Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:56, реферат
Идеи, развиваемые гештальт психологами, основывались на экспериментальном исследовании познавательных процессов. Необходимо подчеркнуть, что эта школа является одной из первых, которая существенное внимание обращала на разработку новых, объективных экспериментальных методов исследования психики. Это была и первая (и долгое время практически единственная) школа, которая начала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, так как метод психоанализа, используемый глубинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным.
I. Введение стр. 2
II. Понятие «гештальт». Целостный подход в гештальтпсихологии стр. 3
III. Основные теоретические положения
3.1 Принципы гештальта стр. 7
3.2 Гештальт качества стр. 7
3.3 Константы восприятия. Фигура и фон. стр. 8
IV. Понятие гештальт- терапии.
Ф. Перлз, как основоположник гештальт- терапии стр.10
V. Заключение стр.12
Список литературы стр.14
Приложение №1 стр.15
3.2 Гештальт качества
Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, завершенными структурами, с четко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта.
При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены — неважными, и наоборот, Фигура всегда важнее основы. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах).
Члены гештальта бывают различных рангов. Так, например, в круге: 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й — любая точка внутри круга. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы).
Качество „транспозитивности“ проявляется в том, что образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, или в картинах Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).
В качестве основного закона
группировки отдельных
Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой).
3.3. Константы восприятия. Фигура и фон.
Константность
размера: воспринимаемый размер объекта
остается постоянным, вне зависимости
от изменения размера его
Простейшее формирование восприятия заключается в разделении зрительных ощущений на объект – фигуру, расположенный на фоне. Выделение фигуры из фона и удержание объекта восприятия включает психофизиологические механизмы. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон.(Lamme 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон – отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.
Основной принцип подхода гештальт-психологии состоит в том, что анализ частей не может обеспечить понимание целого, поскольку целое определяется взаимодействием частей. Гештальт-психология выдвинула ряд предположений относительно того, как организм адаптируется, достигая оптимальной организации и равновесия. Один из аспектов этой адаптации состоит в том, что организм в данном поле делает свое восприятие значимым, различая фигуру и фон. Это поясняется известным гештальт-рисунком (ваза Рубина):
Если рассматривать белую фигуру на темном фоне, мы видим белую вазу; если рассматривать черную фигуру на белом фоне — две повернутые друг к другу головы в профиль. Этот феномен показывает, как организм выбирает то, что ему интересно и важно в каждый данный момент. Например, если человек испытывает жажду, то стакан воды, даже если его поместить среди его любимых яств, будет восприниматься как фигура на фоне еды. Таким образом, восприятие приспосабливается к удовлетворению потребностей. Когда жажда будет удовлетворена, восприятие фигуры-фона может измениться в соответствии со сменой доминирующей потребности.
Несколько позже К. Левин предложил так называемую «теорию поля». Согласно этой теории, человек с одной стороны, отграничен от окружающей его среды, а с другой стороны – неразрывно с ней связан. Организм и среда, таким образом, представляют собой поле, то есть целостность, совокупность взаимосвязанных элементов. При этом целостность снова оказывается больше, чем сумма составляющих ее частей. Поле – это не организм + среда. Поле – это организм + среда + все возможные взаимоотношения в этой системе. В поле все элементы взаимосвязаны друг с другом. Таким образом, рассматривать человека отдельно от его окружения не имеет смысла, как и рассматривать разные психические феномены человека отдельно друг от друга. Работы К. Левина и его учеников – исследования процессов групповой динамики, феномена незавершенных действий – оказали огромное влияние на развитие психологии в целом и гештальт-терапии в частности.
IV Понятие гештальт терапии. Ф. Перлз, как основоположник гештальт терапии.
Гештальтпсихология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Она выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальттерапии Ф. Перлза, который перенес идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.
Фредерик (Фриц) Перлз (1893-1970) родился в Берлине в мелкобуржуазной еврейской семье. Получив медицинское образование, он специализировался по психиатрии. В 1926 г. он работал в Институте военных мозговых травм в Берлине под руководством Курта Гольдштейна — одного из пионеров гештальт-психологии.
Получив из гештальт психологии представление об организме человека как целом, Перлз почувствовал, что психоанализу как раз не хватает холистического подхода, при котором индивид и его среда рассматриваются как постоянно взаимодействующие части поля. Это привело Перлза к акцентированию, в отличие от Фрейда, очевидного, а не вытесненного материала в понимании и проработке внутренних конфликтов. Перлз подчеркивает важность рассмотрения ситуации в настоящем, а не исследования причин в прошлом. Перлз полагал, что осознание человеком того, как он ведет себя в каждое мгновение, важнее для понимания себя и для способности измениться, чем понимание того, почему он ведет себя таким образом.
По мнению Перлза, основной целью гештальт-терапии является рост потенциала человека, или повышение его силы и возможностей путем процесса интеграции и развития. Генез эмоциональных нарушений и ограничений возможностей он видит в связи между индивидом и средой. Социально-культуральная среда создает разные концепции и модели желаемого поведения, а индивид, чтобы быть принятым, воспринимает различные элементы этих моделей и требований. Делая это, человек научается отказываться от своих чувств, желаний и потребностей, утрачивает связь с природой и руководствуется, главным образом, расчетом. Он играет перед собой и другими роли, не продиктованные истинными желаниями и переживаниями. Его раздирают внутренние противоречивые требования и ожидания. Он не умеет устанавливать контакт с самим собой и окружением и значительную часть своей активности уделяет поиску какой-либо опоры вне самого себя, поскольку не верит в способность самостоятельно справиться со своей жизнью.
