, но и практическими
действиями, элементом взаимопонимания.
Коммуникация – в переводе с латыни обозначает
общее, разделяемое со всеми. Если не достигается
взаимопонимание, то коммуникация не состоялась.
Чтобы убедиться в успехе коммуникации,
необходимо иметь обратную связь о том,
как люди вас поняли, как они воспринимают
вас, как относятся к проблеме. Для эффективного
общения необходимо взаимопонимание[2;25].
2.Механизмы
взаимопонимания в общении
Взаимопонимание -- это когда двое или больше людей согласовывают свои реальности. Они в чем-то близки друг к другу, они согласны взаимодействовать, они договорились о способах общения, и они более или менее понимают друг друга.
Взаимопонимание обычно больше подсознательно, чем сознательно. Если вы посмотрите на двух людей, которые глубоко вовлечены в разговор, то вы заметите определенное сходство между ними, которого они скорее всего не осознают. Они, возможно, похоже сидят, делают похожие жесты в похожем ритме, говорят с похожими интонациями и темпом, дышат с похожей скоростью. Это самые заметные признаки взаимопонимания. Когда есть взаимопонимание, есть копирование. Язык тела в чем-то согласован. Собеседники чувствуют, что понимают друг друга, но не всегда могут объяснить почему, кроме того что второй собеседник "дельно говорит". Еще вы заметите, что два человека, которые не понимают друг друга или не ладят, не особенно копируют друг друга физически. Один из них наклонен вперед, другой назад, один говорит высоким голосом, другой низким, один делает жесты, а другой нет. И опять же, они скорее всего совсем не осознают этих различий.
Понимание — это определенная форма воспроизведения объекта в сознании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью (В. В. Знаков, 1994).
В случае общения объектом познаваемой реальности является другой человек, партнер по общению. При этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить не о социальной перцепции вообще, а о межличностной перцепции или восприятии, а некоторые исследователи больше говорят не о восприятии, а о познании другого [8;46].
Основными
механизмами взаимопонимания в
процессе общения являются идентификация,
эмпатия и рефлексия, атракция, казуальная
атрибуция.
2.1 Идентификация
. Понятие
идентификации имеет
Обратимся к понятию «идентификация».
Берущий название от средневекового латинского
identifico (отождествляю), термин в социальной
психологии традиционно обозначает процесс
эмоционального и иного самоотождествления,
установления связи личности с другим
человеком, группой [10;79] Этимологически
корень iden обозначает что-то, что достаточно
долгий промежуток времени остается тем
же. Обзор существующих исследований идентификации
показал, что чаще всего она рассматривается
как:
- эмоциональный феномен: уподобление (нередко неосознанное) значимому другому как образцу на основании эмоциональной связи с ним [1;59];
- феномен
межличностных отношений в
- один
из механизмов познания и
- как универсальный механизм понимания личности другого [15;95];
- механизм развития личности ;
- механизм формирования смысловой сферы личности [8;23];
Как правило,
исследователи идентификации в
той или иной мере затрагивают
эмоциональный, когнитивный и поведенческий
аспекты данного явления. В то же время
эти составляющие, традиционно выделяемые
авторами при описании Я- концепции, в
исследованиях идентификации не описываются
как компоненты единого целого [12;111]. Скорее
отмечается тенденция либо акцентировать
внимание на эмоциональном компоненте
идентификации, либо представлять ее как
сочетание когнитивного и эмоционального
компонентов, хотя возможны и другие комбинации.
Идентификация рассматривается как механизм
познания и понимания людьми друг друга.
Андреева Г. М. считает, что данное «понятие
... фиксирует определенную феноменологию
в области понимания человека человеком.
Идентификация - это генетически исходное
понятие при изучении процессов взаимопонимания,
механизм феномена сопереживания» [1;54].
Б. Д. Парыгин подчеркивает глубинный характер
рассматриваемого феномена и определяет
идентификацию как основу взаимопонимания:
«Если внешними проявлениями взаимопонимания
являются способность к сочувствию и соучастию,
к сопереживанию и симпатии, к согласию
и согласованности в совместных действиях,
то внутренней, глубинной основой всех
этих явлений оказывается способность
к взаимному уподоблению, к идентификации»
[17;478]. Автор считает, что в возможности
идентификации заложена и возможность
самосознания индивидуальности, подчеркивая,
что идентификация представляет собой
процесс уподобления значимому другому,
сопровождающийся усвоением его ценностей,
взглядов, установок, специфических форм
поведения.
Морозов
А. В. описывает идентификацию как следствие
потребности индивида в общении, отмечая
при этом, что развитие личности обусловлено
присвоением структуры самосознания,
которое складывается через механизм
идентификации. Следует отметить, что
идентификацию с образом «Я» автор рассматривает
во всех временах (в прошлом, настоящем,
будущем). Действительно, идентификация
выступает обязательным моментом функционирования
индивида, находящегося в обществе; смысл
идентификации - обнаружение себя в социальном
мире во всей сложности его структурно-содержательной
организации. Но нельзя не принимать во
внимание, что главным и обязательным
моментом любых форм, уровней, содержательных
вариантов идентификации остается субъектная
представленность индивида в этом процессе
[13;467].
2.2 Эмпатия.
Понятие
«эмпатия» получило распространение в
первом десятилетии прошлого века. Липпс
Т. в 1907 г. издал работу «Знание о чужом
"Я'"», в которой склоняется к мысли:
у человека имеется род знания, выражающийся
в уверенности в том, что в определенных
условиях воспринимаемые в другом человеке
физические проявления и жизнь сознания
связываются аналогично его собственным.
Чувственное восприятие и распознавание
чужого внутреннего состояния происходит
в одном неразделимом акте. При восприятии
чужого выражения субъект испытывает
тенденцию воспроизвести его, у него актуализируются
ощущения, соответствующие этому состоянию.
Липпс приходит к заключению, что знание
субъекта о состоянии сознания объекта
основывается на вчувствовании или потребности
в подражании и потребности в выражении,
которые и образуют вчувствование. И это
вчувствование всегда заключает в себе
тенденцию к непосредственному сопереживанию
[3;109]. Анализ всего многообразия формулировок
демонстрирует несогласованность, прежде
всего в соотношении аффективных и когнитивных
компонентов. Авторы, отдающие предпочтение
аффективному компоненту эмпатии, подчеркивают
значение эмоционального отклика на состояние
объекта. Эмпатия представляется им как
пассивно-созерцательное отношение к
переживаниям других людей, умение поставить
себя на место другого, чувство, возникающее
при виде реакции другого на фрустрирующую
ситуацию, разделение эмоций другого [5;23].
