Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 21:48, курсовая работа
Понятие, субъект и роль конфликта. Причины и стадии развития политических конфликтов. Классификация политических конфликтов. Пути разрешения политических конфликтов.
История показывает немало примеров трагедий, когда процветающая держава оказывалась порабощенной воинственным и менее развитым соседом. И тогда гибла самобытная культура, утрачивал былую славу народ, еще недавно могущественный и исполненный достоинства.
Другие государства рассыпались в прах когда ни одна чужеземная сила была не в состоянии посягнуть на их могущество. Они падали жертвами внезапных бунтов и волнений. Серая, смутная толпа рушила все, что в недавнем прошлом было под неприкасаемым авторитетом Власти.
Многие
ученые пытались найти объяснение подобным
явлениям, объявляя причинами или
порочность и глупость властей, или
высшую справедливость угнетенных
народных масс, сводя глобальное
явление к какому-то кругу первопричин,
к тому же редко созерцаемых глазами
беспристрастного наблюдателя. Поэтому,
опираясь на постулаты вездесущей философии
можно последовательно и однозначно
поставить под сомнение правильность
всех известных теорий о причинах, порождающих
государственные катаклизмы.
Конфликт – объективно-субъективное явление,
состояние, реальность, присущие общественным
отношениям. Тезис о всеобщей гармонии
интересов – один из многочисленных мифов.
Глубинная причина конфликтов в обществе
– противостояние различных потребностей,
интересов, ценностей конкретных субъектов
политики, составляющих социальную структуру.
В основе противоборства конфликтующих
сторон – объективные противоречия (экономические,
социальные, политические, этно-конфессиональные,
идеологические, культурные и др.).
Наиболее острые конфликты происходят
между индивидами и социальными группами
в сфере политики. Политика, с одной стороны,
деятельность по предупреждению и разрешению
конфликтов: «Искусство жить вместе».
С другой стороны, политика – средство
провоцирования конфликтов, поскольку
она связана с борьбой за обладание властью.
Технология и практика управления конфликтами
определяются не только общими правилами,
но и социально-экономическим, политическим
состоянием общества, историческими, национальными,
религиозными и культурными особенностями.
Политический конфликт –
острое столкновение противоположных
сторон, обусловленное взаимопроявлением
различных интересов, взглядов, целей
в процессе приобретения, перераспределения
и использования политической власти,
овладения ведущими (ключевыми) позициями
во властных структурах и институтах,
завоевания права на влияние или доступ
к принятию решений о распределении власти
и собственности в обществе.
Субъектами политического конфликта могут
быть государство, классы, социальные
группы, политические партии, личности.
Наиболее общей причиной возникновения
конфликтов является неравное положение,
занимаемое людьми в обществе, разлад
между ожиданиями, практическими намерениями
и поступками людей, несовместимость претензий
сторон при ограниченности возможностей
их удовлетворения., Главный вопрос в конфликтах
– это кто и каким образом распоряжается
ресурсами, в чьих руках власть, позволяющая
одной группе людей распоряжаться деятельностью
других.
В процессе управления конфликтом важно
учитывать этап его формирования и развития.
Конфликт не возникает сразу. Причины
его накапливаются, зреют очень длительное
время. Объективно существующие противоречия
могут привести к конфликту лишь в случае
их осознания субъектами (лидерами, партиями,
группами и т.п.). Будущий конфликт зарождается
в атмосфере напряженности в отношениях
между оппозиционными сторонами, что свидетельствует
о наличии предмета спора и конкуренции,
несовпадении позиций. Это этап возникновения
конфликта. На данном этапе важно выявить
подлинные причины конфликта, тем самым
вскрыть противоречие, лежащее в его основе,
установить определенные нормы и правила
взаимодействия сторон. Такой анализ может
способствовать введению конфликта в
рамки, позволяющие контролировать его
ход и развитие.
Этап развития конфликта характеризуется
проявлением сил, поддерживающих конфликтующие
стороны или противостоящие им. Становятся
очевидными границы конфликта, его интенсивность
и напряжение. Особенно велико напряжение
конфликтов по поводу ценностей, связанных
с нравственностью, представлениями о
чести и достоинстве. Эффективность действий
властей на этапе развития конфликта определяется
их способностью законными методами обеспечить
снижение напряженности в отношениях
сторон и поворот их к примирению позиций.
