Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:31, контрольная работа
В работе раскрыты типичные разновидности профессий в соответствии с классификациями, данными известными психологами.
Введение 3
1 Понятие о профессии 5
2. Классификация видов труда 8
3. Классификация профессий 11
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Тема работы (вариант): |
Понятие о профессии. Классификация профессий. |
В истории развития
цивилизации разделение труда на
профессиональные виды деятельности наблюдается
уже до нашей эры в Египте, Древней Греции, Римской
империи и других развитых государствах.
Существенная дифференциация труда произошла
в эпоху промышленной революции. Последующий
научно-технический прогресс привел к
значительному обновлению и увеличению
номенклатуры профессий. В официальном
справочнике США в 1965 г. в алфавитном порядке
были приведены характеристики 21 741 профессии
и около 40 000 специальностей. В Международный
стандарт классификации профессий в 1988
г. было занесено 9333 профессии. Единый
тарифно-квалификационный справочник
объединяет около 7000 профессий и специальностей.
Эти специальные документы отражают профессиональную
ситуацию, сложившуюся ко времени их составления.
Опубликованные же справочники в момент
выхода их в свет уже нуждаются в корректировке,
так как мир профессий весьма динамичен.
Постоянно возникают новые профессии,
содержание труда действующих профессий
обновляется, отмирают профессии низкоквалифицированного
труда, появляются совмещенные и интегрированные
профессии и специальности.
Названия профессий часто отражают характер
труда, сложившийся в предыдущие годы,
десятилетия, века. Упорядочение этого
многообразия возможно по различным критериям.
Психологическая классификация профессий
должна обеспечивать валидную диагностику
профессиональных интересов, склонностей
и способностей. Отсюда возникает проблема
нахождения психологических критериев,
позволяющих объединить профессии в группы.
Но главное, необходимо, чтобы классификация
профессий облегчала нахождение профессии,
в наибольшей мере удовлетворяющей личность.
Цели работы:
Задачи работы:
В настоящее время наиболее известной и распространенной в практической психологии и педагогике является классификация профессий, разработанная Евгением Александровичем Климовым (известным российским психологом, доктором психологических наук, специалистом в области психологии труда) в книге «Психология профессиональной деятельности», заслуживает внимание психологов работа Зеер Э.Ф. «Психология профессий», раскрыл суть профессии педагога Сосновский Б.А., Рофе А. И. «Экономика и социология труда». Однако можно назвать лишь единицы фундаментальных отечественных работ советского периода, посвященных труду, среди них монография Й.И. Чангли, учебное пособие К.А. Кирсанова, В.П. Буянова и Л.М. Михайлова; научное издание В.А. Каменецкого и В.П. Патрикеева, монография В.Н. Белкина и H.A. Белкиной.
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дается множество толкований термина «профессия» (лат. Professio - основное занятие, специальность, отprofiteer - объявляю своим делом), который определяется как «основной род занятий трудовой деятельности»; «специальность, отдельная отрасль науки, техники, мастерства»; «сфера знаний, деятельности, работы»; «служба как источник заработка… качество, способ исполнения»; «обязанность… круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения»; «карьера … путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения».
Подобное разнообразие в трактовке, безусловно, свидетельствует не только о богатстве русского языка, но и отражает многоаспектность самого общественного явления. Основываясь уже на этом определении толкового словаря русского языка, можно сделать вывод, что профессией объединены люди, занятые данным видом труда, имеющие сходные знания, навыки и связанные с трудовой деятельностью интересы.
Зеер Э.Ф. определяет профессию как «социально ценную область приложения физических и духовных сил человека, позволяющую ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития»[1, с.174].
Обобщение имеющихся трактовок позволяет дать следующее определение.
Профессия - это исторически возникшая форма деятельности, необходимая обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.
С точки зрения общества профессия - эта система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, могущих обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта. Профессия как социально зафиксированная область возможного осуществления трудовых функций существует в форме множества «трудовых постов», распределенных в обществе.
С точки зрения конкретного
человека профессия - это деятельность,
посредством которой данное
Таким образом, для человека профессия - это источник существования и средство личностной самореализации.
Профессию человека соотносят с занятием. Занятие - это тоже деятельность человека для поддержания своего существования, но обычно не главная, а побочная, не обязательно связанная с самореализацией.
