Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:16, контрольная работа
В результате восприятия у человека появляется образ восприятия, то есть образ объекта или явления окружающего мира в момент контакта с ним человека. В основе образа восприятия всегда лежат ощущения, однако образ восприятия не является просто суммой ощущений, образ восприятия является целостным и осмысленным.
Глава 1 Обзор литературы
1.1. Понятие и сущность восприятия.
Восприятием называется психический процесс отражения предметов или явлений действительности, действующих в данный момент на наши органы чувств.
Восприятие – это отражение комплексного раздражителя.[4]
В результате восприятия у человека появляется образ восприятия, то есть образ объекта или явления окружающего мира в момент контакта с ним человека. В основе образа восприятия всегда лежат ощущения, однако образ восприятия не является просто суммой ощущений, образ восприятия является целостным и осмысленным. Так, например, человек слышит шум за окном, в основе этого образа восприятия будут лежать звуковые ощущения, но человек слышит не просто набор звуков определенной частоты, он может назвать характер шума, исходя из своего личного опыта, что это за шум: шум дождя или шум листвы, шум проехавшей машины или разбившегося стекла.[2]
Восприятие (или перцепция) – это совокупность процессов, с помощью которых у человека формируется его собственная модель объективно существующего внешнего мира. Знание об окружающем предмете человек начинает получать при первом контакте с ним, при этом сначала формируются образы ощущений, а на их базе – образы восприятия. Ощущение и восприятие – это два звена в целой цепочке познания мира, другими звеньями являются память, мышление и т.д. Все эти процессы неразрывно связаны, но каждый имеет свои особенности. Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах предмета (острое укололо, горячее обожгло, яркое ослепило), то восприятие дает целый образ предмета или явления. Например, при восприятии груши человек получает не отдельные изолированные зрительные, вкусовые, обонятельные и другие ощущения, а единый образ груши, с присущими ей формой, цветом, запахом, вкусом и т.д. [2]
Восприятие тесно связано с той деятельностью, которую выполняет человек, поэтому важной составной частью восприятия являются движения: глаза – рассматривающего предмет, руки - ощупывающие предмет, движение головы в сторону звука и прочее.
Поскольку восприятие требует
объединения основных существенных
признаков и сопоставления
Действия человека по опознанию предметов или явлений называют перцептивными действиями. Выделяют четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным свойствам.
Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия – различение, или собственно восприятие. Конечный результат её – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.
Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.
Идентификация есть отождествление
непосредственно
Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики. [2,4]
При восприятии из всего набора свойств, которыми овладеет объект, выделяются наиболее существенные и сопоставляются с уже имеющимся прошлым опытом. Процесс восприятия объекта состоит из следующих перцептивных действий:
В результате перцептивных действий у человека формируется так называемый перцептивный образ. Этот образ тем сложнее, чем сложнее воспринимаемый объект, при этом перцептивные образы одних и тех же явлений у разных людей могут существенно отличаться. Это зависит как от индивидуальных особенностей людей, их опыта. Так и от закономерностей самого процесса восприятия, обстановки, в которой оно происходит. [2]
Современные взгляды на процесс восприятия имеют своими истоками две противоположные теории. Одна из них известна как теория гештальта (образа).
Приверженцы этой концепции считали, что нервная система животных и человека воспринимает не отдельные внешние стимулы, а их комплексы: например, форма, цвет и движение предмета воспринимаются как единое целое, а не по отдельности. В противоположность этой теории бихевиористы доказали, что реально существуют только элементарные (одномодальные) сенсорные функции, и приписывали способность к синтезу только головному мозгу. Современная наука пытается примерить эти две крайние теории. Предполагается, что восприятие изначально носит достаточно комплексный характер, но «целостность образа» все же является продуктом синтезирующей деятельности коры головного мозга. В принципе можно говорить о постепенном сближении этих подходов. [1,4]
1.2. Основные свойства и качества восприятия.
К основным качествам восприятия относят следующие:
1. Восприятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической деятельности человека. Эта способность называется апперцепцией. Когда мозг получает неполные, неоднозначные или противоречивые данные, он обычно интерпретирует их в соответствии с уже сложившейся системой образов, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий (по потребностям, склонностям, мотивам, эмоциональным состояниям). Так, люди, обитающие в круглых жилищах (алеуты), с трудом ориентируются в наших домах с обилием вертикальных и горизонтальных прямых линий. Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те предметы, перевернутое изображение которых, как знали люди, физически невозможно. Так, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только её зажигали, она виделась нормально ориентированной по вертикали, т.е. пламя было направленно вверх. Фактор апперцепции объясняет значительные различия при восприятии одних и тех же явлений различными людьми или одним и тем же человеком в разных условиях и в разное время.
