Понятие личности в философии, социологии и психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 22:03, доклад

Описание

Личность в философии выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе. Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и человека. Нас же интересует прежде всего психологическая трактовка личности. В психологии личность изучается разными от

Работа состоит из  1 файл

shpory_psikhologia_lichnosti.doc

— 653.50 Кб (Скачать документ)

Чарлз Кули

Первоначально точка зрения Кули заключалась в том, что индивид первичен по отношению к обществу. Однако позже он пересмотрел этот взгляд и в большей степени акцентировал роль общества, утверждая, что личность и общество имеют общий генезис и, следовательно, представление об изолированном и независимом эго - иллюзия (1912). Действия индивидов и социальное давление оказывают взаимное модифицирующее влияние. Позже произошел дальнейший сдвиг в основах этой теории, когда Мид пришел к выводу о том, что личность фактически определяется социальными условиями.

Экспериментально  можно показать, что главным ориентиром для Я-концепции является Я другого  человека, то есть представление индивида о том, что думают о нем другие. Как .неоднократно было показано, "Я-каким-меня-видят-другие" и "Я-каким-я-сам-себя-впжу" весьма сходны по своему содержанию. Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я. В 1912 году Кули предложил теорию "зеркального Я", утверждая, что представления Индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию.

Видимо, мало найдется таких людей, кому бы ни разу в жизни  не приходилось с предельной остротой осознать свое существование и спой собственный облик как нечто воспринимаемое другими. В сущности, в этом и проявляется предельно обостренное чувство Я. Человек, который находится перед лицом любой аудитории или которому приходится взаимодействовать с другими людьми, может обнаруживать различные признаки волнения, нервного напряжения, растерянности и т.п. Но эти эмоции в большей степени связаны с тем, "что они обо мне подумают", чем с реальной задачей взаимодействия. Такая концентрация .на том, как тебя оценивают, может иметь весьма серьезные последствия в деятельности учителей, актеров, журналистов и т.п.

Зеркальное Я  возникает на основе символического взаимодействия индивида с разнообразными первичными группами, членом которых  он является. Такая группам характеризующаяся  непосредственным общением ее членов между собой, относительным постоянством и высокой степенью тесных контактов между небольшим количеством членов группы, приводит к взаимной интеграции индивида и группы. Непосредственные отношения между членами группы предоставляют индивиду обратную связь для самооценки. Таким образом, Я-концепция формируется в осуществляющемся методом проб и ошибок процессе, в ходе которого усваиваются ценности, установки и роли.

Джордж Мид

В соответствии с концепцией "зеркального Я" Кули Мид считал, что становление человеческого Я как целостного психического явления, в сущности, есть не что иное, как происходящий "внутри" индивида социальный процесс, в рамках которого возникают впервые выделенные Джемсом Я-сознающее и Я-как-объект. Далее Мид предположил, что через усвоение культуры (как сложной совокупности символов, обладающих общими значениями для всех членов общества) человек способен предсказывать как поведение другого человекам так и то, как этот другой человек предсказывает наше собственное поведение. Мид полагал, что самоопределение человека как носителя тон или иной роли осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека. В результате в сознании человека возникает то, что Мид называл термином Me, понимая под этим обобщенную оценку индивида другими людьми, то есть "обобщенным (генерализованным) другим", иными словами, то, как выглядит в глазах других "Я-как-объект".

Мид считал, что Me образуют усвоенные человеком установки (значения и ценности), а I - это то, как человек в качестве субъекта психической деятельности спонтанно воспринимает ту часть своего Я, которая обозначена как Me.Совокупность I и Me образует собственно личностное, или интегральное, Я (Self).

I трактуется Мидом скорее как импульсивная неупорядоченная тенденция психической жизни индивида, почти аналогичная фрейдовскому бессознательному. Любое поведение начинается в качестве импульсивно реагирующего I, но далее развивается и заканчивается как Me, поскольку оказывается под влиянием социокультурных факторов. I дает импульс к движению психической жизни; Me направляет его в определенные рамки.

Мид (1934) объяснял развитие взаимной, межличностной перспективы  у ребенка игрой, причем такой, когда  ребенок сначала играет один, непосредственно имитируя других, а затем, когда им усвоены правила групповой игры, проигрывая роли участников воображаемого взаимодействия. Ролевая игра дает ему возможность опробовать (или по крайней мере приблизиться к этому) тип ответной реакции, вызываемом у других его действиями. Отсутствие такого репертуара присущих всем установок, чувств и действий может сильно ограничивать общение ребенка с другими людьми. Проигрывание ребенком роли "значимых других" остается именно проигрыванием роли, а не игрой в полном смысле этого слова (предполагающей партнеров) до тех пор, пока он не усвоит правил, которые и делают ее таковой, то есть пока он не научится управлять своим поведением, видя себя со стороны "генерализованного другого". В такой игре происходит усвоение ребенком важных деталей общей картины социального взаимодействия. Эти постепенные изменения в форме и характере игры сопровождаются развитием образного мышления, речевой деятельности и соответственно формированием Я-концепции. Происходит постепенная интериоризация социальных санкций, требований, норм и моделей поведения, которые преобразуются в индивидуальные ценности и включаются в Я-концепцию.