Этап окончания конфликта – наиболее
сложная фаза, так как от результата окончания
противоборства зависит новая расстановка
сил в обществе. Возможны два варианта
окончания конфликта: достижение примирения
сторон либо их непримиримость, то есть
неразрешимость конфликта. Примирение,
в свою очередь, может носить характер
полного или частичного урегулирования
конфликта. Конфликт может разрешиться
сам собой, например, из-за утраты актуальности
предмета спора, усталости участников,
истощения ресурсов и т.п.
Главная причина политических конфликтов
в современной России связана со стратегией
и тактикой перераспределения государственной
собственности и власти, что определяет
их остроту и ведет к социально-экономической
и политической нестабильности и напряженности
во всех сферах общества. Социально-психологический
фон, на котором возникают и протекают
конфликты, характеризуют следующие факторы:
а) радикальные изменения в социальной
структуре общества, проявляющиеся в стремительной
дифференциации населения по уровню доходов
и идеологической ориентации;
б) деформация–смена системы ценностей,
распространение образцов западной культуры,
индивидуализма, культа силы и т.п.;
в) расширение поля социально-этнической
напряженности на базе конституционных,
территориальных и межнациональных противоречий;
г) отсутствие опыта пребывания в конфликте,
нетерпимость к инакомыслящим и инакодействующим,
радикализм сознания;
д) массовые нарушения заложенных в Конституции
прав и свобод, прежде всего социально-экономических
и на получение правдивой информации о
деятельности власти;
е) политизация армии, возможность превращения
ее в самостоятельную политическую силу
с целью наведения порядка или изменения
политического режима.
Политические конфликты в сегодняшней
России имеют такие особенности: во-первых,
это конфликты в сфере самой власти за
обладание реальными рычагами власти;
во-вторых, исключительно велика роль
власти в конфликтах, возникающих в неполитических
сферах, но которые так или иначе, прямо
или косвенно затрагивают основы существования
данной власти; в-третьих, государство
практически всегда выступает в качестве
посредника, арбитра.
Многочисленные конфликты и конфликтные
ситуации – реальность современного российского
общества. Их истоки обусловлены не только
становлением и развитием новых социально-экономических
и политических структур, но и недавним
прошлым, когда в течение продолжительного
времени господствующей в нашем обществе
была идеологическая установка на «бесконфликтность»,
гармоническое единство составляющих
его индивидов и социальных групп. Это,
естественно, способствовало формированию
отношения к конфликту как явлению, не
присущему советскому обществу.
В своем развитии социальный конфликт проходит три основные стадии: предконфликтную, непосредственно конфликта и разрешения конфликта.
Предконфликтная стадия. Характерной особенностью каждого конфликта в момент его зарождения является наличие объекта, обладание которым (или достижение которого) связано с фрустрацией (от лат. frustratio — обман, неудача) потребностей двух субъектов, втягиваемых в конфликт. Предконфликтная стадия — это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы (материальные ценности, информация, власть, престиж и т. п.), прежде чем решиться на агрессивные действия или отступить. В то же время происходят консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.
Когда все попытки достичь желаемого оказываются тщетными, индивидуум или социальная группа определяют объект, мешающий достижению целей, степень его «вины», силу и возможности противодействия. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией.
Иногда причину фрустрации трудно идентифицировать, тогда возможен выбор объекта для агрессии, который не имеет никакого отношения к блокированию потребности. Эта ложная идентификация может привести к воздействию на сторонний объект, ответному действию и возникновению ложного конфликта. Случается, что ложная идентификация создается искусственно, в целях отвлечения внимания от истинного источника фрустрации.
Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента, т. е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Действия, составляющие инцидент, могут иметь как открытый, так и скрытый характер.
Весьма характерно для стадии непосредственно конфликта наличие критической точки, при достижении которой конфликтные взаимодействия между противоборствующими сторонами достигают максимальной силы и остроты. После прохождения критической точки число конфликтных взаимодействий, их острота и сила резко снижаются, и дальше конфликт идет по нисходящей к своему разрешению или же к новому всплеску сил противостояния.
Разрешение конфликта. Внешним признаком разрешения конфликта выступает завершение инцидента. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие.