Другие исследователи эмпатии, напротив,
игнорируют наличие эмоционального компонента
эмпатии и подчеркивают ее когнитивный
характер. Эмпатия истолковывается ими
как интуитивное познание психики другого,
понимание с точки зрения невербалики,
чувств, ощущений, эмоций, понимание внутреннего
мира другого человека, важнейший фактор
познания другогочеловека [19;4]. В работах
отечественных авторов, посвященных проблеме
эмпатии, все чаще можно встретить сочетания
когнитивного и аффективного компонентов:
- сложное психологическое образование,
в котором переплетены познавательные
и эмоциональные процессы. Способность
человека понимать переживания других
людей и, приобщаясь к их эмоциональной
жизни, сопереживать [12;11].
Постижение эмоциональных состояний другого
человека в форме сопереживания. Эмпатическое
отношение следует рассматривать как
целостный эмпатический процесс (восприятие
объекта эмпатии - сопереживание - сочувствие
- внутреннее содействие -реальное содействие.
Эмпатия
- сложное явление вчувствования
и вмысливания одного в
При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение к личности партнера. Это означает наличие: а) принятия личности этого человека в целостности; б) собственной эмоциональной нейтральности, отсутствия оценочных суждений о нем (В. А. Соснин, 1996) [15;75].
Наиболее популярно в психологии межличностных отношений и психологии личности понимание эмпатии, предложенное Даймонд: "Эмпатия - воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу".
Липпс трактовал эмпатию как восприятие
эстетического объекта - это одновременно
акт наслаждения и познания.
Эмпатия есть способ познания
объекта - эстетического наслаждения,
вчуствования в объект через
проекцию своих чувств и идентификацию
с ним. Правда эта трактовка
давалась для психологии искусства,
но она прекрасно подходит и для людей[12;486].
2.3 Межличностная аттракция
Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Слово "атракция" обозначает буквально притяжение, влечение. Аттракция — это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции — как формирование эмоционально-оценочных представлений друг о друге, о своих межличностных взаимоотношениях (как положительных, так и отрицательных), как своего рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента.В социальной психологии понятие"межличностной атракции" определяют как когнитивный (познавательный) компонент эмоционального отношения к другому человеку, или как некоторую социальную установку, или, наконец, как эмоциональный компонент межличностного восприятия.
Психология атракции охватывает:
1. потребности субъекта, побуждающие его выбирать того или иного партнера;
2. свойства объекта (партнера), стимулирующие интерес или симпатиюк нему;
3. особенности
процесса взаимодействия,
благоприятствующиевозникновени
4. объективные
условия такого взаимодействия
(например, принадлежность к общему кругу
общения)[8;67].
2.4 Рефлексия
Рефлексия в проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению, В ходе взаимного отражения участников общения «рефлексия» является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга. Рефлексия - механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, "глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя" [11;256].
Традиция исследования рефлексии в социальной психологии достаточно стара. Еще в конце прошлого века Дж. Холмс, описывая ситуацию диадического общения неких Джона и Генри, утверждал, что в действительности в этой ситуации даны как минимум шесть человек: Джон, каков он есть на самом деле; Джон, каким он сам видит себя; Джон, каким его видит Генри. Соответственно три "позиции" со стороны Генри. Впоследствии Т. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию до восьми персон, добавив еще: Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри, и соответственно то же для Генри. В принципе, можно предположить сколь угодно много таких взаимных отражений, но практически в экспериментальных исследованиях обычно ограничиваются фиксированием двух ступеней этого процесса.
В
ряде исследований делаются попытки
анализа рефлексивных структур группы,
объединенной единой совместной деятельностью.
Тогда сама схема возникающих рефлексий
относится не только к диадическому взаимодействию,
но к общей деятельности группы и опосредованных
ею межличностных отношений [10;77].
2.5 Каузальная атрибуция
Родоначальником
исследований по каузальной атрибуции
является
Ф. Хайдер, впервые сформулировавший и
саму идею каузальной атрибуции и давший
систематическое описание различных схем,
которыми пользуется человек при построении
причинного объяснения поведения другого
человека. Из других авторов, работающих
в этой области, наиболее значительные
исследования проводили Э. Джонс и К. Дэвис,
а также Г. Келли. По мере развития идей
каузальной атрибуции изменялось первоначальное
содержание концепции. Если ранее речь
шла лишь о способах приписывания причин
поведения, то теперь исследуют способы
приписывания более широкого класса характеристик:
интенций, чувств, качеств личности. Действительно,
мы часто приходим к выводу, что намерения
и диспозиции других людей соответствуют
их поступкам. Если мы видим что объект
А отпускает саркастические замечания,
издевается над объектом Б, то скорее всего
мы подумаем, что А - недружелюбный человек.
" Теория соответствующих предположений
" Джоунса и Девиса уточняет условия,
при которых такие атрибуции наиболее
вероятны. Однако основной тезис остаётся
неизменным: люди, познавая друг друга,
стремятся к познанию причин поведения
и вообще причинных зависимостей, окружающего
их мира. При этом они, естественно, опираются
на ту информацию, которую могут получить
об этих явлениях. Однако, поскольку сплошь
и рядом этой информации оказывается недостаточно,
а потребность сделать причинный вывод
остаётся, человек в такой ситуации начинает
не столько искать истинные причины, сколько
приписывает их интересующему его социальному
объекту. Таким образом, содержанием процесса
познания другого человека становится
процесс этого приписывания, т. е. каузальная
атрибуция. Сегодня среди исследователей
межличностного восприятия существует
мнение, что открытие явления каузальной
атрибуции означает важнейший шаг по пути
развития знаний о процессах межличностного
восприятия.
Более полное развитие эта идея получила
в работах Гарольда Келли, который предпринял
попытку построения теории каузальной
атрибуции. Основная задача Келли состояла
в том, чтобы показать, как осуществляется
человеком поиск причин для объяснения
поведения другого человека. Согласно
Келли при попытках понять причину поведения
другого человека мы пользуемся тремя
критериями : мы стараемся определить,
является ли данное поведение постоянным
(критерий постоянства), отличающимся
( критерий исключительности) и обычным
(критерий консенсуса) или нет. Если в сходных
условиях поведение наблюдаемого однотипно,
то его считают постоянным. Оно будет отличающимся,
если в других случаях проявляется иначе,
и наконец, поведение считается обычным,
если в сходных обстоятельствах свойственно
большинству людей. Если в похожих обстоятельствах
человек ведет себя всегда одинаково (постоянное
поведение), если он ведет себя так же и
в других ситуациях (не отличающееся поведение)
и если в сходных ситуациях так же ведут
себя лишь немногие люди (необычное поведение),
то мы склонны приписывать поведение внутренним
факторам. Напротив, если человек в похожих
ситуациях ведет себя так же (постоянное
поведение), если в других случаях он ведет
себя иначе (отличающееся поведение) и
если в сходных ситуациях такое же поведение
сходно большинству людей (обычное поведение).
Мы объясняем его действие внешними причинами.
В общем виде ответ звучит так: всякому
человеку присущи некоторые априорные
каузальные представления и каузальные
ожидания. Иными словами, каждый человек
обладает системой схем причинности, и
всякий раз поиск причин, объясняющих
"чужое" поведение, так или иначе
вписывается в одну из таких существующих
схем. Репертуар каузальных схем, которыми
владеет каждая личность, довольно обширен.
