Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 10:07, реферат
Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально – политические и эстетические чувства, складывается характер.
Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.
Цель данной работы – рассмотреть, какую роль общение играет в жизни человека, в его развитии, общение –как средство выживания среди людей.
Введение…………………………………………………………………………………....3 стр.
1.Понятие и общие характеристики общения……………………………………………4 стр.
1.1 Понятия и виды общения…………………………………………………………. 4 стр.
1.2 Структура общения…………………………………………………………………8 стр.
1.2.1 Коммуникативная сторона общения…………………………………………9 стр.
1.2.2 Интерактивная сторона общения…………………………………………….11 стр.
1.2.3 Перцептивная сторона общения……………………………………………..12 стр.
2. Роль общения в жизни человека……………………………………………………….13 стр.
2.1 Значение общения………………………………………………………………….13 стр.
2.2 Сущность общения и факторы его определяющие………………………………14 стр.
Заключение………………………………………………………………………………...16 стр.
Список литературы………………………………………………………………………..17 стр.
Термином «Социальная перцепция» исследователи, в том числе и в социальной психологии, называют процесс восприятия так называемых «социальных объектов», под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Однако этот термин не является для нашего случая точным.
Для того, чтобы более точно обозначить о чем идет речь в интересующем нас плане, целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии. Именно эти процессы непосредственно включены в общение в том его значении, в каком оно рассматривается здесь.
Но
кроме этого возникает
Общение имеет огромное значение в формировании человека, его развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к учению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее, остается биологическим существом в своем развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных
Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах развития. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно - до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.
Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в развитии и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая также выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже - на втором, третьем году жизни.
В
общении сначала через прямое
подражание, а затем через словесные
инструкции приобретается основной
жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми
он общается, являются для ребенка носителями
этого опыта, и никаким другим путем, кроме
общения с ними, этот опыт не может быть
приобретен. Интенсивность общения, разнообразие
его содержания, целей и средств являются
важнейшими факторами, определяющими
развитие детей.
2.2.
Сущность общения и
факторы его определяющие
Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Вот почему изучение этого сложнейшего психического феномена как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и только ему присущие характеристики, является актуальным для психологической науки.
Рассматриваемый нами вид общения - это всегда взаимодействие людей, при котором они познают друг друга, вступают в те или иные взаимоотношения и при котором между ними устанавливается определенное взаимообращение (имеется в виду поведение, выбираемое участниками общения). И если мы хотим постичь суть этого феномена, то должны анализировать его как систему <человек - человек> во всей многоаспектной динамике ее функционирования. Следовательно, объектом исследования при этом должно выступать само общение как целостный процесс, а не отдельные его участники, причем его необходимо изучить как монообъект, а затем как элемент социальной системы.
Для межличностного общения как монообъекта типична такая психологическая ситуация, когда его участники, вступая в контакты, преследуют вполне конкретные, более или менее значимые для каждого из них цели, содержание которых может быть одинаковым или различным в той или иной степени.
Взаимодействующие при этом личности удовлетворяют свою потребность в общении друг с другом, в обмене информацией и пр. Например, обсуждение двумя прохожими конфликтной ситуации, свидетелями которой они только что оказались, или общение при знакомстве молодых людей друг с другом.
В подавляющем большинстве
Особенности межличностного взаимодействия в любой общности в значительной степени обусловлены тем, как ее члены воспринимают и понимают друг друга, какой эмоциональный отклик преимущественно вызывают друг в друге и какой стиль поведения избирают.
Общности, к которым принадлежит человек, формируют эталоны общения, задают образцы поведения, которым личность приучается следовать повседневно при взаимодействии с другими людьми. Эти общности прямо воздействуют на развитие у него оценок, которые определяют восприятие им других людей, отношения и стиль общения с ними. Причем воздействие тем сильнее, чем авторитетнее общность в глазах человека. Следует также иметь в виду, что деятельность, реализуемая той или иной общностью людей, постоянно изменяется, а это неизбежно отражается на характере общения исполнителей, порой существенно его перестраивая.
Общение,
будучи одним из основных видов деятельности
людей, не только постоянно выявляет
существенные характеристики личности
как объекта и субъекта общения,
но и влияет на весь ход ее дальнейшего
формирования, в первую очередь на такие
блоки свойств, в которых выражается отношение
человека к другим людям и к себе. В свою
очередь, изменения, происходящие в людях
под давлением развертывающегося общения,
воздействуют в той или иной степени на
такие базисные свойства личности, в которых
проявляется ее отношение к различным
социальным институтам и общностям людей,
природе, общественной и личной собственности,
к труду.( Бодалев А.А. Психология общения,-
М.: Издательство <Институт практической
психологии>, Воронеж: НПО <МОДЭК>,
1996.-2
Заключение
Список
литературы