Разрешение
социального конфликта возможно лишь
при изменении конфликтной ситуации. Наиболее
эффективное изменение ситуации, позволяющее
погасить конфликт,- устранение причины
конфликта. Возможно также разрешение
социального конфликта путем изменения
требований одной из сторон: соперник
идет на уступки и изменяет цели своего
поведения в конфликте. Социальный конфликт
может быть также разрешен в результате
истощения ресурсов сторон, вмешательства
третьей силы, создающей перевес одной
из сторон, или, наконец, в результате полного
устранения соперника.
Несмотря на то, что каждый взятый в отдельности
конфликт уникален, он все равно несет
в себе некоторые общие черты, позволяющие
отнести его к тому или иному типу (классу,
виду). В основе типологии конфликтов может
быть:
- сходство причин, вызвавших конфликт:
социальная несправедливость, неравное
участие в принятии политических решений,
отчуждение от власти и политических институтов;
- сфера проявления: экономическая, социальная,
межнациональная, культурная, военная
и т.п.;
- уровень формирования и проявления: на
межличностном, групповом, региональном
и глобальном уровнях; на организационном
уровне – межпартийные, межинституциональные,
между существующей властью и общественными
силами, интересы которых не представлены
во властных структурах или представлены
в виде отрицания и подавления этих интересов,
внутри самой власти;
- время действия: затяжные, скоротечные.
Современные исследователи выделяют конфликты,
связанные с процессами модернизации
политических систем: конфликты цивилизационного
характера, а также конфликты потребностей,
интересов, ценностей и идентификации.
Определим основные виды политических
конфликтов в России:
- между законодательной и исполнительной
ветвями власти в процессе становления
института президентства;
-между элитами финансово-промышленных
групп;
-внутрипарламентский;
-между партиями;
-внутри государственно-
В современных условиях конфликты
в России – единственный реальный способ
выявления объективных противоречий,
возникающих в процессе реформирования.
Сложная политическая и социально-психологическая
ситуация в России не только определяет
в значительной степени содержание конфликтов
и формы их проявления, но и влияет на их
восприятие населением, элитами, действенность
применяемых средств регулирования. Не
разработаны конституционные основы и
правовые нормы разрешения конфликтов.
По этой причине и из-за отсутствия опыта
цивилизованного и легитимного управления
конфликтами чаще всего используются
силовые методы: не переговоры и компромисс,
а подавление противника. Конфликтные
по сути методы реформирования российского
общества продолжают создавать условия
для сохранения конфронтации. Отчуждение
населения от власти и политики не только
ведет к снижению легитимности господствующих
политических сил, но обусловливает нестабильность
функционирования политической системы
в целом.
Различают три основных типа политических конфликтов.
1. Конфликты интересов. Преобладают в экономически развитых странах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является «торг» вокруг дележа экономического «пирога» (борьба вокруг размеров налогов, объема социального обеспечения и т. д.); этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение («как это, так и то»).
2. Конфликты
ценностей. Характерны для
3. Конфликты
идентификации. Характерны для
обществ, в которых происходит
отождествление субъектом себя
с определенной группой (
В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты — государства и их коалиции), государственным (субъекты — ветви власти, политические партии и т. д.), региональным (субъекты — региональные политические силы), местным.
Внутриполитические конфликты разделяют на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные).
Субъектами позиционных конфликтов выступают политические институты, организации, осуществляющие власть и руководство в рамках данной системы (в разных ветвях государственной власти, институтах федеральной власти и субъектах федерации), но занимающие различные позиции. Предмет таких конфликтов — отдельные элементы политической системы и политики правящих кругов, не соответствующие в полной мере интересам и целям системы, отдельным группировкам правящих сил. Их разрешение ведет к частичным изменениям в политике властей; это частичные конфликты.
Субъектами оппозиционных конфликтов выступают, с одной стороны, властвующие элиты, выражающие их интересы партии, государственные институты, организации, лидеры, с другой — организации, представляющие подвластные массы, а также политически активные группы, выступающие против существующих порядков, господствующей политической власти. Предметом конфликта в данном случае являются существующая система государственной власти в целом, существующий режим. Конечный итог разрешения конфликта — смена политической системы, поэтому конфликты подобного рода называют радикальными.