Вопрос заключается в том, которая из каузальных
схем включается в каждом конкретном случае.
"Каузальная схема" - это своеобразная
общая концепция данного человека о возможных
взаимодействиях различных причин, о том,
какие действия в принципе эти причины
производят. Для упорядочивания всех возможных
каузальных схем Келли выделяет в своих
построениях две части: "модель анализа
вариаций" и "схемы причинности".
Модель анализа вариаций описывает структуру
каждого акта каузальной атрибуции. Элементами
этой структуры являются те же самые элементы,
которые обычно описываются как элементы
процесса межличностного восприятия:
субъект, объект и ситуация. Соответственно
этому приписывание причин может осуществляться
по трём линиям: причины могут быть "адресованы"
субъекту, объекту и ситуации. Для удобства
изображения этих трех направлений атрибутивного
процесса, которые составляют "каузальное
пространство" индивида, Келли предлагает
использовать куб, каждое измерение которого
обозначает определённое направление
приписываемых причин. Приписывание причин
субъекту действия даёт "личностную
атрибуцию", объекту действия - "стимульную
атрибуцию", ситуации - "обстоятельную
атрибуцию". Довольно распространённым
вариантом является также смешанный тип
"личностно-стимульной атрибуции".
Выбор преобладающего типа атрибуции
обусловлен индивидуальными характеристиками
субъекта восприятия. То есть можно говорить
о типе личности со стимульной, обстоятельственной
или личностной атрибуцией[12;68].
В экспериментах было установлено, что различные люди демонстрируют по преимуществу совершенно различные виды атрибуции, т. е. разную степень "правильности" приписываемых причин. Для того чтобы определить степень этой правильности, вводятся три категории: 1) подобия, т. е. согласия с мнением других людей2)различия,т.е. отличия от мнения других людей 3) соответствия, т.е.постоянства действия причины во времени и пространстве. Установлены точные соотношения, при которых конкретные комбинации проявления каждого из трёх критериев должны давать личностную, стимульную или обстоятельственную атрибуцию. В одном из экспериментов был предложен особый "ключ", с которым следует каждый раз сопоставлять ответы испытуемых: если ответ совпадает с тем оптимумом, который дан в "ключе", то причина приписана правильно; если наблюдается расхождение, можно установить, какого рода "сдвиги" характерны для каждого человека в выборе преимущественно приписываемых им причин. Сопоставления ответов испытуемых с предложенными эталонами помогли на экспериментальном уровне зафиксировать ту истину, что люди далеко не всегда приписывают причину "правильно", даже с точки зрения весьма облегчённых критериев: многие склонны злоупотреблять либо личностной и стимульной, либо обстоятельственной атрибуцией. Так, в частности, было установлено различие в позициях наблюдателя и участника событий. В эксперименте Э. Джонсона и Р. Нисбета было показано, что участник событий, как правило приписывает причину обстоятельствам, в то время как наблюдатель - личности деятеля. Кроме ошибок, возникающих из-за различной позиции субъекта восприятия, выявлен еще целый ряд достаточно типичных ошибок атрибуции. Келли суммировал их следующим образом:1-й класс мотивационные ошибки, включающий в себя различного рода "защиты": пристрастия, асимметрия позитивных и негативных результатов ( успех - себе, неуспех - обстоятельствам ); 2-й класс фундаментальные ошибки ( свойственные всем людям ), включающие в себя случаи переоценки личностных факторов и недооценки ситуационных. Более конкретно фундаментальные ошибки проявляются в ошибках "ложного согласия", когда "нормальной" интерпретацией считается такая, которая совпадает с "моим" мнением и под него подгоняется); ошибках, связанных с неравными возможностями ролевого поведения (когда в определенных ролях гораздо "легче" проявить собственные позитивные качества, и интерпретация осуществляется при помощи апелляции к ним); ошибках, возникающих из-за большого доверия конкретным фактам, чем к общим суждениям и т. д. Каузальная атрибуция - интерпретация субъектом своего восприятия причин и мотивов поведения других людей, полученная на основе непосредственного наблюдения, анализа результатов деятельности и прочего путем приписывания личности, группе людей свойств, характеристик, которые не попали в поле восприятия и как бы домысливаются им.
Каждый
из участников взаимодействия, оценивая
другого, стремится построить определенную
систему интерпретации его поведения,
в частности его причин. В обыденной жизни
люди сплошь и рядом не знают действительных
причин поведения другого человека или
знают их недостаточно. В условиях дефицита
информации они начинают приписывать
друг другу как причины поведения, так
иногда и сами образцы поведения или какие-то
более общие характеристики. Приписывание
осуществляется либо на основе сходства
поведения воспринимаемого лица с каким-то
другим образцом, имевшимся в прошлом
опыте субъекта восприятия, либо на основе
анализа собственных мотивов, предполагаемых
в аналогичной ситуации (в этом случае
может действовать механизм идентификации).
Но, так или иначе, возникает целая система
способов такого приписывания (атрибуции).
Таким образом, интерпретация своего и
чужого поведения путем приписывания
(причин, мотивов, чувств и т.п.) выступает
составной частью межличностного восприятия
и познания.)[12;90].
3 Барьеры общения
В различных ситуациях общения, иногда возникают барьеры, которые способствуют непониманию. Барьеры общения — психологическое состояние, переживаемое человеком как неадекватная пассивность, препятствующая общению. Он может возникать как в связи с эмоциональным состоянием общающихся лиц, так и в связи с несовпадением смыслов высказываний, просьб, приказов и т.п. В состоянии субъекта при возникновении барьеров наблюдаются усиленные отрицательные переживания (например, переживание стыда, вины, страха, тревоги, снижение самооценки и др.). В целом барьеры общения можно подразделить на барьеры эстетические, моральные, эмоциональные. Барьеры в общении связаны с предвзятостью и беспричинностью негативных установок, возникающих в ряде случаев по первому впечатлению. Отрицательные установки могут вводиться в опыт человека кем-то из людей. У застенчивых сильным препятствием в общении становятся ожидания непонимания или беспокойство о том, будет ли общение успешным. В отношениях людей разных поколений возникают барьеры возраста. Иногда человек сам создает себе препятствия в общении в силу своих неверных представлений о других людях.
К числу факторов, отрицательно влияющих на общение, следует отнести барьеры общения. Их очень много. Выделим некоторые из них.
