Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:20, курсовая работа
Цель настоящей работы – рассмотреть основные принципы и положения некоторых психологических теорий личности. Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
1. Описать теории личности классиков отечественной психологической науки (А.Ф. Лазурского, С. Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева);
2. Дать характеристику концепта «личность» согласно основным зарубежным теоретическим подходам (психодинамическое направление, гуманистическое направление, когнитивное направление, и структурная теория черт личности).
Введение 3
Глава 1 Отечественные учения о личности 5
1.1 Взгляды С.Л. Рубинштейна на структуру личности 5
1.2 Личность в трудах А.Н. Леонтьева 8
1.3 Учение о личности А.Ф. Лазурского 10
Глава 2 Зарубежные психологические теории личности 13
1.1 Личность в гуманистической теории 13
1.2 Когнитивная теория личности 15
1.3 Теории черт личности Г. Олпорта и Р. Кеттела 16
Заключение 20
Список литературы 22
Кеттел убежден в том, что имеет смысл классифицировать черты на общие и уникальные. Общая черта — это такая черта, которая присутствует в различной степени у всех представителей одной и той же культуры. И напротив, уникальные черты — это такие черты, которые имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного. Практически все исследования Кеттела посвящены общим чертам, но признание им уникальных черт дает возможность подчеркнуть значение неповторимой индивидуальности людей. Он также полагает, что сама по себе организация общих черт в личности всегда уникальна. Однако не следует преувеличивать значение признания Кеттелом уникальности комбинации черт у каждого конкретного человека. В действительности его намного больше интересовали общие принципы поведения, чем личность конкретного индивидуума.
Обобщая вышесказанное, нужно отметить следующие основные моменты.
Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями. В отечественной психологии структурный подход к проблеме личности сменяется концепцией системного подхода, это произошло к концу 1970-х гг.
Исследуя формирование и развитие личности, отечественная психология исходит из того, что личность - это социальное качество индивида, в котором предстает человек как член человеческого общества. Вне общества это качество индивида не существует, а потому вне анализа отношений «индивид—общество» оно не может быть понято. Объективным же основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в которой он живет и развивается.
Представления о личности рассмотренных выше авторов говорят о несхожести этих концепций. В то же время следует признать, что обобщенное представление о личности с позиций разных авторов многограннее, чем в первоначальной концепции «внешнего социального образа». Тем не менее, анализ этих концепций позволяет выделить и общие точки соприкосновения. К ним относятся следующие положения.
В большинстве определений личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение человека организуется и интегрируется на уровне личности. В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальных различий между людьми. В большинстве определений именно личность «отвечает» за устойчивость поведения. Именно она обеспечивает человеку чувство непрерывности во времени и окружающей среде.
Сравнение обобщенных взглядов отечественных и зарубежных психологов обнаруживает определенное сходство между ними в отношении личности.
Таким
образом, цель настоящей работы достигнута,
и задачи выполнены.
15. Хьелл Л., ЗиглерД. Теории личности. СПб., 1997. – 796 с
Информация о работе Понятие о личности и ее структуре в отечественной и зарубежной психологии