Так у индивида развивается способность реагировать  на самого себя, формируется установка  на себя, сообрази пая с отношением к нему окружающих. Человек ценит себя в той мере, в какой его ценят другие; он утрачивает свое достоинство в той мере, в какой испытывает отрицательное и пренебрежительное отношение к себе со стороны окружающих. Остается сделать вывод, к которому уже пришел в своей теории Кули: индивид воспринимает себя в соответствии с томи характеристиками и ценностями, которые приписывают ему Другие.

Человек для  Мида - не изолированное существо, не "одинокий остров", и психология дает многочисленные подтверждения тому, что именно общество обусловливает форму и содержание процесса формирования Я-концепции.

22. Я  – концепция в различных психологических  теориях: Феноменологический подход  К. Роджерса

Феноменологический подход К. Роджерса.

За подходом Роджерса, придающим особое значение эмпатическому пониманию субъективного мира конкретного человека, закрепилась слава «феноменологического». 
В гуманистических теориях подчеркивается, что на протяжении жизненного пути интринсивные качества претерпевают постоянные изменения. По мнению К. Роджерса, наше «Я» выполняет роль фокуса, в отношении к-рого организуются и достигают согласованности наши восприятия. В процессе постепенной ассимиляции переживаний эта система приобретает все лучшую и лучшую интеграцию, двигаясь в направлении от системы исключительно личного оценивания к «процессу непрерывного оценивания с позиций организма как целого». Роджерс описал то, что он считал оптимально функционирующим или, как он предпочитал наз., «полноценно функционирующим чел.». В противоположность подходу Маслоу, Роджерс сосредоточил свои усилия не на описании особенностей оптимально функционирующих людей, а на рассмотрении полноценного функционирования как непрерывно, день за днем совершающегося в жизни каждого чел. процесса. Его работы внесли существенный вклад в развитие области психотер., однако в них практически не уделялось внимания строгим эмпирическим исслед. здоровых индивидуумов за пределами терапевтической ситуации. Роджерс исходит из допущения, что каждый чел. обладает способностью актуализировать или реализовывать свой собственный природный потенциал. Ключ к этому заключается в сохранении данным чел. контакта со своими глубинными чувствами, к-рые Роджерс наз. организмическими переживаниями, или переживаниями на уровне целостного организма. О. ф. осуществляется в том случае, когда чел. оказывается способен отдавать себе полный сознательный отчет в том, что происходит на этом более глубоком, непосредственном, организмическом уровне. Чел. должен суметь развить систему представлений о себе или Я-структуру, к-рая способна оставаться конгруэнтной или находиться в гармонии с его собственными глубинными чувствами или переживаниями. 
Этот вид личностного развития может происходить наиболее легко в случае, когда данный чел. имеет в своем окружении др. людей, к-рые могут обеспечить «безусловно положительное отношение»: тип любви, принятия и понимания внутреннего бытия индивидуума. Это не что иное, как уважение внутренней системы координат конкретного чел. или его способа понимания мира. При наличии безусловно положительного отношения к чел. он может развить в себе целый ряд желательных качеств. Во-первых, он может стать открытым к широкому спектру переживаний без необходимости к.-л. образом защищаться и будет почти полностью сознавать эти переживания. Такой чел. будет способен проявлять гибкость и поддерживать состояние непрерывного роста и изменения. Это не только позволит ему четко осознавать свой опыт, но тж предоставит ориентиры для оценки этого опыта. Функцию ориентира в жизни может выполнять внутреннее Я чел.

23. Я  – концепция в различных психологических  теориях: Эпигенетическая теория  Э. Эриксона

Эпигенетическая теория Э. Эриксона.

