Понятие и сущность конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:53, контрольная работа

Описание

Конфликтология как научная дисциплина сложилась в 50-60-х гг. ХХ в. в недрах западной политологии и социологии. Ее предметом стало объяснение процессов жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем посредством категории конфликта. Но при этом эволюция взглядов на сам конфликт имеет куда более продолжительную историю.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность конфликта 4
2. Эволюция научных воззрений на конфликт 8
Заключение 14
Список использованных источников 16

Работа состоит из  1 файл

1218 зачет конфликтология.doc

— 87.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 
 

 

        ВВЕДЕНИЕ 

     Конфликт — столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия-

     До  определенного времени практика обходилась без специальных знаний о конфликтах. Впервые предметом  научного познания стали конфликты  между государственной властью и обществом, отдельными социальными группами, что нашло выражение в учениях о демократии. Позже в круг интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этнонациональные, а затем межгрупповые и межличностные. Наконец, возникает потребность в систематическом анализе всех существенно значимых для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношениями гармонии и согласия. Она была продиктована самой природой современного общества, способного к нормальному функционированию и развитию, только будучи целенаправленно к регулируемым в основном сознательно управляемым.

     Конфликтология  как научная дисциплина сложилась  в 50-60-х гг. ХХ в. в недрах западной политологии и социологии. Ее предметом  стало объяснение процессов жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем посредством категории конфликта. Но при этом эволюция взглядов на сам конфликт имеет куда более продолжительную историю. 
 
 

 

      1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ  КОНФЛИКТА 

          Во многих трудовых коллективах периодически возникают те или иные конфликтные ситуации.

     Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) – это  противоречие между двумя или  более сторонами, т.е. конкретными  лицами или группами, когда каждая сторона уверена в своей правоте  и делает так, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне сделать то же самое1.

     Бытует  мнение, что конфликт – это явление  всегда нежелательное, что его необходимо избегать и немедленно разрешать, как  только он возникает. В действительности конфликты могут быть функциональными, приводящими к повышению эффективности деятельности организации, или дисфункциональными, приводящими к снижению группового сотрудничества и эффективности их деятельности. Точнее, конфликты могут выполнять как позитивные, так и негативные функции (таблица 1). Преобладание тех или иных функций конфликтов зависит в основном от управления ими.

     Таблица 1 – Функции (последствия) конфликтов

Позитивные Негативные
Разрядка  напряженности между конфликтующими сторонами Большие материальные, эмоциональные затраты на участие в конфликте
Большая расположенность сторон к сотрудничеству в будущем Рост текучести  кадров, снижение дисциплины, ухудшение морально-психологического климата в коллективе
Усиление  чувства причастности людей к решению проблемы и облегчение ею реализации Представление о другой группе как о враге
Выявление проблем до начала реализации решения Чрезмерное  увлечение конфликтом в ущерб  работе
Расширение  набора альтернативных вариантов решения проблемы Придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы
Получение новой информации об участниках и  мотивах конфликта, о возможных  оппонентах Уменьшение  или прекращение сотрудничества между участниками конфликта
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом Усиление враждебности между конфликтующими сторонами
Стимулирование  к изменению и развитию Сложное восстановление деловых контактов («шлейф конфликта»)
Снижение  синдрома покорности у подчиненных Усиление непродуктивной конкуренции с другими группами
  Представление о своих целях как положительных, а целях другой стороны – как  отрицательных

         

           Существует четыре основных типа конфликтов2:

