Понятие о формах организации обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:37, реферат

Описание

Обучение – целенаправленный двусторонний процесс взаимодействия учителя и учеников, в ходе которого осуществляется усвоения знаний, формирование умений и навыков.
Преподавание – вид деятельности, направленный на управление познавательной деятельностью учеников, на усвоение знаний, умений и навыков.
Самая важная задача процесса обучения – найти эффективные образа руководства познавательной деятельностью учеников.
Учитель должен не только передавать знание, а и формировать у детей умения приобретать знание самостоятельно.

Работа состоит из  1 файл

педагогика вуз.docx

— 34.47 Кб (Скачать документ)

  Так, в конце XIX в.  в Англии оформилась  система обучения, охватывающая одновременно 600 и более обучающихся. Учитель, находясь с учащимися разных возрастов и уровня подготовленности в одном зале,  учил старших и более успевающих, а те, в свою очередь, младших. В ходе занятия он также наблюдал за работой групп, возглавляемых своими помощниками - мониторами. Изобретение белль-ланкастерской системы, получившей свое название от фамилии ее создателей - священника А.  Белля и учителя Д. Ланкастера, было вызвано стремлением разрешить противоречие между потребностью в более широком распространении элементарных знаний среди рабочих и сохранением минимальных затрат на обучение и подготовку учителей.

  Другое направление в совершенствовании классно-урочной системы было связано с поисками таких форм организации учебной работы, которые сняли бы недостатки урока, в частности его ориентированность на среднего ученика, единообразие содержания и усредненность темпов учебного продвижения, неизменность структуры: опрос, изложение нового, задание на дом. Следствием недостатков традиционного урока явилось и то, что он сдерживал развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Идею К.Д.Ушинского о том, чтобы дети на уроке по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал, в начале XX в. попыталась реализовать в США Е.Паркхерст при поддержке влиятельных в то время педагогов Джона и Эвелины

  Дьюи. В соответствии с предложенным Е.Паркхерст далытонским лабораторным планом, или дальтон-планом, традиционные занятия в форме уроков  отменялись,  учащиеся получали письменные задания и после консультации учителя работали над ними самостоятельно по  индивидуальному плану. Однако опыт работы показал, что большинству учащихся не по силам без помощи учителя самостоятельно учиться.  Широкого распространения дальтон-план не получил.

  В 20-е гг. дальтон-план подвергался  резкой критике со стороны   отечественных  педагогов  прежде всего за его ярко выраженную индивидуалистическую направленность.  В то же время он  послужил основанием для разработки  бригадно-лабораторной формы организации обучения, которая практически вытеснила урок с его жесткой структурой.  Бригадно-лабораторный  метод в отличие от дальтон-плана предполагал сочетание коллективной работы всего класса с бригадной (звеньевой) и индивидуальной работой каждого ученика.  На общих занятиях планировалась работа,  обсуждались задания,  готовились к общим экскурсиям,  учитель объяснял трудные вопросы темы и подводил итоги бригадной работы.  Определяя задание бригаде, учитель устанавливал сроки выполнения задания и обязательный минимум работы для каждого ученика,  при необходимости индивидуализируя задания. На итоговых конференциях бригадир от имени бригады отчитывался за выполнение задания,  которое,  как правило,  выполняла группа  активистов,  а остальные только присутствовали при этом. Отметки же выставлялись одинаковые всем членам бригады.

  Для бригадно-лабораторной формы организации занятий, претендовавшей на универсальность, было характерно умаление роли учителя,  низведение его функций до консультирования учеников.  Переоценка учебных возможностей учащихся и метода самостоятельного добывания знаний привела к значительному снижению успеваемости, отсутствию системы в знаниях и несформированности важнейших общеучебных умений.  Эти же недостатки выявились и в других формах организации обучения,  зародившихся в Западной Европе и США,  но не получивших широкого распространения.

 

  Лекционно-семинарская система, зародившаяся с созданием первых университетов,  имеет глубокие исторические корни, однако она практически не претерпела существенных  изменений с момента ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по  избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы. Неизменными ее атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены.

   Лекционно-семинарская система в ее чистом варианте используется  в  практике профессиональной подготовки,  т.е.  в условиях, когда у обучающихся уже имеется определенный опыт учебно-познавательной деятельности, когда сформированы основные общеучебные навыки,  и прежде всего умение самостоятельного  добывания знаний. Она позволяет органично соединять массовые, групповые и индивидуальные формы обучения, хотя доминирование первых естественно предопределено особенностями возраста обучающихся: студентов, слушателей системы повышения квалификации и др.  В последние годы элементы лекционно-семинарской системы широко используются в общеобразовательной школе, сочетаясь с формами обучения классно-урочной системы.

  Опыт прямого перенесения лекционно-семинарской системы в школу себя не оправдал. Так, в 60-е гг. большую известность получил педагогический проект, разработанный американским профессором педагогики Л.Трампом. Эта форма организации обучения предполагала сочетание занятий в больших аудиториях (100 - 150 человек) с занятиями в группах по 10-15 человек и индивидуальную  работу  учащихся.  На  общие лекции с применением разнообразных технических средств отводилось 40 %  времени, на обсуждение лекционного материала (семинары), углубленное изучение отдельных разделов и отработку умений и навыков -20 %,  а остальное время на самостоятельную работу под руководством педагога или его помощников из сильных учащихся. В настоящее время по плану Трампа работают лишь некоторые частные школы,  а в массовых закрепились только отдельные элементы:  обучение бригадой педагогов узкой специализации, привлечение помощников,  не имеющих специального образования, занятия с большой группой учащихся,  организация самостоятельной работы в малых  группах.  Кроме механического переноса вузовской системы в общеобразовательную школу план Трампа  утверждал теорию  крайней индивидуализации,  выражающуюся  в предоставлении ученику полной свободы в выборе содержания образования и методов его освоения, что приводит к отказу от руководящей роли учителя,  к игнорированию стандартов образования.


Информация о работе Понятие о формах организации обучения