3.1 Барьер отрицательных эмоций
Эмоции вообще — это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей. Они проявляются в чувствах удовольствия или неудовольствия, радости и страха, расслабления и напряжения и т. п. Эмоции принято делить на положительные и отрицательные. Соответственно человек стремится испытать положительные эмоции и избежать отрицательных. Существует много теорий сущности эмоций. Есть информационная теория эмоций (П. В. Симонов), представляющая собой развитие взглядов выдающегося отечественного физиолога П. К. Анохина. В числе положений этой теории следующие: а) чем сильнее потребность, тем сильнее эмоция, ее сопровождающая, и чувство удовлетворения после достижения цели; б) когда нет потребности, нет и эмоции; в) чем меньше вероятность удовлетворить потребность, тем сильнее возникающая отрицательная эмоция. Основной причиной отрицательных эмоций являются чувство неудовлетворения, межличностные конфликты, стрессы.
Барьер отрицательных эмоций, негативно сказывающихся на результатах общения, можно подразделить на несколько барьеров. Это прежде -всего барьер общения, возникающий на почве страдания или далее горя. Здесь и трагические события, и разочарования, и неудача в важном деле, и неудовлетворенность своим положением, недовольство личным статусом, и тягостные физические и нервные ощущения. Этот барьер может возникать как в ответ на события, так и в преддверии их.
Барьер
общения, создаваемый отрицательными
эмоциями данного типа, вызывает искаженное
представление о
Трудно преодолеть барьер общения, вызванный сильным раздражением и гневом. Эти эмоции обычно рождаются в ответ на неожиданные (формальные, досадные) препятствия к удовлетворению той или иной потребности. Они могут быть следствием лишения удовольствия, оскорбления, принуждения, побуждения совершить нежелательный поступок.
В общении мотивированный гнев, пыл, эмоциональный потенциал, энергия и смелость, решительность человека могут многократно возрасти. Однако в этом случае ему обычно отказывают трезвый расчет, предусмотрительность и гибкость. Он склонен к резким словам и агрессивным действиям. Партнер, перечащий ему, становится своеобразным «громоотводом», на который изливается весь гнев. Общение с раздраженным или гневным человеком невозможно, не стоит «подливать масло в огонь», создавать условия, о которых всем в дальнейшем придется сожалеть. Выход из такого общения — не демонстрация слабости, а наоборот, смелость и даже великодушие. И в какой-то мере даже безнравственно использовать ситуацию, в которой эмоции владеют соперником.
К числу барьеров отрицательных эмоций следует отнести и барьеры страха, стыда и вины. Все эти комплексы отрицательных эмоций — плохие переменные разговора. Субъективно-личностная их окраска может подпитываться стереотипами поведения, воспитания, установки, мотива, а также особенностями патопсихологии отдельных личностей. В последнем случае носители этих качеств должны быть скорее объектами психиатра и психотерапевта.
Прозой общения чаще всего служат барьеры плохого настроения. Здесь имеется в виду комплекс отрицательных эмоций, менее острых, чем горе или страдания, но, увы, чаще встречающихся. У людей настроение портится от очень многих причин: плохой погоды и самочувствия, безысходности и несбывшихся надежд, заметной для них черствости окружающих и незаметной себе собственной черствости. К причинам плохого настроения можно отнести и плохое физическое самочувствие, часто возникающее как результат гиподинамии — низкой двигательной активности. Плохое настроение становится «физиологическим фактором»: низкая интенсивность обмена веществ, пониженный тонус организма, болезненность. Плохое настроение можно прямо отнести к низкой культуре быта, плохой его организации. Человек с плохим настроением — плохой работник и еще худший партнер в общении.
Одними из главных источников отрицательных эмоций являются межличностные столкновения. Ссора, конфликт, конфронтация вызывают отрицательные эмоции у всех: и у тех, кто прав, и у тех, кто виноват, и у победителей, и у побежденных. Здесь же, скорее, идет речь не о том, как вести или не вести диалог с человеком, переполненным отрицательным психическим зарядом. А о том, что если вас ожидает беседа, а реальность такова, что вы находитесь далеко не в лучшем психическом состоянии, то наиболее разумным будет отказаться об беседы, предложить перенести ее на другое время.
Для этого достаточно перед беседой прикинуть варианты ее развития и возможность достижения конструктивного результата. Легко можно представить себе, что к объективным трудностям и барьерам общения будут добавлены еще и субъективные, спровоцированные плохим настроением.
Имея в виду то, что плохое настроение «эпидемически заразно», легко передается собеседнику, ожидать прочного соглашения, взаимопонимания и доверительности, видимо, не приходится[15;180].
3.2 Барьеры речи
Эмоциональное состояние "человека существенно сказывается на его речи. Волнение может вызвать спазм речевой мускулатуры. Возбуждение и радостное волнение могут побудить косноязычного человека к яркой, страстной речи, а могут и, наоборот, способствовать скомканному, отрывочному монологу. Чем больше человек овладел навыками общения и публичного выступления, тем лучше он контролирует свои эмоции. В иных случаях отсутствие логических доводов способствует усилению эмоциональной окраски речи. В любом случае существуют известные методики, позволяющие справиться с волнением.
Чтобы преодолеть «зажатость», рекомендуется обычный аутотренинг. Требуется расслабиться, отвлечься, глубоко подышать, сделать несколько движений руками, плечами, помассировать лоб, область рта, жевательных мышц, шею. Для более полного расслабления можно, закрыв глаза, вспомнить какую-либо приятную картину, внутренне прокомментировать ее или даже просто посчитать про себя. Речь, естественно, идет не об устранении эмоций вообще. Без нужного эмоционального подъема хорошая речь вообще невозможна. Требуется просто устранить излишнюю нервозность,
В разговоре с собеседником сразу угадывается его эмоциональный настрой. "Уверенный человек чеканит слова, твердо говорит «да» и «нет». Существенное значение в том, как влияют эмоции на речь, играет тип высшей нервной деятельности. Слабая, неуравновешенная нервная система затрудняет сосредоточение, четкое изложение материала, логику рассуждения. Излишняя заторможенность не позволяет гибко реагировать на внезапно возникшие затруднения и непредвиденные обстоятельства в общении. Излишняя возбудимость способствует поспешности: слово опережает мысль.
Когда в общении возникают ситуации непонимания, то на 90% они связаны не с тем, что вас неправильно поняли (не способны понять или не хотят сделать этого), а с тем, что не удалось ясно, последовательно, убедительно изложить свою точку зрения. Чем меньше человек владеет своими эмоциями, тем чаще он в общении порождает непонимание, конфликты, тем чаще сам попадает в нелепые ситуации[15;230].
3.3 Барьеры установки
Позицию человека в общении во многом предопределяет весь его жизненный опыт. Часто, еще не начав разговор, человек бывает убежден в неправоте своего собеседника. Такой разговор конструктивным не назовешь. В основе его лежит установка, т. е. сформировавшаяся в человеке оценка, стереотип, готовность к определенному действию, отрицательные реакции, предубеждение.
Психологи
утверждают, что установка есть у
каждого человека. Ее формирование
осуществляется независимо от сознания.