Э. Эриксон начал  заполнение пробела в психодинамических  теориях развития личности, расширив их настолько, чтобы они охватывали всю жизнь чел. Предложенные им восемь стадий жизненного цикла описывают последовательность кризисов, каждый из к-рых отмечен приобретением составной части личности или овладением поведением, имеющими существенное значение в последующей жизни; дефицит, вызываемый неудачей в разрешении кризиса развития, если только он не компенсируется позднее, может мешать чел. жить полноценной жизнью. Эти психол. исходы соответствуют связанным с возрастом образовательным и соц. стадиям жизни: поступлению в школу, овладению школьной программой, выбору профессии, вхождению в мир труда, вступлению в брак и созданию семьи, выходу на пенсию и подведению итогов неизбежно заканчивающейся жизни. 
Теория развития Эрика Эриксона не только строится на принадлежащем Фрейду описании психосексуального развития, но и расширяет его в нескольких важных отношениях. Эриксон дает нам теорию психосоциального развития на протяжении всей жизни чел. и придает особое значение самостоятельному или бесконфликтному развитию адаптивного эго. Согласно Эриксону, в добавление к удовлетворению инстинктов, люди нуждаются в категоризации и интеграции опыта. Поэтому, для оптимального функционирования чел. необходимо достичь устойчивого чувства эго-идентичности — отчетливого чувства личной целостности и «непрерывности опыта». Процесс построения и интеграции личности, описываемый последовательностью из восьми стадий, продолжается всю жизнь и направляется эпигенетическим принципом, к-рый гласит: «Все растущее имеет исходный план развития, в соответствии с которым появляются отдельные части, — каждая имея свое время доминирования, — пока не образуется полный набор частей, чтобы составить способное к функционированию целое». Каждая стадия, от рождения до старости, характеризуется своим нормативным кризисом, неизбежно возникающим и требующим преодоления. Эти кризисы могут быть результатом интрапсихических конфликтов (первые пять соответствуют фрейдовским психосексуальным стадиям), но соц. контекст, в к-ром люди пытаются разрешить такие конфликты, тж может существенно разниться; т. о., по своему характеру — это психосоциальные кризисы. Разрешение каждого кризиса оставляет отпечаток на развивающемся чел. и вносит свой особый вклад в целиком сформированную личность. В идеале, однако, разрешение любого из этих кризисов не должно быть полностью односторонним; излишняя доверчивость или наивность, напр., могут помешать соц. адаптации. Признаком оптимального развития служит как раз смесь или гармоничное сочетание двух полярных вариантов разрешения психосоциальных кризисов. 
 
Предполагается, что последующие стадии психосоциального развития строятся в зависимости от результатов прохождения предыдущих (кумулятивный принцип). Кроме того, каждая стадия содействует формированию у развивающейся личности особой добродетели, такой напр., как надежда или вера. 1. Доверие против недоверия (младенчество). 2. Автономия против сомнения и стыда (раннее детство). 3. Инициатива против чувства вины (дошкольный возраст). 4. Трудолюбие против чувства неполноценности (школьный возраст). 5. Идентичность против диффузии (отрочество / юность). 6. Интимность против изоляции (молодость). 7. Генеративность против стагнации (средняя взрослость). 8. Целостность против отчаяния (зрелость).

25. Развитие личности. Критерии сформированности личности 
Развитие личности— процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в ходе социализации ребенок вступает во взаимодействие с миром, овладевая достижениями человечества. Формирующиеся в этом процессе способности и функции воспроизводят в личности исторически сформированные человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка реализуется в его деятельности при посредстве взрослых, поэтому процесс воспитания — ведущий в развитии личности. Опираясь на то, чему ребенок уже научился, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности, новыми формами и особенностями поведения. В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс вхождения человека в новую среду социальную и интеграции в ней как результат этого процесса. Когда индивид входит в относительно стабильную общность социальную, он при благоприятных обстоятельствах проходит три фазы личностного становления:1) адаптация — предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответственными средствами и формами деятельности, а потому в некоей степени уподобление индивида другим членам общности;2) индивидуализация — порождается обостряющимися противоречиями между потребностью «быть как все» и стремлением к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности;3) интеграция — детерминируется противоречием между стремлением быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности, и потребностью общности принять, одобрить и развивать лишь те его особенности, что способствуют ее развитию и потому развитию его самого как личности в группе; если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция личности, либо ее вытеснение из общности, либо деградация.  Поскольку ситуации адаптации (дезадаптации), индивидуализации (деиндивидуализации) и интеграции (дезинтеграции) при последовательном или параллельном вхождении индивида в различные группы многократно воспроизводятся, закрепляются соответственные личностные новообразования, в результате складывается достаточно устойчивая структура личности. Социальная ситуация развития, где происходит социальное развитие личности, динамична. Наряду с динамикой развития личности в пределах относительно стабильной возрастной стадии развертывается динамика последовательного включения личности в различающиеся по уровню развития общности, каждая из коих доминирует в определенные возрастные периоды. Тип развития личности определяется типом группы, куда она интегрирована.

Информация о работе Понятие личности в философии, социологии и психологии