Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 21:48, курсовая работа
Понятие, субъект и роль конфликта. Причины и стадии развития политических конфликтов. Классификация политических конфликтов. Пути разрешения политических конфликтов.
Источником радикального конфликта являются противоречия между коренными политическими интересами и основными ценностями крупных социальных групп; источником частичного — противоречия между временными, неосновными интересами и ценностями конфликтующих агентов. Радикальные конфликты вовлекают в сферу противоборства большинство или все политические институты и значительные массы населения, в частичных конфликтах участвуют лишь некоторые институты и группы, части элит, соперничающие партии, заинтересованные в разрешении (или в не разрешении) конкретных проблем реформирования политических отношений и институтов. Радикальные конфликты разделяют общество на две основные противоположные политические силы; а частичные — вырастают из сплетения многих политических сил, действующих в рамках (по правилам) плюрализма.
Внутриполитические конфликты также подразделяются на режимные и легитимные:
- при
режимных конфликтах целью
- при
легитимных конфликтах часть
государства стремится
Для разрешения конфликта необходимы управление конфликтом и регулирование конфликта (конфликтный контроль), под которым понимаются разработка и применение системы мер, направленных на ограничение интенсивности и масштаба конфликта, его деэскалацию.
Политической практикой и теорией выработаны некоторые общие формы и способы предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов. В их числе — компромисс и консенсус.
Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные: первые навязываются сложившимися обстоятельствами; вторые заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил (на основе таких компромиссов создаются многообразные партийные блоки и политические коалиции).
Консенсус (лат. consensus — согласие, единодушие) — это соглашение значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях. В демократических системах обычно различают три объекта возможного соглашения:
1. конечные цели (свобода, равенство и т. д.), которые составляют структуру системы представлений;
2. правила игры или процедуры;
3. состав
правительства и
Эти три объекта могут быть трансформированы в три уровня консенсуса:
Первый уровень консенсуса — основной, он показывает, разделяет ли данное общество одинаковые ценностные представления и цели.
Второй уровень консенсуса — процедурный, он устанавливает правила игры, фиксируемые в конституциях.
Третий уровень консенсуса (в отношении политики и правительства) выдвигает на передний план параллель «власть — оппозиция». Несогласие по вопросам политики и оппозиция правительствам — это отношение к членам правительства, а не к форме управления.
Консенсус — универсальный принцип демократии, позволяющий разрешать и предупреждать противоречия и конфликты, снимать напряженность в обществе. Эффективность консенсуса зависит от участия в распределении вознаграждений, льгот, власти, благосостояния общества, уровня политической культуры.
Кризис
консенсуса обычно связывают с кризисом
отношений церковь —
Урегулирование конфликтов подразумевает:
- предупреждение
открытых форм проявления
- разрешение конфликтов, предполагающее устранение причин, вызывающих их;
- формирование
нового уровня отношений
Исходя из существующих трех основных направлений в урегулировании конфликтов, можно выделить три группы методов, облегчающих поиск мирного выхода из конфликта.
Первая группа — предупреждение насильственной стадии развития конфликта. К этим методам относятся ранняя диагностика конфликта и выявление его причин, с тем чтобы не допустить его дальнейшего разрастания. Для этих целей часто используются стандартизированные процедуры, основанные на отслеживании конфликтных отношений с помощью ЭВМ. Однако основной акцент делается на развитие институтов и механизмов предупреждения насильственных форм развития конфликтов, т. е. на создание широкой сети государственных и негосударственных консультационных служб. Важнейшая роль принадлежит системе образования, телевидению и радио.
Вторая группа — разрешение противоречий, вызвавших конфликт. Согласно Дж. Бертону, первым предложившему систему методов, нацеленных на устранение причин возникновения конфликтов, разрешение конфликта должно основываться на изменении глубинных структур. Правильно организованное общение между социальными группами, находящимися в конфликте,— основной метод этой группы. Необходимо изменить характер восприятия и посредством этого изменить отношения сторон Друг к другу. Методы, используемые Бертоном и его коллегами, включают в себя Т-группы, ориентированные на снятие ложной идентификации с группой только по национальному признаку; а также предполагают специально организованные встречи и дискуссии между конфликтующими группами и т. п.