Одному подсознательно несимпатичны толстые
люди, другому худые не внушают
доверия. Установка облегчает
Люди
с подвижной установкой, по данным
психологов, обнаруживают стремление
к активности, они оптимистичны,
быстро приспосабливаются к
Обладатели статичных, постоянных, монотонных установок с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой, с трудом адаптируются, некоммуникабельны и в отстаивании своей правоты бывают излишне упрямы и прямолинейны. Однако обычно это люди твердых убеждений и принципов.
Можно говорить о разных аспектах воспитания эмоционально-психологической устойчивости. Немаловажным здесь является формирование собственных установок, адекватных реальности, а также формирование способности менять установки при изменении реальности. Альтернатива этому — подстраивание реальности под свою установку — не выдерживает критики.
Естественно то, что излишне мобильные установки создают в общении впечатление, что у человека вообще нет собственного мнения, а излишне устойчивые установки говорят о том, что собственные принципы (которыми ни при каких-обстоятельствах нельзя поступиться) данному собеседнику дороже всякой реальности[14;230].
.
3.4 Барьеры взаимопонимания
Главная проблема общения — отсутствие взаимопонимания. Выделим несколько принципов взаимопонимания в общении.
Принцип 1. Владение профессиональным языком.Названный принцип предполагает, что коммуникатор, реципиент владеют профессиональной лексикой, уместно используют ее в различных условиях применения"" для описания и объяснения возникающих ситуаций.
Принцип 2. Уровень взаимопонимания прямо связан с уровнем интеллектуального развития коммуникатора и реципиента.
Данный принцип имеет конверсивный характер. Низкая способность понимания одного из партнеров в общении должна компенсироваться высокой способностью доступно и доходчиво объяснить обсуждаемое положение. Отсутствие взаимопонимания при условии существенной разницы уровня интеллектуального развития собеседников не только затрудняет общение, но и делает достижение конструктивного результата невозможным.
Принцип 3. Уровень взаимопонимания обусловлен полнотой информации.
Этот принцип, кажется, тоже не нуждается в расширенной аргументации. Неполное, отрывочное сообщение не способствует возникновению эффекта взаимопонимания. Полнота информации в свою очередь может быть дополнена полнотой изложения материала, фактов, а также открытым способом изложения собственной позиции.
Принцип 4. В основе эффекта взаимопонимания — логичность изложения и последовательность обоснования.
Вообще понимание того, что хочет доказать собеседник, прямо вытекает из того, насколько последовательно, непротиворечиво, обоснованно и обстоятельно он излагает свою позицию. С ней можно согласиться или не согласиться, но такая позиция понятна.
Принцип 5. Сконцентрированность внимания.
Чтобы понять, нужно не только слушать, но и слышать, что говорит собеседник.
В
целом без активного
слушания нет не только
взаимопонимания, но
и общения вообще[7;160]
.
3.5 Барьер первого впечатления
Общение приводит к контакту с новыми людьми. И часто мы не отдаем себе отчет о том, что наши с ними взаимоотношения во многом были предопределены первым впечатлением. Это тоже эмоциональный барьер. И хотя говорят, что первое впечатление чаще всего ближе к истине, тем не менее, оно нецеленаправленно, размыто и часто просто ошибочно. Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.
В общении приходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые, и с людьми, которые уже достаточно хорошо знакомы. Психологические исследования показали, что в основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат механизмы социальной стереотипизации. Под социальным стереотипом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Формирование образа другого человека (первое впечатление) также осуществляется путем стереотипизации. Образ партнера, который создается при знакомстве,- это регулятор последующего поведения. Он необходим для того, чтобы правильно и эффективно в данной ситуации построить общение. Наше общение строится существенно отличным образом в зависимости от того, с кем мы общаемся. Поэтому наиболее важные в данной ситуации характеристики - те, которые позволяют отнести партнера к какой-либо группе. Именно эти характеристики и воспринимаются достаточно точно. А остальные черты и особенности просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь проявляется вероятность ошибки. Эти ошибки восприятия обусловлены, в частности, действием некоторых факторов: превосходства, привлекательности и отношения к нам.
При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Очень важно, что превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Такого рода ошибки в общении связаны с действием фактора превосходства.
Не менее важными и узнаваемыми являются ошибки, связанные с общей эстетической выразительностью человека, то есть с тем, нравится нам внешне партнер по общению или нет. Ошибки заключаются в том, что если человек нам нравится внешне, то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д., то есть опять-таки переоценивать многие его психологические характеристики.
Ошибки данного типа связаны с действием фактора привлекательности: чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он во всех отношениях; если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.
Следующая схема, это проявление фактора отношения, к нам. Положительное отношение к нам порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных свойств и отбрасыванию (или невниманию) отрицательных, и, наоборот, явное отрицательное отношение вызывает устойчивую тенденцию не замечать положительных сторон партнера и преувеличивать отрицательные. Таково действие фактора отношения к нам.
Традиционно в исследованиях формирования первого впечатления все три вида ошибок, описанных нами, охватываются "эффектом ореола". Эффект ореола проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное - к недооценке неизвестного человека.
Говоря
об ошибках, возникающих при формировании
первого впечатления, стоит отметить
тот факт, что в межгрупповом взаимодействии
схематичное, стереотипное восприятие
зачастую бывает оправдано и приводит
к нужным результатам. Таковы в общих чертах
типичные схемы формирования первого
впечатления. Однако важно знать не только
саму схему восприятия, но также и те знаки
во внешности другого человека или в ситуации,
которые запускают восприятие по этой
схеме.
3.5.1 Фактор превосходства
Для того чтобы подействовал фактор превосходства и мы применили соответствующую схему восприятия, нам надо сначала это превосходство оценить. Каким образом человек это делает?Исследования показывают, что для определения этого параметра в нашем распоряжении два основных источника информации: I) одежда человека, все внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки различия, очки, оформление волос, награды, драгоценности; в определенных случаях рассматривается даже такая "одежда", как машина, кресло, оформление кабинета и т.д.; 2) манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).
Выделение превосходства какими-то внешними, видимыми средствами всегда очень существенно. Связь одежды с тем или иным видом превосходства остается сильной. Исследования показывают, что почти все взрослые могут по одежде определить социальный статус человека, примерно указать род занятий.
Что же
в одежде свидетельствует о
С социальным статусом, кроме цены, тесно связан выбор силуэта одежды. Многие люди называют одежду человека высокого социальною положения "строгой", "официальной" и т.п. С высоким статусом обычно несовместим свитер (особенно пушистый), мягкие брюки или джинсы (где нет стрелок) и т.д. И все эти особенности неосознанно фиксируются нами и влияют на оценку статуса.
Третьим фактором в одежде, который всегда отмечается как признак статуса, является ее цвет. В разных странах конкретные цвета могут иметь разное значение. В нашей стране как признак высокого статуса отмечается одежда черно-белой гаммы, а чем ярче, насыщенней и чаще цвет одежды (не черный и белый), тем ниже предполагаемый статус.
