Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 22:03, доклад
Личность в философии выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе. Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и человека. Нас же интересует прежде всего психологическая трактовка личности. В психологии личность изучается разными от
1. Понятие
личности в философии,
Личность в философии выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе. Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и человека. Нас же интересует прежде всего психологическая трактовка личности. В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа. Разработка проблемы личности в общей психологии, как подчеркивает Б.Ф. Ломов, необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых процессах. Таким образом, личность в общей психологии – это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Дифференциальная психология делает акцент на изучении индивидуально-психологических особенностях личности и различиях между людьми, а социальная психология выводит структуру личности из структуры ее взаимодействия с другими людьми и социальным целым. Как отмечали Г. Линдслей и Е. Аронсон, задача социальной психологии состоит в том, чтобы «понять и объяснить как актуальное, воображаемое или предполагаемое присутствие других людей влияет на мысли, чувства и поведение индивида». При этом социальная психология изучает статус и социальные роли личности в различных общностях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, связи личностей в совместной деятельности. Существенный и ценный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психология труда, психология развития и ряд других. 2. Понимание предмета психологии личности в отечественной психологии (Б.Г. Ананьев, С.Л. Выготский, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн)
В отечественной психологии личность изучается с двух точек зрения:
Формирование личности, по Выготскому, представляет собой процесс культурного развития. Он писал, что можно поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность формируется в результате такого исторического развития, и сама по себе исторична. Показателем личности является соотношение натуральных и высших психических функций. Чем больше в человеке представлено культурное, тем сильнее выражен процесс овладения миром и собственным поведением, тем значительнее личность.
С.Л. Рубинштейном
Рубинштейн специально отмечает, что не
только деятельность влияет на личность,
но и личность, имея право на выбор, занимает
активную и инициативную позицию. Постановка
вопроса о связи сознания и деятельности
потребовала раскрытия того, как и где
образуется эта связь. Личность, по Рубинштейну,
является основанием этой связи. За кажущейся
простотой постановки вопроса о связи
сознания и деятельности стоит сложность
преодоления отрыва сознания от личности
и подстановки его на место личности.
На первых этапах развития отечественной
психологии введение понятия личностного
принципа было связано с преодолением
идей функционализма, преодоления отрыва
личности от сознания и деятельности.
На этом этапе основной акцент делался
на роли деятельности в развитии личности.
Чтобы перейти от представления о личности
как накопителе отдельных функций к исследованию
личности как таковой, нужно было определить
структуру личности. Личность как целое,
согласно С.Л. Рубинштейну, выражается
через триединство: чего хочет человек
(потребности, установки), что может (способности,
дарования), что есть он сам
(потребности и мотивы, закрепленные в
характере). Если раньше (в 30-40-е г.) понятие
личности использовалось для реализации
принципа единства сознания и деятельности,
то теперь (в 50-е г.) в работах "Бытие
и сознание", "Принципы и пути развития
психологии" оно соотносится с понятием
детерминизма. С помощью этого принципа
нужно было показать специфику психической
деятельности, не отрывая от связей с другими
явлениями материального мира. Сущность
детерминизма определяется Рубинштейном
через диалектику внешнего и внутреннего.
Личность рассматривалась как высший
уровень организации материи, как регулятор
сознания по отношению к деятельности.
Личность и ее психические свойства являются
одновременно и результатом, и предпосылкой
деятельности.
Важным моментом в исследовании личности,
по Рубинштейну, являются особенности
ее включения в более широкий контекст
- не только в деятельность, но и в жизнедеятельность.
Эта особенность выражается в понятии
"субъект жизни". Это - "личность
в более высоком плане". "Личностью
в подчеркнуто специфическом смысле этого
слова является человек, у которого есть
своя позиция, свое ярко выраженное сознательное
отношение к жизни, мировоззрение, к которому
он пришел в результате большой сознательной
работы"
Личность как субъект жизни имеет три уровня организации:
1) психический склад - индивидуальные
особенности протекания
2) личностный склад - качества характера и способности;
3) жизненный склад - нравственность, ум, умение ставить жизненные задачи, мировоззрение, активность, жизненный опыт.
Б.Г. Ананьев Как и в трудах других отечественных психологов, идея социальной детерминации личности занимает в концепции Ананьева одно из центральных мест. Социальный фактор рассматривается им опосредованно, через понятия социального статуса, социальной ситуации, образа жизни и проч. Он наиболее тщательно исследовал проблему индивидуального развития человека. В этой комплексной проблеме он выделял понятия индивида, личности, субъекта, человека. Личность рассматривается им как наиболее позднее образование по сравнению с индивидом. Это "связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения… предметной деятельности… Подобно тому, как начало индивида - долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, так и начало личности - долгий многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий на втором-третьем годах жизни человека" . Структура личности, например, организуется по двум принципам - субординационному, или иерархическому, при котором сложные социальные свойства подчиняют себе более элементарные, психофизиологические, и координационному, при котором взаимодействие свойств строится на паритетных началах. Проблема интеграции позволила Ананьеву включить психическое развитие в более широкий контекст - онто-, социо- и персоногенез.
4. Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность, субъект.
