Понятие и общие характеристики общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 10:07, реферат

Описание

Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально – политические и эстетические чувства, складывается характер.
Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.
Цель данной работы – рассмотреть, какую роль общение играет в жизни человека, в его развитии, общение –как средство выживания среди людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………....3 стр.
1.Понятие и общие характеристики общения……………………………………………4 стр.
1.1 Понятия и виды общения…………………………………………………………. 4 стр.
1.2 Структура общения…………………………………………………………………8 стр.
1.2.1 Коммуникативная сторона общения…………………………………………9 стр.
1.2.2 Интерактивная сторона общения…………………………………………….11 стр.
1.2.3 Перцептивная сторона общения……………………………………………..12 стр.
2. Роль общения в жизни человека……………………………………………………….13 стр.
2.1 Значение общения………………………………………………………………….13 стр.
2.2 Сущность общения и факторы его определяющие………………………………14 стр.
Заключение………………………………………………………………………………...16 стр.
Список литературы………………………………………………………………………..17 стр.

Работа состоит из  1 файл

Реферат Общение.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………………....3 стр.

1.Понятие и общие характеристики общения……………………………………………4 стр.

     1.1 Понятия и виды общения…………………………………………………………. 4 стр.

     1.2 Структура общения…………………………………………………………………8 стр.

          1.2.1 Коммуникативная сторона общения…………………………………………9 стр.

          1.2.2 Интерактивная сторона общения…………………………………………….11 стр.

          1.2.3 Перцептивная сторона общения……………………………………………..12 стр.

2. Роль общения  в жизни человека……………………………………………………….13 стр.

     2.1 Значение общения………………………………………………………………….13 стр.

     2.2 Сущность общения и факторы  его определяющие………………………………14 стр.

Заключение………………………………………………………………………………...16 стр.

Список литературы………………………………………………………………………..17 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Взаимодействие  человека с окружающим его миром  осуществляется в системе объективных  отношений, которые складываются между  людьми в их общественной жизни.

     Общение – это одна из основных сфер человеческой жизни. Виды и формы общения очень разнообразны. В общении друг с другом на протяжении тысячелетий люди, представляющие разные поколения, обменивались информацией, накапливали, сохраняли ее. Благодаря такому общению люди имеют современные научные и житейские знания.

     Именно в процессе общения усваивается  опыт, накапливаются знания, формируются  практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в  процессе общения формируются духовные потребности, морально – политические и эстетические чувства, складывается характер.

     Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и  общества в целом. В процессе общения  складываются и реализуются как  личные, так и общественные отношения.

     Цель  данной работы – рассмотреть, какую роль общение играет в жизни человека, в его развитии, общение –как средство выживания среди людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие и общие  характеристики общения

    1. Понятие и виды общения

     Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. [1]

     Ввиду сложности и емкости термина общения толкование этого понятия зависит от исходных теоретических и критериальных  оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности.

     Понятие общение близко относится с понятием коммуникации. Акт общения анализируется по следующим компонентам:

  • адресант – субъект общения;
  • адресат – кому направлено сообщение;
  • сообщение – передаваемое содержание;
  • код – средства передачи сообщения, канал связи;
  • результат – что достигнуто в итоге общения.

     Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами. В общении выделяются: содержание, цель, средства, функции, формы.

     Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, например, пищи. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире: богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию. По содержанию общение может быть представлено как:

     Материальное - обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.

     Когнитивное - обмен знаниями.

     Деятельное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками. Иллюстрацией когнитивного и деятельного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передаётся информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

     Кондиционное - обмен психическими или физиологическими состояниями. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние, например, поднять настроение или испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счёте - оказать определённое воздействие на самочувствие друг друга

     Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении 

     Например, один человек желает добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определённая установка к действию, актуализировалась некоторая потребность и т. п.

     Цель  общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определённым действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей увеличивается. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

     По  целям общение делится на биологическое  и социальное.

     Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

     Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей. Назовем основные из них:

  • Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир;
  • Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта;
  • Инструментальное - общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения;
  • Целевое - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае – потребности в общении.

     В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

     Средства  общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Кодирование информации - это способ передачи её от одного к другому. Информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. Информация может передаваться и восприниматься людьми на расстоянии, через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движением другого или восприятие производимых им звуковых сигналов). У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это - язык и другие знаковые системы, письменность в её разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио – и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов общения человек намного опередил все известные нам живые существа.

     Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают  четыре основные функции общения. Сочетаясь, они придают процессам общения  конкретную специфику в конкретных формах.

  1. Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия;
  2. Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей;
  3. Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста;
  4. Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.
 

                 ОБЩЕНИЕ

             

По  содержанию По целям По средствам
материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)  
Биологическое
 
Непосредственное
когнитивное (обмен знаниями) Социальное Опосредствованное
кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)    
Прямое
мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)   Косвенное общение
 
деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Общение богаче, чем коммуникативный процесс. Оно связывает людей не только передачей информации, но и практическими  действиями, элементом взаимопонимания.

     Остановимся на анализе ещё одного важного специфического свойства межличностной коммуникации – его двухуровневой организации. В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном (неречевом) уровне.

Информация о работе Понятие и общие характеристики общения