Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:16, контрольная работа
В результате восприятия у человека появляется образ восприятия, то есть образ объекта или явления окружающего мира в момент контакта с ним человека. В основе образа восприятия всегда лежат ощущения, однако образ восприятия не является просто суммой ощущений, образ восприятия является целостным и осмысленным.
В целостном восприятии пространства помимо зрительных участвуют также слуховая, вестибулярная, обонятельная и другие сенсорные системы.
Восприятие движения – это отражение изменений положения предмета в пространстве и во времени, при этом воспринимается направление и скорость движения. При восприятии движения можно выделить восприятие:
Восприятие движения возможно только при взаимодействии комплекса анализаторов - зрительного, слухового, вестибулярного, двигательного и т.д.
Однако не всякое реальное физическое движение воспринимается, и, наоборот, человек видит движение там, где его нет в реальности (иллюзии движения). Примером является так называемое стробоскопическое движение, на принципе которого основано впечатление движения в кино, когда при быстрой смене неподвижных картин, отражающих фазы движения объекта, возникает иллюзия движения объекта. [2]
Восприятие времени. Сложность в объяснении того, как мы воспринимаем течение времени, заключается в том, что восприятие времени не имеет очевидного физического стимула. Конечно, физическое время, то есть длительность объективных процессов, легко может быть измерено, но длительность сама по себе не является стимулов в обычном смысле слова, то есть нет объекта, энергия которого воздействовала бы на некий рецептор времени (как это делают световые или звуковые волны). Пока не удалось обнаружить механизм, прямо или косвенно преобразующий физические интервалы времени в соответствующие сенсорные сигналы.
Самыми популярными
По времени возникновения восприятия подразделяются:
Существует тенденция
переоценивать отрезки времени
менее одной секунды и
Любопытно, что более коротким по времени кажется произнесение осмысленного предложения, чем набора бессмысленных слогов, произносимых столько же времени. Заполненный интенсивной деятельностью временной интервал кажется более протяженным; систематически переоцениваются (в продолжительности) интервалы, не заполненные значительными для человека событиями.
Мы осознаем длительность (так же как и пространство) лишь тогда, когда существует временной интервал между моментом пробуждения потребности и моментом её удовлетворения, то есть когда время мы воспринимаем кА препятствие. В противном случае мы не обращаем внимание на переживание нами времени. Отсюда следует основной закон восприятия времени, сформулированный Вундтом: «Всякий раз, когда мы обращаем свое внимание на течение времени, оно кажется длиннее». Никогда минута не покажется нам столь длинной, как тогда, когда мы следим за стрелкой часв, проходящей 60 делений.
Имеются большие индивидуальные различия в способности оценивать время. Эксперименты показали, что одно и то же время может пройти для десятилетнего ребенка в пять раз быстрее, чем для шестидесятилетнего человека. У одного и того же испытуемого восприятие времени чрезвычайно варьирует в зависимости от душевного и физического состояния. При подавленности или фрустрации время течет медленно. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительный период жизни, наполненный малоинтересными событиями, вспоминается как быстро прошедший. Протяженность времени меньше пяти минут при воспоминании обычно кажется больше своей величины, а более длинные промежутки вспоминаются как уменьшенные.
Наша способность судить о длительности времени позволяет образовать временное измерение – ось времени, на которой мы более или менее точно размещаем события. Текущий момент (сейчас) отмечает особую точку на этой оси, события прошлого размещаются до, а события ожидаемого будущего – после этой точки. Это общее восприятие отношений настоящего и будущего носит название «временной перспективы».
Основные механизмы восприятия пространства и времени имеют, видимо, врожденный характер. В процессе жизнедеятельности в определенных условиях они как бы надстраиваются над параметрами этих условий, но общие структурные элементы такой надстройки легко распадаются в качественно новых условиях. Ошеломляющие данные дали эксперименты с полной сенсорной изоляцией. Людей погружали в сосуд с водой при температуре комфорта, причем они ни чего не видели и не слышали, а покрытие на их руках препятствовало получению осязательных ощущений. Испытуемые вскоре обнаружили, что структура их поля восприятия начинала изменяться, все более частыми становились галлюцинации и самовнушение восприятия времени. Когда период изоляции заканчивался, обычно обнаруживалась потеря способности ориентироваться в окружающем мире. Эти люди оказывались неспособны различать формы объектов (шар и пирамиду), а иногда даже воспринимали эти формы в измененном виде (называли трапецию квадратом). Они видели изменение цвета там, где оно не происходили и т.п.
1.4. Индивидуальные особенности восприятия.
Знакомства с характеристиками процессов ощущения и восприятия приводит к пониманию того, что у разных людей они протекают неодинаково, в зависимости от возраста, личного опыта, профессии, индивидуальных особенностей и т.д. К наиболее характерным типологическим различиям относятся следующие:
1. Тип восприятия – описывающий и объясняющий. Одни люди в процессе восприятия обращают внимание на сам факт, а другие – на значение этого факта. Первых интересует главным образом описание, вторых – объяснение того, что они воспринимают.
2.
Объективный или субъективный
тип восприятия. Объективным называют
восприятие, отличающееся точностью
и детализацией, на которые не
влияют настроение, мысли и желания
человека. Человек с объективным
типом восприятия воспринимает
предметы и явления такими, какие
они есть, не привнося ничего
от себя и не прибегая к
догадкам и домысливанию. Субъективное
восприятие характеризуется
На
восприятие оказывает влияние
Аналитический
тип характеризуется
Синтетический
тип восприятия характеризуется
склонностью к обобщенному
При аналитико-синтетическом типе восприятия, который встречается чаще других, анализ и синтез в восприятии уравновешены. Что обеспечивает наиболее эффективное и адекватное восприятие предметов и явлений.
Для эмоционального типа восприятия характерны прежде всего собственные переживания по поводу воспринимаемого, а не сам воспринимаемый объект, поэтому очень часто восприятие является неполным.[2,3]
1.5. Нарушение восприятия
При резком физическом или эмоциональном
переутомлении иногда происходит повышение
восприимчивости к обычным
Галлюцинациями обычно называют восприятия, возникшие без наличия реального объекта (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи). Галлюцинации являются, как правило, следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними действительными впечатлениями, внутренними образами. Человеком, находящемся во власти галлюцинаций, они переживаются как истинно воспринимаемое, то есть люди во время галлюцинирования действительно видят, слышат, обоняют, а не воображают или представляют. Для галлюцинирующего субъективные чувственные ощущения являются такими же действительными, как и исходящие из объективного мира. [1]
Наибольший интерес вызывают обычно зрительные галлюцинации, отличающиеся необычным многообразием: видения могут быть бесформенными (пламя, дым, туман) или, наоборот, казаться более четкими, нежели образы реальных предметов. Зрительные галлюцинации могут быть и бесцветными, но гораздо чаще у них естественная или крайне интенсивная окраска, обычно ярко-красная или синяя. Видения могут быть подвижными или неподвижными, меняющегося содержания (стабильные галлюцинации) и постоянно меняющиеся в виде разнообразных событий, разыгрывающихся, как на сцене или в кино. Возникают одиночные образы (одиночные галлюцинации), части предметов, тела, толпы людей, стаи зверей, фантастические существа. Содержание зрительных галлюцинаций оказывает очень сильное эмоциональное влияние: может пугать, вызывать ужас, или напротив, интерес, восхищение, даже преклонение.
Предполагают, что галлюцинации возникают
при наличии гипнотической
От галлюцинаций следует отличать иллюзии. [4]
1.6. Иллюзии восприятия
Восприятие может быть ошибочным (иллюзорным). Иллюзия – это искаженное восприятие реально существующей действительности. [5]
Иллюзии восприятия при определенных условиях возникают у большинства людей и могут вызываться физическими, физиологическими и психологическими причинами. Примером иллюзии, вызванной физической причиной, может послужить восприятие ложки в стакане чая, кажущейся изломанной. В качестве иллюзии, вызванной физиологической причиной, может послужить раздвоение изображения предметов, если в момент восприятия надавить сбоку на глазное яблоко. Образцом психологических иллюзий может служить переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными (при условии объективного равенства длины отрезков), иллюзия стрелы (стрела с двумя расходящимися наконечниками кажется длиннее, чем стрела со сходящимися наконечниками, при фактическом равенстве длины). [2]
Чаще всего иллюзии
Иллюзия контраста – предмет кажется больше в соседстве с более мелкими предметами и меньше – при соседстве с более крупными объектами.
Иллюзии восприятия внешних объектов
могут существенно снижать
Ошибки восприятия носят субъективный характер и определяются целым рядом индивидуально-психологических, психофизиологических и профессионально-личностных причин. [2,5]
Иллюзии разделяются:
Аффективные (аффект – кратковременное, сильное эмоциональное возбуждение) иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным подавленным настроением. В этом состоянии даже весящая на вешалке одежда может показаться грабителем, а случайный прохожий – насильником и убийцей.
Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих; человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то его неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы по его адресу.