2. Мир, в котором мы существуем, воспринимается нами не только как организованный, структурированный, но и как относительно устойчивый и постоянный. За сложившимися образами предметов восприятие сохраняет их размеры и цвет независимо от того, с какого расстояния мы на них смотрим и под каким углом видим. (Белая рубашка остается для нас белой и на ярком свету и в тени, но если бы мы видели только небольшой ее кусок через отверстие, она показалась бы нам в тени скорее серой). Эта особенность восприятия называется константностью. Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то им автомобили, пешеходы кажутся маленькими; в то же время строители. Работающие постоянно на высоте, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров. [1,4]
3. Предметность восприятия предполагает осмысленность и целостность образов. Предметы имеют не только цвет, форму, величину и т.д., но и определенное функциональное значение (ложка имеет не только цвет, размер и величину, но и назначение – столовый прибор). Результат восприятия зависит от того смысла, который вкладывается в этот образ восприятия данной конкретной личностью. Одна и та же музыкальная композиция по-разному будет воспринята музыкальным критиком, фанатом этой музыкальной группы и случайным слушателем.
4. Целостность восприятия является одной из важнейших его особенностей. Благодаря этому свойству мы воспринимаем предмет целиком, несмотря на отсутствующие элементы. Поэтому, если на картинке у домика будет отсутствовать часть крыши, окна и трубы, то мы все равно опознаем его как домик (недостроенный, разрушенный). Отдельные компоненты целого могут действовать одновременно или последовательно, но при этом объект или явление воспринимается как единое целое. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные, о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы. Впервые дни после операции они видят не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т.е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, они не видели целостные предметы. Постепенно через несколько недель у этих людей формируется зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики. [4]
5. Обобщенностью восприятия называют отнесение единичных объектов к определенному классу объектов, однородных с ним по какому-либо признаку.
6. Осмысленность восприятия обеспечивает осознание того, что именно воспринимается человеком, как воспринимаемое соотносится с его знаниями и прошлым опытом. Перцептивные образы всегда имеют для человека определенный смысл, даже при виде незнакомого предмета он пытается уловить в нем сходство со знакомыми объектами. Например, человек, далекий от техники, увидев конструкцию с лампочками, проводами и деталями различной формы, предположит, что это может быть научным прибором, частью механизма, сигнального устройства.
7. Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими, связанное с активностью и личным опытом человека. Так, два бывших спортсмена, один их которых был вратарем, а другой – нападающим, наблюдая спортивную игру, будут воспринимать её по-разному, обращать внимание на разные ситуации, детали, события. [2,5]
Наряду с рассмотренными выше характеристиками у восприятия есть свойства, которые определяют его продуктивность (эффективность) и характеризуют качество и надежность перцептивной деятельности:
1.3. Виды восприятия.
Восприятие можно классифицировать по самым различным основаниям.
В зависимости от особенностей объекта восприятия выделяют:
По преобладающей роли той или иной модальности в восприятии выделяют:
Восприятия бывают:
Если в качестве критерия выделяют длительность перцептивного процесса, то восприятие подразделяется на:
Существует также классификация видов восприятия по формам существования материи. Выделяется восприятие времени, восприятие движения и восприятие пространства, которые считаются особо сложными формами восприятия. [2,5]
В результате сочетания и взаимодействия различных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, вестибулярных) мы способны воспринимать особые формы существования материи – пространство, время и движение.
Восприятие пространства существует и функционирует у человека практически всегда, так кА сами образы восприятия ориентированы в пространстве. Восприятие пространства включает в себя в качестве точки отсчета оценку положения собственного тела, т.е. «схему тела».Зрительное восприятие пространственных свойств предметов включает такие пространственные характеристики, как направление, удаленность, величина, глубина, форма и объем. При удаленности предметов большое значение имеет взаиморасположение светотеней, которые зависят от расположения предметов. Пользуясь светотенями, человек определяет положение предмета в пространстве. При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами). Наиболее устойчивым и информативным признаком всего предметного мира является форма предмета. Восприятие формы требует выделение предмета из фона, для этого необходимо выделение контура (границы пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре).