Понятие о формах организации обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:37, реферат

Описание

Обучение – целенаправленный двусторонний процесс взаимодействия учителя и учеников, в ходе которого осуществляется усвоения знаний, формирование умений и навыков.
Преподавание – вид деятельности, направленный на управление познавательной деятельностью учеников, на усвоение знаний, умений и навыков.
Самая важная задача процесса обучения – найти эффективные образа руководства познавательной деятельностью учеников.
Учитель должен не только передавать знание, а и формировать у детей умения приобретать знание самостоятельно.

Работа состоит из  1 файл

педагогика вуз.docx

— 34.47 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Санкт- Петербургский государственный  университет

Сервиса и Экономики.

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине: «Психология и педагогика»

На  тему: «Понятие о формах организации обучения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

  студент  1 курса

заочной формы обучения

  специальности 061000

083837

Семенова  Виктория Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

Содержание.

 

1. Понятия о формах обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Обучение – целенаправленный двусторонний процесс взаимодействия учителя и учеников, в ходе которого осуществляется усвоения знаний, формирование умений и навыков.

  Преподавание – вид деятельности, направленный на управление познавательной деятельностью учеников, на усвоение знаний, умений и навыков.

  Самая важная задача процесса обучения – найти эффективные образа руководства познавательной деятельностью учеников.

  Учитель должен не только передавать  знание, а и формировать у детей  умения приобретать знание самостоятельно.

   В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности учеников, уметь найти «ключик» к сердцу каждого ребенка, уметь заинтересовать.

   Успех в формировании личности ребенка зависит от форм организации обучения, то есть от внешнего бока организации учебного процесса, который отображает характер взаимосвязей его участников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятия  о формах обучения.

   Форма - это наружный вид, внешнее очертание, определенный установленный порядок. Форма всякого предмета, процесса, явления обусловлена его содержанием и, в свою очередь, оказывает на него обратное влияние. В "Философской энциклопедии" понятие форма определяется так: "форма есть внутренняя организация содержания. Форма обнимает систему устойчивых связей предмета". И тем самым выражает внутреннюю связь и способ организации, взаимодействия элементов и процессов явления между собой, так и с внешними условиями. Форма обладает относительной самостоятельностью, усиливающейся тем больше, чем большую историю имеет данная форма.

   Применительно к обучению, форма - это специальная конструкция процесса обучения, характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Это конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической действительности выступает процесс взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом. Это содержание является основой развития самого процесса обучения, способ его существования, обладает собственным движением и заключает в себе возможности беспредельного развития, что и обуславливает его ведущую роль в развитии обучения.

   Следовательно, форму обучения надо понимать как конструкцию отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности, учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности. Представляя собой наружный вид, внешнее очертание отрезков - циклов обучения, форма отражает систему их устойчивых связей и связей компонентов внутри каждого цикла обучения и как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

   Качество и результативность обучения во многом зависят от педагогически целесообразной организации взаимодействия учителя и учащихся. Понятие организации обучения выражается в педагогической категории "организационная форма".

   Форма - способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутреннего содержания логике.

Форма организации обучения - внешние выражение  согласованной деятельности учителя  и учащихся осуществляемой в определенном порядке и режиме.

   Важнейшей особенностью форм организации обучения является то, что любой из учащихся учится работать, слушать, обсуждать вопросы при коллективной работе, сосредотачиваться и организовывать свою работу, высказывать свои суждения, выслушивать других, опровергать их доводы или соглашаться с ними, аргументировать свои доказательства, дополнять чужие, составлять конспекты, компоновать тексты докладов, составлять библиографию, работать с источниками знания, организовывать своё рабочее место, планировать свои действия, укладываться в отведённое время и т. д.

   Понятие формы связано с количеством обучаемых, и таким образом формы делятся на индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные (фронтальные), классно-урочные.

 

 

 

Формы обучения

 

    Формы обучения, которые называют общими, делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, а также коллективные, парные, со сменным составом учеников. В основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, а также между самими учениками.

   Форма организации обучения – ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения. Формы организации обучения обозначают определенный вид занятия – урок, лекцию, семинар, экскурсию, практикум, факультативное занятие, экзамен и т.д. Эти формы называют внешними. Они играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание методы, средства обучения, взаимодействие учителя и учеников

   Различия в коммуникативном взаимодействии учителя и учащихся являются основой разделения организационных форм обучения на три группы:

1) индивидуальные  занятия педагога с учеником, в том числе и самообучение;

2) коллективно-групповые  занятия по типу классно-урочных;

3) системы  индивидуально-коллективных занятий. Таким образом,

Общие формы обучения делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные. В основу их деления положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и  учениками.

    Внешние формы организации обучения обозначают вид занятия: урок, лекция, семинар, экскурсию, практикум, факультативное занятие, экзамен и т.д.

   Внутренние формы организации обучения: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, знание по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

   Организационные формы обучения делятся на три группы:

1) индивидуальные  занятия педагога с учеником, в том числе и самообучение;

2) коллективно-групповые  занятия по типу классно-урочных;

3) системы  индивидуально-коллективных занятий. 