Термин «человек» наделяет любого представителя людского рода всей совокупностью характеристик, свойственных людям вообще. При этом у отдельно взятого конкретного человека некоторые из этих характеристик могут и отсутствовать. Этот термин не несет информации о том, имеется в виду бескорыстный или жадный, смелый или трусливый, общительный или замкнутый, вспыльчивый или выдержанный человек. Произнося слово «человек», мы лишь выделяем себя из многочисленных групп других живых существ.
С понятием «личность» дело обстоит сложнее. В христианстве, например, личность понимается как особая сущность, как синоним нематериальной души. В далекие времена слово «личность» связывалось с маской («личиной»), позволявшей актеру театра играть ту или иную роль на сцене. В научной психологии понятие «личность» появилось в начале XX в. Отсутствие единого мнения по обсуждаемому вопросу характерно и для современной психологии, хотя в отечественной психологии понятие личности наряду с такими понятиями, как «общение», «деятельность», «отражение», относится к базовым. Это обусловлено прежде всего сложностью понятия «личность». Личность человека находится в сфере влияния отношений самого различного характера (межличностных, производственных, политических, правовых и др. В результате сложилась ситуация, когда имеющиеся на данный момент определения личности не могут быть признаны полными, охватывающими все ее стороны. Каждое определение, учитывая какую-то одну, значимую сторону психики, оставляет в стороне другие. Именно поэтому каждое определение дает лишь приближенное представление о личности (ее модель), имеете с тем в рамках тех или иных взглядов каждая модель теоретически обоснована авторами и имеет право на существование. В большинстве случаев в понятие «личность» включают достаточно устойчивые и значимые качества человека, приобретаемые им в процессе деятельности и общения в среде себе подобных. Человек становится личностью, но не рождается ею. Природа создает человека, а личностью его делает общество. Понятие личности в психологии нейтрально в том смысле, что оно не несет в себе конкретной качественной оценки человека. Под личностью не следует понимать что-то сильное, активное, мужественное, выносливое и несгибаемое. Личность - это то, что принадлежит герою и преступнику, неудачнику и «везунчику», гению и бездарности. Это то, чего достигает человек в повседневном взаимодействии с окружающим его миром. Человек сам формирует свою личность.
Носителем личности является индивид. Это понятие рассматривает человека как единичное природное существо, как представителя человеческой общности, появившегося в результате исторического (филогенетического) и социального (онтогенетического) развития, как продукт синтеза врожденного и приобретенного. В повседневности под индивидом обычно понимают отдельного человека, обладающего свойствами, которые имеются у других людей, а также такими свойствами, которые у других отсутствуют.
В тех случаях, когда имеется необходимость подчеркнуть неповторимость личности, своеобразие индивида, используют термин «индивидуальность». Индивидуальность дает возможность провести четкое различие одного человека от другого. Это самая «прицельная» характеристика данного человека. Индивидуальность - это характеристика оригинальности, своеобразия личности в интеллектуальной, эмоциональной или в какой-либо другой сфере психической деятельности. В понятие «индивидуальность» включаются только те свойства индивида, которые выделяют его из среды других, делают его заметным. Ряд психологов подчеркивают неправомерность сведения индивидуальности человека лишь к его особенностям, заложенным в темпераменте, способностях и характере. По их мнению, индивидуальность вырастает из общей культуры человечества и обязательно включает в себя такие понятия, как «личная свобода», «личная ответственность», «проблема выбора» и «совесть».
Об индивидуальности можно говорить, когда человек осознает себя, чувствует свою неповторимость, планирует свое будущее, стремится более полно раскрыть и реализовать свои возможности. Именно осознание своей индивидуальности дает индивиду чувство личной свободы, неразрывно связанной с личной ответственностью за все принимаемые решения и поступки. Обычно индивидуальность ярко проявляется в какой-нибудь доминирующей стороне личности, «кричащей», о ее оригинальности. Индивидуальные особенности человека остаются «немыми», скрытыми до тех пор, пока человек не начнет действовать. Именно в активном состоянии проявляется его индивидуальность. Таким образом, индивидуальность можно рассматривать как личность «на марше жизни».
Диапазон разногласий по понятиям «личность» и «индивидуальность» можно свести к следующим противоположным друг другу тезисам:
- понятие «индивидуальность» шире, чем понятие «личность», ибо включает в себя все, что резко выделяет данного человека из множества других (здесь и генетически обусловленные особенности человека, и биологические свойства и качества, приобретенные в результате социального опыта);
-понятие «индивидуальность» уже, чем понятие «личность», ибо включает ограниченный набор природных свойств. Более того, чтобы индивид обрел индивидуальность, ему надо стать личностью, так как свою индивидуальную неповторимость человек может проявить только среди людей, т.е. там, где и рождается личность.
. Человек как
субъект. Человек всегда
Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:
Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента является зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Так, меланхолику труднее сформировать у себя смелость и решительность, чем холерику. Холерику сложнее выработать у себя сдержанность, чем флегматику; флегматику надо потратить больше сил, чтобы стать общительным, чем сангвинику и т.п. Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером. У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменяться возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо отметить также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляются социальные воздействия.
Информация о работе Понятие личности в философии, социологии и психологии