Надо заметить, что эти признаки важны не только сами по себе, по отдельности, но и во взаимодействии. Так, если яркая разноцветная одежда сочетается с очень высокой ценой, то испытуемые склонны делать вывод о финансовом превосходстве.
Итак, мы с вами рассмотрели одежду человека как основной источник информации о превосходстве. Теперь поговорим о втором источнике - манере поведения.
В манере поведения, как и в одежде, всегда присутствуют элементы, позволяющие судить о статусе человека. В чем проявляется превосходство в манере поведения? Скорее всего, это можно определить как независимость в различных обстоятельствах и ситуациях. Сюда относится прежде всего независимость от партнера: человек показывает, что ему неинтересен тот, с кем он общается, его реакции, настроения или то, о чем он говорит. Такое поведение может восприниматься по-разному, но почти всегда свидетельствует об определенном превосходстве. Об этом же свидетельствует независимость от различных мелких, неписаных норм общения. Слишком расслабленная поза (например, развалившись в кресле) при важном разговоре может означать превосходство в ситуации, власть. Если человек говорит непонятно для собеседника, употребляет много специальных терминов, иностранных слов, то есть не стремится к тому, чтобы его поняли, то такое поведение фиксируется иногда как интеллектуальное превосходство.
Восприятие превосходства по манере поведения зависит от оценки независимости в поведении и от нашей готовности признать эту независимость обоснованной, то есть от нашей собственной позиции в этот момент, которая определяется значимостью для нас ситуации.
Если в какой-то значимой для себя ситуации человек чувствует себя почему-то неуверенно, неустойчиво, то в этой ситуации фактор превосходства может начать действовать даже от незначительного толчка, от восприятия микроскопических (и в другое время не подействовавших бы) отклонений в манере поведения, во внешнем виде другого человека. Тогда по любому намеку, иногда воображаемому, запускается действие превосходства, и ошибки не замедлят сказаться.
Итак, действие фактора превосходства начинается тогда, когда человек фиксирует превосходство другого над собой по знакам в одежде и манере поведения. Вследствие этого человек, с одной стороны, строит свое поведение в данный момент, с другой при оценке личности партнера может допускать ошибки, рассмотренные нами ранее: преувеличивать или преуменьшать те или другие качества человека.
3.6.2 Фактор привлекательности
В качестве знаков привлекательности могут рассматриваться те усилия, которые затрачиваются человеком для соответствия социально одобряемому типу внешности. Такие знаки фиксируются и запускают схему - человек относится либо к привлекательным, и тогда переоцениваются все его невидимые качества, или к непривлекательным, и тогда происходит недооценка остального.
Согласно широко распространенному в нашей культуре стереотипу, предполагается, что привлекательные люди как личности социально более желательны, и ожидается, что их личная, социальная и профессиональная жизнь лучше, чем у непривлекательных людей.
Насколько
же обоснован стереотип
Исследования
указывают на существенные, но часто
остающиеся незамеченными следствия данных
стереотипов. Ожидания, основанные на
общекультурных стереотипах внешней привлекательности,
влияют на динамику развития социального
взаимодействия и процессы знакомства
таким образом, что эти стереотипы первые
впечатления на самом деле оправдывали.
3.6.3 Фактор отношения к нам
Знаком
отношения к нам, запускающим
соответствующую схему
Психологи Карри и Кени, выявив мнение испытуемых по ряду вопросов, знакомили их с мнениями других людей по тем же вопросам и просили оценить этих людей. Предъявляемые мнения варьировались от полного совпадения до совершенного несовпадения с позицией испытуемых. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело и обратную виду: чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственными от него ожидали. Убежденность в этом предполагаемом родстве душ настолько велика, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не склонны замечать.
Итак, мы рассмотрели с вами ошибки, возникающие при формировании первого впечатления.
Итак, если в ситуации общения действует хотя бы один из приведенных факторов — неравенства, привлекательности или отношения к нам, то человек скорее всего ошибется в отношении партнера. И хотя исследования показывают, что взрослый человек, имеющий опыт общения как правило может более или менее достоверно оценить партнера, тем не менее это лишь исследования. В реальных жизненных ситуациях всегда присутствует тот или иной процент ошибок.
В заключение можно сделать вывод, что чем более люди, по тем или иным причинам, заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок при первой встрече. И еще считается, что основное отношение к нам у собеседника закладывается впервые 15 секунд. Прогнозировать оказываемое вами впечатление на других людей помогает знание признаков, по которым вас будут оценивать[14;67].
4
Правила общения
Существуют
правила, которые могут повысить
эффективность обратной связи в
процессе общения. Итак, о чем же должен
помнить человек, стремящийся не просто
поговорить, но и быть понятым?
Во-первых, передаваемая информация должна
быть значимой и новой для того, кому вы
ее сообщаете, иначе ее просто посчитают
не стоящей внимания и «не впустят в сознание».
В случае, когда человека заставляют принять
не нужную ему информацию, он либо говорит,
что это не его проблемы, его это не касается,
или делает вид, что слушает вас, а сам
в это время думает о том, что представляет
интерес для него. Еще до либо в самом начале
общения стоит выяснить то, что может заинтересовать
вашего собеседника.
Прежде чем начинать значимый разговор
необходимо подумать о том, нужен ли он
вам, а вашему собеседнику, в какой форме
лучше обратиться (лично, по телефону,
написать письмо и т.п.), когда это лучше
сделать, как построить разговор, какие
могут быть возражения?Во-вторых, информация
должна быть достаточно конкретной.Ситуация
«пойди туда, не знаю куда, принеси то,
не знаю, что» достаточно распространена
и деловых и в семейных отношениях. Что
избежать подобных ситуаций, старайтесь
формулировать свои просьбы максимально
конкретно. Если же вас о чем-то просят,
уточните, что имеет человек в виду. Например,
много это сколько, а мало это сколько,
а обычный это какой? Прежде чем приступать
к каким-то действиям, уточните с собеседником
по каким критериям, будет оценен результат.
В-третьих, передаваемая информация должна
быть правильно структурирована. Когда
рассказчик «прыгает с пятого на десятое»,
слушателям трудно удерживать внимание
и очень быстро они перестают воспринимать
информацию. Если вы не хотите в разговоре
«зайти в тупик», придерживайтесь одной
темы. Кроме этого необходимо помнить,
что информация должна быть «дозирована».