     - первый тип – внутриличностный конфликт. Он может принимать разные формы. Одна из наиболее распространенных его форм – это ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Например, заведующий секцией магазина требует, чтобы продавец все время находился в отделе, предоставлял покупателям информацию и оказывал услуги. Позже он высказывает недовольство тем, что продавец тратит много времени на обслуживание покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела товарами. Другая ситуация: непосредственный начальник – заведующий отделом дал указание товароведу ускорить проверку качества обуви, а руководитель по качеству настаивает на улучшении проверки качества обуви путем замедления технологического процесса. Оба примера свидетельствуют о том, что исполнителям давались противоречивые задания и от них требовали взаимоисключающих результатов. В первом случае конфликт возник в результате противоречивых требований, предъявляемых к подчиненному, во втором – из-за нарушения принципа единоначалия. В ряде случаев внутриличностный конфликт, происходящий внутри индивида, по природе является конфликтом его целей или взглядов. Конфликтом целей он становится в том случае, когда индивид выбирает и пытается достигнуть взаимоисключающих целей. Конфликтом взглядов он становится, когда индивид признает несостоятельность своих мыслей, ценностей и поведения в целом;

     - второй тип – межличностный конфликт (наиболее распространенный). Руководителям часто приходится отстаивать интересы коллектива (распределение ресурсов, время использования оборудования и т. д.). Причем каждый считает, что должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему. Также может быть столкновение двух специалистов за осуществление своих проектов. Возможен и конфликт между двумя кандидатами на одну вакансию (должность), а также между отдельными личностями с различными чертами характера, взглядами и ценностями;

     - третий тип – конфликт между личностью и группой. Например, неформальная группа устанавливает нормы поведения. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым в эту группу. Однако, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, в этом случае может возникнуть конфликт. Конфликт может возникнуть и на почве должностных обязанностей. Руководитель бывает вынужден принимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными у подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар – изменить отношение к руководителю;

     - четвертый тип – межгрупповой конфликт, т.е. между группами (формальными и неформальными), а также между профсоюзом и администрацией. Функциональные группы нередко конфликтуют друг с другом из-за различия целей. Например, в отделе сбыта, ориентированном на покупателя, всегда должны быть большие товарные запасы для выполнения заказов, что, в свою очередь, ведет к увеличению затрат и, как следствие, противоречит интересам финансового и других отделов.

     Конфликты на практике имеют разную продолжительность  – от нескольких дней до нескольких лет. Последние подчас имеют вялотекущий характер, временами усиливающийся. 
 

 

      2. ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ  ВОЗЗРЕНИЙ НА КОНФЛИКТ 

     В Древние времена наибольшего  внимания заслуживают воззрения  древнекитайских мыслителей. Особое место среди них принадлежит  Конфуцию (551-479 гг. до н.э.), одному из первых китайских философов. Его философские, в том числе конфликтологические, идеи развивались древними китайскими мыслителями на протяжении    многих    веков.    Взгляды    на    проблему конфликта   мы находим в многочисленных нравственных заповедях Конфуция. Вот одна из них: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды». Источник конфликтов мыслитель усматривал в делении людей на «благородных мужей», (образованных, грамотных и воспитанных людей) и простолюдинов («малых людей»). Необразованность и невоспитанность простолюдинов ведет к нарушению норм человеческих взаимоотношений, к нарушению справедливости. Для благородных мужей основу взаимоотношений составляет порядок, а для малых людей – выгода.

     Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной философии, в рамках которой была впервые предпринята попытка рационального постижения мира. Античные взгляды на проблему конфликт строились на основе философского учения о противоположностях, например, согласно Гераклиту (около 520-460 гт до н.э.), конфликт является всеобщим и универсальным методом развития. По его словам, «противоположное соглашается, а из несогласного появляется самая прекрасная гармония»3.

     Анализируя  античные взгляды на проблему конфликта, важно обратить внимание на то, что многие мыслители того периода соотносят их с контекстом социальных явлений, не только выявляя причины различных столкновений (конфликтов), но и давая оценку с точки зрения социальных последствий. Так, например, у Гераклита мы находим: «Война-отец всего и всего царь. Одними она определена быть богатыми, другим – простыми людьми, одних сделала рабами, других – свободными». В отличие от Гераклита, по сути дела оправдывавшего войну. Платон (около 427 - 347 г.г до н.э.)   осуждал   ее. рассматривая   как   величайшее   зло.

     Аналогичной оценки войны как самого острого  социального конфликта придерживался  и другой великий мыслитель Древней Греции – Демокрит (около 460-370 гг. до н.э.). Он говорил: «Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны...».