В процессе терапии самым важным вопросом является мобилизация собственных ресурсов — учиться «стоять на собственных ногах», находить правильные формы связи с окружением. Основную идею концепции изменения индивида можно выразить в следующей формулировке: «Изменение наступает тогда, когда становишься тем, кто ты есть, а не тогда, когда пытаешься стать тем, кем не являешься». Это — главная идея гештальт терапии.
Гештальт психологи показали, что человек в процессе восприятия внешнего мира не воспринимает отдельные элементы действительности как изолированные и не взаимосвязанные, а организует их в целое или в гештальты, имеющие для него значение. По мнению Перлза, этот принцип создания гештальтов, или фигур, воплощающий стремление к дополнению, является не только основой процесса восприятия, но и универсальным принципом организации функционирования всех живых организмов. Все, что препятствует или прерывает создание или завершение этих фигур, является вредным для организма и приводит к возникновению так называемых незаконченных ситуаций, которые требуют завершения. Каждый аспект личности может создать такую фигуру, дополнение и завершение которой означает ассимиляцию и включение в целое. Если в процессе создания и завершения слишком много таких гештальтов оказываются заблокированными, то личность подвергается дезинтеграции. Сохранение равновесия в этой сфере является основой психического здоровья. Если человек испытывает нарушение этого равновесия, то возникает мотивация к изменению в собственном функционировании. Следовательно, в отличие от психоанализа, человек мотивируется не влечениями, а незаконченными ситуациями, или незавершенными гештальтами.
Фундамент гештальт терапии - это феноменология и диалог, направленные на то, чтобы увеличить сознание и сделать непосредственное переживание более ясным. Объяснения и интерпретации полагаются менее надежными, нежели то, что видится и воспринимается непосредственно.
V. Заключение
Идеи гештальтпсихологии сыграли положительную роль в разработке ряда важных проблем психологии. Они затронули восприятие, мышление, память, личность и межличностные отношения. Они также способствовали применению в области психологии полезных для нее теорий и понятий, заимствованных из естественнонаучных исследований. Они преобразовали старую интроспективную психологию, сделав ее более соответствующей достижениям естественных наук. Вместе с тем основные проблемы, породившие общий кризис психологической науки, гештальтпсихология так же, как и бихевиоризм, не решила, а только несколько снизила их остроту, привлекая внимание исследователей к новым интересным проблемам. Как целостная психологическая концепция гештальтпсихология не выдержала испытания временем.
В чем же причина, что гештальтизм перестал
соответствовать новым научным запросам?
Скорее всего, основная причина в том, что
психические и физические явления в гештальтпсихологии
рассматривались по принципу параллельности,
вне причинной связи. Гештальтизм претендовал
на общую теорию психологии, но на самом
деле его достижения касались исследования
одной из сторон психического, на которую
указывала категория образа. При объяснении же
явлений, которые не могли быть представлены
в категории образа, возникали огромные
трудности. Гештальтпсихология не должна
была разъединять образ и действие, образ
у гештальтистов выступал в виде сущности
особого рода, подчиненной собственным
законам. Методология, основанная на феноменологической
концепции сознания, стала препятствием
для подлинно научного синтеза этих двух
категорий.
Гештальтисты поставили под сомнение
принцип ассоциации в психологии, но их ошибка
была в том, что они разорвали анализ и синтез,
т. е. оторвали простое от сложного. Некоторые
гештальтпсихологи даже отрицали вообще
ощущение как явление.
Но гештальтпсихология привлекла внимание
к вопросам восприятия, памяти и продуктивному,
творческому мышлению, изучение которого
и является основной задачей психологии.
Однако даже сейчас можно говорить о влиянии этой школы на многие современные концепции. В исследованиях ученых этой школы были открыты почти все, известные в настоящее время свойства восприятия, доказано значение этого процесса в формировании мышления, воображения, других когнитивных функций. Впервые описанное ими образно-схематическое мышление позволило по-новому представить весь процесс формирования представлений об окружающем, доказало значение образов и схем в развитии творчества, раскрыв важные механизмы творческого мышления.
Список литературы
1. Соколова Е.Е. Общая психология.
Том 1. Введение в психологию
2. Анциферова
Л. И., Ярошевский М. Г. Развитие и современное
состояние зарубежной психологии.М.,1994.
3. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных
обезьян. М., 1999.
4. Коффка К. Основы психического развития.
М.-Л., 1984.
5. Петровский А. В., Ярошевский
М. Г. История и теория психологии. В 2-х
т. Ростов-на-Дону,1996.
6. Перлз Ф. Гештальт-подход
и Свидетель терапии.- М.: Либрис, 1996.-240с.
Приложение №1
Основные работы ведущих гештальт психологов:
Предмет и задачи исследования |
Основные результаты | |
М. Вертгеймер |
Исследование феноменов психического поля, законов, по которым оно образуется и реорганизуется |
Законы и свойства восприятия (законы гештальта), механизмы творческого мышления |
К. Коффка |
Изучение свойств, законов и развития восприятия |
Синтез психологии развития и гештальт-психологии, законы развития гештальтов |
В. Келер |
Изучение законов и развития образно-схематического мышления, изоморфности психического, психофизического и физического полей |
Инсайт, законы образно-схематического мышления |
К. Левин |
Исследование психологического поля личности и социального поля группы |
Структура и качества личности, уровни регуляции поведения, групповая дифференциация и виды лидерства |
Информация о работе Понятие «гештальт». Целостный подход в гештальтпсихологии