Слишком большие порции информации вызывают
«охранительное торможение» нервной системы,
поэтому в рассказе необходимы паузы,
фразы должны быть короткими, образовывать
блоки, объединенные по смыслу. Воспринимать
монотонную речь, льющуюся сплошным потоком,
предложения, в которой имеют по три причастных
и два деепричастных оборота, практически
не возможно. В-четвертых, информация должна
быть своевременной. В замечаниях, которые
вы высказываете, следует затрагивать
не личность, а особенности поведения
вашего партнера.Следует больше говорить
о наблюдениях, а не о заключениях. Наблюдения
- это то, что вы видели и слышали, а заключения
— это ваша интерпретация, ваши оценки,
суждения, основанные на фактах. Не следует
создавать впечатления, что ваши выводы
отражают объективную реальность.Не следует
высказываться в форме оценок. Если же
вы высказываете некоторые оценки, пользуйтесь
простыми категориями: добра и зла, правильности
и неправильности, приятности и неприятности
и т.п. Оценки такого рода основываются
на вашей системе ценностей. Оценки не
способствуют лучшему взаимопониманию
в процессе общения. В ситуациях, которые
имели место, старайтесь сосредоточить
внимание на поступках недавнего времени,
а не далекого прошлого. Следует давать
как можно меньше советов. Лучше высказывать
свои наблюдения, как бы делясь мыслями
и информацией с партнерами. Бессмысленно
критиковать особенности поведения или
личности партнера по общению, на которые
нет возможности повлиять. Приём "имя
собственное" основан на произнесении
вслух имени,а если надо и отчества партнера,
с которым общается человек. Это показывает
внимание к данной личности, способствует
утверждению человека как личности, вызывает
у него чувство удовлетворения и сопровождается
положительными эмоциями, тем самым формируется
аттракция , расположение друг другу. Приём
"зеркало отношений" состоит в доброй
улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем,
что "я - ваш друг". А друг - это сторонник,
защитник. Возникает чувство защищенности,
что образует положительные эмоции и вольно
или невольно формирует аттракцию.Приём
"золотые слова" заключается в высказывании
комплиментов в адрес человека, способствующих
эффекту внушения. Тем самым происходит
как бы "заочное" удовлетворение
потребности в совершенствовании, что
ведёт также к образованию положительных
эмоций и обусловливает расположенность.
Приём "терпеливый слушатель" вытекает
из терпеливого и внимательного выслушивания
проблем. Это приводит к удовлетворению
одной из самых важных потребностей любого
человека - потребности в самоутверждении.
Её удовлетворение, естественно, ведёт
к образованию положительных эмоций и
создаёт доверительное расположение.
Приём "личная жизнь" выражается
в привлечении внимания к "хобби",
увлечениям человека, что также повышает
его вербальную активность и сопровождается
положительными эмоциями[21;145].
Заключение
Таким образом, в данной работе нами была рассмотрена проблема понимания в межличностном общении. Проблемы, касающиеся межличностного общения и взаимопонимания, уже несколько веков не только не теряют своей актуальности, но становятся все более важными. Анализируя межличностное общение и возможности достижения в нем взаимопонимания, можно объяснить многие социальные проблемы развития общества, семьи и отдельной личности. Являясь неотъемлемым атрибутом жизни человека, межличностное общение играет большую роль во всех сферах жизнедеятельности. При этом качество межличностного общения зависит от уровня достигнутого понимания. Примитивизация межличностного общения, сведение его к простой передаче информации ведет к обеднению духовного мира человека, к его обесцениванию как личности. Волна безнравственности и бездуховности создает у молодого поколения стереотип вседозволенности, отсутствия ответственности за свои поступки. Разрушение чувства стыда преподносится как показатель свободы личности, ее независимость от нравственных правил и норм жизни общества. Ценности христианской морали, такие как целомудрие, милосердие, самопожертвование, любовь к Родине, извращаются и высмеиваются. Вследствие этого стремительно возрастают те негативные явления, которые разрушают традиционные нравственные устои России.
Нравственная
проблема может надолго парализовать
способность человека к позитивному
действию, к реализации своих возможностей,
поскольку она ставит под сомнение способность
человека адекватно формировать свое
отношение к Добру и Злу. Отсутствие взаимопонимания
в процессе общении приводит к усложнению,
а часто и разрушению взаимоотношений
между людьми, или даже к глубокому нравственному
конфликту внутри самой личности, поскольку
взаимопонимание и самопонимание являются
тесно взаимосвязанными феноменами.
Таким образом, общение и есть реализация
всей системы отношений человека. Общение,
являясь сложным психологическим явлением,
имеет свою структуру. В межличностном
общении могут быть выделены три стороны.
1. Коммуникативная сторона общения связана
с обменом информацией, обогащением друг
друга за счет накопления каждым запаса
знаний. 2. Интерактивная сторона общения
служит практическому взаимодействию
людей между собой в процессе совместной
деятельности. Здесь проявляется их способность
сотрудничать, помогать друг другу, координировать
свои действия, согласовывать их. Отсутствие
навыков и умений общения или недостаточная
их сформированность отрицательно сказываются
на развитии личности. 3. Перцептивная
сторона общения характеризует процесс
восприятия людьми других людей, процесс
познания их индивидуальных свойств и
качеств. Коммуникативная, интерактивная
и перцептивная стороны общения в их единстве
определяют его содержание, формы и роль
в жизнедеятельности людей.
Основными
механизмами восприятия и познания
друг друга в процессах общения
являются идентификация, рефлексия
и стереотипизации. В различных ситуациях
общения, иногда возникают барьеры, которые
способствуют непониманию. Барьеры общения
— психологическое состояние, переживаемое
человеком как неадекватная пассивность,
препятствующая общению. Вданной работе
мы рассмотрели барьер отрицательных
эмоций, восприятия, речи, установки, взаимопонимания,
первого впечатления. Рассмотрели ошибки,
возникающие при формировании первого
впечатления, и изучили факторы превосходства,
привлекательностии отношения к нам которые
влияют на формирование первого впечатления.
От положительного первого впечаления
взначительной мере зависит успех или
неуспех межличностного восприятия и
в свою очередь на дальнейшее общение
и его понимания.
Список использованной источников
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., МГУ, 1988.
2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
4. Выготский
Л.С. Избранные психологические исследования.
М., 1956.
5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества.
М., 1979.
6. Богомолов Н. Н. Доктрина "человеческих отношений". М., 1970.
7. Бодалев А. А. Личность и общество. М., 1983.
8. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Гроссмейстер общения. М., 1996.
9. Данилин К.Е. Формирование внутригрупповых установок и рефлексивной структуры группы // Межличностное восприятие в группе. М., 1981.
10. Добрович А. А. Общение: наука и искусство. М., 1997.
11. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.
12. Крижанская Ю. С., Третьякова В. Н. Грамматика общения. Л.,1990.
13. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.
14. Куницина В. Н. Стиль общения и его формирование. Л., 1985.
15. Морозов А. В. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2000.
16. Лукаш Е.Ю. Профессиональная этика: исскуства общения с людьми: Учеб. пособие.- Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002.
17. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1987.
18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
19Ильин И. П.Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006.
20. Ночевник М. Н. Психология общения и бизнес. М., 1995.
21. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.
22.Парыгин Б. Д.Социальная психология. : Питер,1999.
23.Пиз А. Язык телодвижений. Н. Новгород, 1994.
24. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992.
25. Ухтомский А.А. Избранные произведения. М.,1990.
26. Флоренский П. А. У водоразделов мысли. М., 1990.