     Но  не только война как социальный конфликт попадает в поле зрения античных мыслителей. Интересные конфликтологические идеи, связанные с государственным  устройством, можно найти и у Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), который утверждал, что государство является инструментом примирения людей. Человек вне государства, по его мнению, агрессивен и опасен. Не меньший интерес представляют социально-этические и правовые идеи Демокрита, который указывал, что «законы не запрещали бы каждому жить по своему вкусу, если бы каждый не вредил один другому, ибо зависть способствует началу вражды».

     Важнейшей особенностью конфликтологических  идей, получивших свое развитие во взглядах средневековых мыслителей, явилось то. что в основном они носили религиозный характер. Для подтверждения данного тезиса можно обратиться к мысли Аврелия Августина (354-430 гг.) о единстве человеческой и божественной истории, протекающей одновременно в противоположной и неразделимой сферах. Эта противоположная и неразделимая история представляет собой вечную битву двух царств (градов) - божьего и земного. Во многом схожи с взглядами Августина конфликтологические идеи другого известного мыслителя Средневековья - Фомы Аквинского (1225-1274 гг.). Эти взгляды можно обнаружить в его рассуждениях о царстве философского   познания   и   богословия,   о   светской   и духовной власти, о человеческом бытии и Боге и многих других.

     Существенной  особенностью взглядов мыслителей эпохи  Возрождения на проблему конфликта  является то, что они сформировались в результате развития на более высоком  уровне идеи древнегреческой философии  о величии человеческого разума, о его роли в познании окружающего мира. Освобождая восприятие человеческих проблем от власти религиозного сознания, философы той эпохи придавали подобным проблемам земной смысл. Анализируя взгляды выдающихся мыслителей этого периода - Николая Кузанского (1401-1464 гг.). Николая Коперника (1473-1574 гг.), Джордано Бруно (1548-1600 гг.) и Николо Макиавелли (1469-1527 гг.), важно обратить внимание на то, что многие из них подвергались репрессиям со стороны церкви, находились с ней в состоянии острейшего конфликта. Вместе с тем они верили в силу человека, его разум и гармонию, способность преодолеть социальные конфликты4.

     При анализе конфликтологических взглядов мыслителей Нового времени и эпохи  Просвещения важно уяснить социально-культурные условия и общественный уклад  того времени. Прежде всего, это была эпоха не только мощного экономического, но и исключительно культурного подъема европейских стран. Все это создавало предпосылки к системному подходу в познании явлений окружающего мира и. в том числе, в изучении конфликтов. Наиболее характерные для рассматриваемого периода взгляды на конфликт содержались в работах Фрэнсиса Бэкона (1561-1626 гг.), Томаса Гоббса (1588-1679 гг.), Жан-Жака Руссо (1712-1626 гг.), Адама Смита (1723-1790 гг.) и другие. В частности, Бэкон один из первых применит системный подход в анализу причин социальных конфликтов. Интересна в этом смысле концепция Гоббса о естественном состоянии общества как «войне всех против всех».

     Первая  половина XIX века. На этом этапе развития конфликтологической мысли особую ценность представляют взгляды представителей классической немецкой философии - Иммануила Канта (1724-1804 гг.), Георга Гегеля (1770-1831 гг.), Людвига Фейербаха (1804-1872 гг.) и других. Обращаясь к взглядам выдающихся мыслителей первой половины XIX века, важно акцентировать внимание на их глубоких философских рассуждениях о самых острых социальных проблемах того времени. В частности, таковой являлась проблема войны и мира. Интересными в этом смысле представляются идеи Канта («О вечном мире»), Гегеля («О войне как средстве нравственного очищения народов») и другие.

     Вторая  половина XIX - начало XX века. Обращаясь  к указанному периоду эволюции конфликтологической  мысли, важно понять, что он занимает исключительное место в становлении  конфликтологии как самостоятельной теории, которое обусловлено следующими факторами:

Информация о работе Понятие и сущность конфликта