Профессию по-разному сопоставляют со специальностью. С одной точки зрения специальность - это один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, но направленный на достижение более частных или промежуточных результатов или достижение общих результатов своими специфическими средствами (например, человек по профессии инженер может иметь специальность инженер-исследователь, инженер-преподаватель). С другой точки зрения специальность - это более общее понятие, чем профессия. Специальность определяется через предмет деятельности, это круг знаний о некотором фрагменте объективной реальности. Профессия же - это деятельность, обладающая собственной целью, имеющая собственные продукты и средства, нормы. В рамках одной специальности, по мысли автора, реально существуют самостоятельные профессии; тогда деятельность специалиста определяется специальностью, профессией и должностью[2, с.49]. Профессия у человека обычно одна, так как она требует опыта и мастерства, но по мере профессионального роста человек может специализироваться, добровольно искать новые сферы приложения своих возможностей.
Мир профессий достаточно изменчив. Ни одна профессия не остается неизменной в течение длительного времени. Старение знаний, смена технологий, изменение потребностей общества в кадрах определенного профиля и квалификации, возрастание требований к интеллектуальным умениям и навыкам в труде приводит к тому, что возникают и рождаются новые профессии, другие профессии преобразуются, третьи упраздняются, четвертые - объединяются с другими. Даже если сохраняется название профессии, ее фактическое содержание может меняться. Бывает, что человек в середине жизни начинает интересоваться профессией, которой в дни его молодости еще не было. Новые профессии возникают там и тогда, когда изменение, усложнение технологии производства создает несоответствие между ею как процессом и сложившейся прежде системой обслуживающих действий и деятельности; для устранения этого несоответствия образуется новая производственная функция, новое рабочее место, с новыми особыми характеристиками деятельности. Так начинается новая профессия.
Итак, понятие "профессия" сложно
и многогранно и включает в себя организационно-
Для каждого этапа развития общества, его социально-экономического уклада, достижений научно-технического прогресса характерно появление новых и отмирание старых видов трудовой деятельности. Этот процесс в значительной степени обусловливается и отражается в изменениях конкретных компонентов деятельности и характеристик субъекта труда (самосознания, самоопределения молодежи и т.д.) и людских ресурсов (численность, качественный состав и т. д.), содержания задач труда, вида рабочих нагрузок, орудий труда, особенностей условий и организации трудового процесса.
В зависимости
от основания классификации
При характеристике объекта труда профессии делят на группы в соответствии с наиболее частными основаниями: по предмету, целям, средствам, условиям, характеру и составу действий.
Рассматривая субъекта труда, профессии также делят на группы в зависимости от психофизиологических особенностей и степени необходимой квалификации. Любая профессия, таким образом, может быть комплексно описана, так как она находит свое место в каждой классификации, получая характеристику по тому или иному основанию.
Разнообразие
характеристик трудовой
2. По характеристикам цели труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса умственный труд подразделяется на:
3. В зависимости от условий деятельности выделяют труд в комфортных условиях (гигиенические параметры среды в пределах нормативных значений), в необычных условиях при постоянном воздействии неблагоприятных факторов (повышенное давление - водолазные работы, низкие температуры - полярники, информационные перегрузки - диспетчерская работа и т. д.), в экспериментальных условиях (при повышенной ответственности за успех в работе, здоровье людей и сохранность техники, а также при опасности для жизни, вредности для здоровья и т. д.).
4. По форме организации деятельности выделяют следующие виды:
Совместная деятельность - это организованная система трудовой активности совокупности субъектов труда, объединенных единством мотивов и целей деятельности, ее пространственно-временных условий, управлением и согласованием составляющих ее индивидуальных деятельностей. В современном обществе фактически любая трудовая деятельность по содержанию и форме организации объективно становится все часто совместной. Индивидуальную деятельность можно только условно рассматривать как изолированную и замкнутую систему, так как реально она всегда включена в структуру совместной деятельности. Психологическая структура совместной деятельности включает такие ее компоненты, как общая цель и конкретные задачи, общий мотив, совместные действия и общий результат.
Итак, классификация
на основании видов труда
Во множестве любых вещей помогает разобраться классификация. Что же это такое?
Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.
В мире существует тысячи различных профессий. Человеку довольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.
Классификация профессий - объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.
Мир профессий и специальностей очень многообразен и динамичен - по данным отечественных и зарубежных справочников насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований. В психологии для решения ряда научно-практических задач (профориентация) требуется систематизация профессий, их распределение и сравнение по каким-либо профессиональным или психологическим признакам (сложность или опасность труда, величина нагрузки, цели труда, психическая напряженность и т. д.).
Информация о работе Понятие о профессии. Классификация профессий