27. Швальбе Б., Швальбс X. Личность. Карьера. Успех. М., 1993.
28. Ягер Дж. Деловой этикет: Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. М., 1994.
29. Яккока Л. Карьера
менеджера. М., 1990.
Приложение А
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЭМПАТИИ
Эмпатия (сопереживание), т. е. склонность к эмоциональной отзывчивости на переживания других людей, в процессе. Разработано несколько методик измерения уровня эмпатии.
Методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова
Инструкция
Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая (соглашаясь или нет) на каждое из 36 утверждений, оценивать ответы следующим образом: при ответе: «не знаю» — 0 баллов, «нет,, никогда» — 1, «иногда» — 2, «часто» — 3, «почти всегда» — 4 и при ответе: «да, всегда» — 5 баллов. Отвечать нужно на все пункты.
Текст опросника
1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
2. Взрослых
детей раздражает забота
3. Мне
нравится размышлять о
4. Среди
всех музыкальных телепередач
предпочитаю «Современные
5. Чрезмерную
раздражительность и
6. Больному человеку можно помочь даже словом.
7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.
9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
10. Раздраженное
состояние моих родителей
11. Я равнодушен к критике в мой адрес.
12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.
14. Если лошадь плохо тянет, ее надо хлестать.
15. Когда
я читаю о драматических
16. Родители относятся к своим детям справедливо.
17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.
19. Я
подолгу наблюдаю за
20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
22. В
детстве я приводил домой
23. Все люди необоснованно озлоблены.
24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
26. При
виде покалеченного животного
я стараюсь ему чем-нибудь
27. Человеку
станет легче, если
28. Увидев
уличное происшествие, я стараюсь
не попадать в число
29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
30. Люди
преувеличивают способность
31. Из
затруднительной конфликтной
32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.
33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники были так задумчивы.
35. Беспризорных
домашних животных следует
36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
Обработка результатов
Подсчитывается
сумма баллов. Но прежде нужно проверить
степень откровенности
Выводы
При сумме
от 82 до 90 баллов у человека очень
высокий уровень эмпатийности, от
63 до 81 балла — высокий уровень,
от 37 до 62 баллов — средний уровень,
от 12 до 36 баллов— низкий уровень, 11
баллов и менее — очень низкий уровень
эмпатийности.
Приложение
Б
Методика «Диагностика уровня эмпатии» В. В. Бойко
Описание методики
Методика
предназначена для оценки уровня
коммуникативной толерантности
личности - способности принимать
людей, позволять им быть такими, какие
они есть, со своими слабостями и недостатками,
принимать неудобства, доставляемые ими.
Коммуникативная толерантность - характеристика
отношений личности к людям, показывающая
степень переносимости ею неприятных
или неприемлемых, по её мнению, психических
состояний и поступков партнёров по взаимодействию.
Толерантность считается одним из важнейших
параметров социальной компетентности
личности, её адаптивности и зрелости.
Подстуктуры личности, обусловливающие
коммуникативную толерантность:
- интеллектуальная
- передаёт парадигму (образец,
тип, стиль) мыслительной
- ценностно-ориентационная вбирает в себя основные мировоззренческие идеалы конкретного человека, его жизненные ближайшие и отдалённые цели, интересы, оценки происходящего;
- этическая
- выражает нравственные нормы,
которых придерживается
- эстетическая - охватывает область предпочтений,
вкусов и чувств, особенности восприятия
человеком красивого и безобразного, возвышенного
и низменного, комического и трагического;
- эмоциональная - передаёт преобладающий эмоциональный спектр, в котором чаще всего находится данный человек;
- сенсорная
(чувственная) - вбирает особенности
чувственного восприятия мира
на уровне зрительного,
-нергодинамическая
- отражает энергетические
-алгоритмическая - однообразие воспроизводимости;
-характерологическая;
- функциональная.
Вам
предлагается оценить себя в девяти
предложенных несложных ситуациях
взаимодействия с другими людьми
Если вы согласны с данными утверждениями, ставьте рядом с их номерами знак«+», если не согласны — то знак «-».
Текст опросника
1. У
меня есть привычка
2. Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным.
3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.
4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев.
5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.
6. Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке.
7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете.
8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.
9. Моя интуиция — более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.
10. Проявлять
любопытство к внутреннему
11. Часто
своими словами я обижаю
12. Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состояния.
13. Я
редко рассуждаю о причинах
поступков людей, которые
14. Я
редко принимаю близко к
15. Обычно
за несколько дней я чувствую:
что-то должно случиться с
16. В
общении с деловыми партнерами
обычно стараюсь избегать
17. Иногда
близкие упрекают меня в
18. Мне
легко удается, подражая людям,
19. Мой
любопытный взгляд часто
20. Чужой смех обычно заражает меня.
21. Часто, действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку.
22. Плакать от счастья глупо.
23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.
24. Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов.
25. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей.
26. Я
могу оставаться спокойным,
27. Мне
проще подсознательно
28. Я
спокойно отношусь к мелким
неприятностям, которые
29. Мне
было бы трудно задушевно,
30. У
меня творческая натура —
31. Я
без особого любопытства
32. Я
расстраиваюсь, если вижу
чем интуицией.
34. Когда
друзья начинают говорить о
своих неприятностях, я
35. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.
36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей
Обработка результатов
Ниже приводятся шесть шкал с номерами определенных утверждений. Подсчитывается число ответов, соответствующих «ключу» каждой шкалы (каждый совпавший ответ, с учетом знака, оценивается 1 баллом), а затем определяется их общая сумма.
1. Рациональный канал эмпатии: + 1, +7, -13, +19, +25, —31;
2. Эмоциональный канал эмпатии: -2, +8, -14, +20, -26, +32;
3. Интуитивный канал эмпатии: -3, +9, +15, +21, +27, -33;
4. Установки, способствующие эмпатии: +4, -10, -16, -22, -28, -34;
5. Проникающая способность в эмпатии: +5, -11, -17, -23, -29, -35;
6. Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, -24, +30, -36.
Анализируются показатели отдельных шкал и общая суммарная оценка уровня эмпатии. Оценки на каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра (канала) в структуре эмпатии. Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя — уровня эмпатии. Суммарный показатель теоретически может изменяться в пределах от 0 до 36 баллов.
Значимость конкретного канала в структуре эмпатии
Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека — на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытий-ностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность.
Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими — сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством «вхождения» в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно.
Интуитивный канал эмпатии. Балльная оценка свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Интуиция, надо полагать, менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров.
Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, соответственно, облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии, вероятно, снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным • проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные, умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.
Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует информационно-энергетическому обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.
Идентификация — еще одно непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.
Выводы
При суммарном
уровне по всем шкалам 30 баллов и выше
— у человека очень высокий
уровень эмпатии; 29-22 — средний; 21-15
— заниженный; менее 14 баллов — очень
низкий.