   Наиболее распространенная форма обучения – классно-урочная. Ее  альтернативы: белл-ланкастерская система взаимного обучения, батовская система, маннгеймская система, Дальтон-план, план Трампа, "погружение", обучение по эпохам, лекционно-семинарская форма обучения.

   Типы лекций: инструктивная, лекция-диалог, лекция с научной структурой, методологическая, историческая, общепредметная, обобщающая и др.

   Типы семинаров: вводный, обзорный, самоорганизующий, поисковый, с индивидуальной работой, с групповой работой, в группах по выбору, с генерацией идей, семинар-"круглый стол", семинар-выставка, рефлексивный семинар и др.

Групповые формы обучения предполагают виды деятельности: индивидуальное самообучение, парное взаимообучение, групповая работа по общей теме, взаимообучение групп, выступление ученика вместо учителя и др.

   Другие формы организации обучения: экскурсии, практикумы, лабораторные работы, конференции, симпозиумы, кружки, мастерские, кафедры, лаборатории, олимпиады, конкурсы, консультации, зачеты, экзамены, защиты творческих работ.

 

Понятие о формах организации  педагогического  процесса

 

   Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса,  отличающиеся одна от другой количественным охватом  обучающихся,  соотношением коллективных  и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников,  степенью их самостоятельности и спецификой руководства  учебно-воспитательным  процессом со стороны педагога.  К ним относятся:  1) индивидуальное обучение и  воспитание; 

2)  классно-урочная система;

3) лекционно-семинарская  система.

Из  истории организационного оформления педагогических систем.

  Система индивидуального обучения  и воспитания сложилась еще  в  первобытном  обществе  как передача опыта от одного  человека к другому,  от старших  к младшим. С появлением письменности  старейшина  рода или жрец передавал  эту премудрость общения посредством  говорящих знаков своему потенциальному  преемнику, занимаясь с ним  индивидуально.  По мере развития  научного знания в связи с  развитием земледелия,  скотоводства,  мореплавания и осознания потребности  в расширении доступа к образованию  более широкому кругу людей  система индивидуального обучения  своеобразно  трансформировалась  в индивидуально-групповую.  Учитель по-прежнему обучал индивидуально 10 - 15 человек.  Изложив материал одному, он давал ему задание для самостоятельной работы и переходил к другому,  третьему и т.д.  Закончив работу с последним,  учитель возвращался к первому,  проверял выполнение задания, излагал новую порцию материала,  давал задание - и так до тех пор,  пока ученик, по оценке учителя,  не  осваивал науку,  ремесло или искусство.  Содержание обучения и воспитания было строго индивидуализировано,  поэтому в группе могли быть ученики разного возраста, разной степени подготовленности.  Начало и окончание занятий для каждого ученика,  а также сроки обучения тоже были индивидуализированы. Редко учитель собирал всех учеников своей группы для коллективных  бесед,  наставлений или заучивания священных писаний и стихотворений.

  Когда в средние века с увеличением количества  обучающихся стали подбирать в группы детей примерно одного возраста, возникла необходимость более совершенного организационного оформления  педагогического процесса.  Свое  законченное решение оно нашло в классно-урочной системе,  первоначально разработанной и описанной Я.А.Коменским в его книге "Великая дидактика".

  Классно-урочная система в отличие от индивидуального обучения и ее индивидуально-группового варианта утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной  работы:  постоянное место и продолжительность занятий,  стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности,  а позже и одного  возраста, стабильное расписание. Основной формой организации занятий в рамках классно-урочной системы, по Я.А.Коменскому, должен быть урок. Задача  урока должна быть соразмерна часовому промежутку времени, развитию учащихся. Урок начинается сообщением учителя, заканчивается проверкой усвоения материала. Он имеет неизменную структуру: опрос,  сообщение учителя,  упражнение,  проверка. Основное время при этом отводилось упражнению.

  Дальнейшее развитие классического учения  Я.А.Коменского  об уроке в отечественной педагогике осуществил К.Д.Ушинский. Он глубоко научно обосновал все преимущества классно-урочной системы и создал стройную теорию урока, в частности обосновал его организационное строение и разработал типологию уроков.  В каждом  уроке К.Д.Ушинский  выделял три последовательно связанные друг с другом части.  Первая часть урока направлена на осуществление сознательного перехода от пройденного к новому и создание у учащихся устремленности на интенсивное восприятие материала. Эта часть урока, писал К.Д.Ушинский,  является необходимым ключом,  как бы дверью урока. Вторая часть урока направлена на разрешение основной задачи  и является  как бы определяющей,  центральной частью урока.

  Третья часть направлена на подытоживание проделанной работы и на закрепление знаний и навыков.

  Большой вклад в разработку  научных основ  организации   урока внес А.Дистервег. Он разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся.

  Классно-урочная система в своих  основных чертах остается неизменной  уже на протяжении более 300 лет. Поиски организационного  оформления педагогического процесса,  которое заменило бы  классно-урочную  систему, велись в двух направлениях, связанных преимущественно с  проблемой количественного охвата  обучающихся и управления учебно-воспитательным  процессом.

Информация о работе Понятие о формах организации обучения