Третья группа — снижение уровня противостояния сторон, отказ каждого участника от односторонних действий и переход к поиску совместного решения проблемы. Эта группа методов включает в себя многие приемы, которые предполагают перевод конфликта в рациональный план. Считается, что лишь очень немногие конфликты по своей природе являются конфликтами с нулевой суммой, т. е. когда все интересы сторон полностью противоположны. И если конфликт даже близок к такому, необходимо, чтобы участники через включение дополнительных вопросов, или, наоборот, исключая ряд из них, сделали конфликтную ситуацию носящей ненулевой характер. Другие способы добиться этого — диверсифицировать ценности и цели, т. е. сделать так, чтобы группы стремились к непересекающимся целям; либо сформировать цели более высокого порядка, позволяющие объединиться ради их достижения. Во всех этих случаях конфликт становится ситуацией с ненулевой суммой.
Есть и другие методы снижения напряженности, в том числе и с использованием силового давления. Так, в международных отношениях к участникам конфликта применяют санкции, чтобы побудить их к поиску мирных средств решения проблемы.
Основная проблема в использовании методов, ориентированных на поиск взаимоприемлемого варианта решения, заключается в том, что стороны не обязательно ведут себя рационально в конфликте и не всегда готовы к компромиссам ради достижения согласия. Именно для этой группы методов разрабатывается технология ведения переговоров и осуществления посреднических услуг.
Урегулирование предполагает снятие остроты
противоборства сторон с целью избежания
негативных последствий конфликта. Однако,
причина конфликта не устраняется, тем
самым сохраняется вероятность нового
обострения уже урегулированных отношений.
Разрешение конфликта предусматривает
исчерпание предмета спора, изменение
ситуации и обстоятельств, которое бы
приводило к отношениям партнерства и
исключало бы опасность рецидива противостояния.
Примирение на основе принуждения, в основе
которого:
- явное превосходство сил и ресурсов с
одной стороны и их дефицит с другой;
- изоляция одной из сторон, понижение
ее статуса, а также другие состояния,
свидетельствующие об ослаблении ее позиций,
о поражении;
- уничтожении противника, в результате
чего мир устанавливается в отсутствие
врага.
Наиболее распространенным методом
достижения примирения сторон являются
переговоры. В процессе переговоров стороны
обмениваются мнениями, что снимает остроту
противостояния, помогает понять интересы
оппонента, более точно оценить соотношение
сил, условия примирения, выявить суть
взаимных претензий, альтернативные ситуации,
ослабить «нечестные трюки» соперника.
Таким образом, переговорочный процесс
включает соблюдение специальных правил,
приемов, позволяющих каждой их сторон
добиться поставленных целей через принятие
решений, обеспечить их выполнение и воспрепятствовать
обострению постконфликтных отношений.
Переговоры – ритуал, отражающий соотношение
сил. Наиболее эффективным методом их
проведения является соглашение на основе
компромисса. Это особо актуально в тех
случаях, когда срыв переговоров будет
иметь для конфликтующих сторон неблагоприятные
последствия.
Мирное разрешение конфликта включает
такие пути и методы:
- достижение компромисса на основе сохранения
исходных позиций;
- соглашение, основанное на взаимных уступках;
- истощение ресурсов одной или нескольких
сторон, что делает невозможным продолжение
конфликта;
- обретение в процессе противоборства
взаимоуважения сторон, понимания прав
и интересов соперника.
Наиболее эффективным является
комплексное применение различных методов
в зависимости от конкретных условий и
характера конфликта.
Существуют четыре способа разрешения конфликтов:
- соглашение
в результате совпадения
- соглашение
в соответствии с
- соглашение, навязанное одной из сторон конфликта;
- застарелый
конфликт теряет свою
В литературе по конфликтологии выделяются четыре возможных варианта разрешения конфликта между противостоящими сторонами А и Б:
- А выигрывает за счет Б;
- Б выигрывает за счет А;
- обе
стороны оказываются в
- обе
стороны оказываются в
Выбор пути разрешения конфликта всецело зависит от конфликтующих сторон, но нельзя не учитывать и сопутствующие факторы: наличия в обществе равновесия сил, соответствующего исторического опыта, гласности, институциональных условий для консультаций и переговоров.
Один из ведущих представителей англосаксонской политологии Д. Аптер, исходя из теории равновесия общества, считает, что существуют три степени развития общественных конфликтов: столкновение предпочтений (кооперация); столкновение интересов (конкуренция); столкновение основных ценностей (подлинный конфликт).
По
мнению Аптера, задача состоит в
том, чтобы трансформировать конфликты
ценностей в конфликты
1. согласие
с правилами ведения
2. недопущение идеологизации конфликта, т. е. введения его во все более широкий и глобальный ценностный контекст;
3. «расщепление» каждой из сторон конфликта для выявления его реальных причин и нахождения более верного пути к его разрешению.
Е. Нордлинжер обосновал шесть основных принципов, которые необходимо использовать для успешного урегулирования политических конфликтов: