Понятие о профессии. Классификация профессий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:31, контрольная работа

Описание

В работе раскрыты типичные разновидности профессий в соответствии с классификациями, данными известными психологами.

Содержание

Введение 3
1 Понятие о профессии 5
2. Классификация видов труда 8
3. Классификация профессий 11
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Работа состоит из  1 файл

Понятие о профессии. Классификация профессии..doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)

  Психологическая  классификация профессий нужна  для теории психологии труда,  для важнейшего понимания роли  психологических факторов в труде. Она нужна и для практических исследований. Многие исследования можно было бы проводить значительно быстрее, если бы уже была разработана определенная типология профессий. Но пока нет строгого единого подхода к классификации профессий, основной недостаток многих из них состоял в том, что они исходили из особой роли, преобладания какого-то одного психического процесса в данном виде деятельности. Были предложены классификации по особенностям внимания, по особенностям интеллектуальной деятельности, но это, конечно, односторонний подход.

       Были также попытки дать классификацию по видам промышленности: машиностроению, химической промышленности, сельскому хозяйству. Такая классификация не может быть психологической потому, что в каждой отрасли промышленности имеется довольно большое разнообразие видов труда, которые с психологической точки зрения резко отличаются друг от друга.

      Интересно, что еще в XVIII веке  известный историк и государственный  деятель В.Н. Татищев предложил  свою классификацию видов профессиональной деятельности: нужные науки, полезные науки,  щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство), тщетные науки, нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право), вредительские науки (колдовство).

Очень любопытный подход был предложен в 20-х гг. крупнейшим советским экономистом С.П.Струмилиным. Он положил в основу классификации профессий степень самостоятельности человека в труде. Этот подход довольно прогрессивный, но, конечно, и здесь сейчас много устарело. С. П. Струмилин предложил все профессии делить на пять типов:

      1. Автоматический труд, строго регламентированный. Это в основном тип конвейерных работ, характеризуемый исполнением однотипных, мелких операций в течение рабочего дня.
      2. Полуавтоматический труд. Сюда он относил такие профессии, как телефонистка, машинистка, где действие не всегда строго регламентированы.
      3. IIIаблонно-исполнительный труд. Это, пожалуй, наиболее уязвимое место в классификации Струмилина, куда он вводил, по сути дела, почти все виды машинно-ручного труда. Это и машиностроители, это и швеи-мотористки, и пр.

Следующие два  типа, которые он выделил относятся  уже не к рабочим профессиям. Четвертый  тип он называл «самостоятельный труд». Это работа конструктора, инженера. Струмилин отнес его в особую группу. И, наконец, последний тип профессий - это свободный творческий труд. Здесь имеются в виду работники разных видов искусства.

  В целом в этой классификации есть рациональное звено, особенно если подходить к первым двум разделам. Конечно, для современного этапа эта классификация устарела.

Профессии можно  разделить и по характеру труда - физического и умственного, или исполнительского и творческого.

Профессии исполнительского класса связаны с выполнением  решений, работой по заданному образцу, соблюдений имеющихся правил и нормативов, следованиям инструкциям, стереотипным подходам к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, машинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требую высшего образования.

Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

 Профессии  различают по уровню квалификации, требующемуся от специалиста:

    • высшего образования - инженер, врач, учитель;
    • высокой квалификации от работника, получаемой в системе среднего специального образования - оператор, бухгалтер;
    • массовые профессии, требующие квалификации - агент, продавец;
    • профессии, не требующие квалификации - подсобный рабочий, грузчик, сторож, техничка.

Существует  и квалификация по уровню жесткости требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

Есть классификация  профессий по отраслям хозяйства (например, промышленность, строительство, медицина и др.).

Можно выделить две группы оснований при классификации  профессий:

    • содержание труда в этих профессиях (по предмету, цели, средствам, способам, условиям), то есть характеристика объекта труда;
    • характер требований к психике человека, то есть характеристика субъекта труда.

Широкое распространение  за рубежом получили классификации  профессий на основе учета интересов, способностей личности и свойств  темперамента. Рассмотрим примеры таких классификаций профессий, базирующихся на представлении о структуре личности. Прежде всего необходимо выделить классификацию профессий Дж. Холланда, разработанную в 1966 гг. Её  достоинством  является обоснованная психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. Дж. Холланд исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы.

На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентации Дж.Холланд выделяет шесть профессионально  ориентированных типов личности:

    • интеллектуальный,
    • социальный,
    • конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции),
    • ·предпринимательский,
    • художественный.

Каждый тип  личности ориентирован на определенную профессиональную среду: реалистический тип - на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов  и технических устройств, интеллектуальный - на умственный труд, социальный - на взаимодействие с социальной средой, предпринимательский - на руководство людьми и бизнес,  художественный - на творчество.

Модель любого типа личности конструируется по следующей  схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.

Дж. Холланд  предложил шкалу приспособленности  различных типов личности к разным профессиональным средам, изобразив  ее схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозначает один из 6 типов личности и среды. Эта модель позволяет оценить совместимость личности с определенной профессиональной средой. Степень совместимости типа личности с профессиональной средой обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами.

Суть теории Дж. Холланда заключается в том, что  успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят  в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создается людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением. Работники одной профессии обусловливают и определенную профессиональную среду, адекватную одному из шести выделенных типов личности.

Для установления типов личности Дж. Холланд разработал методики диагностик, позволяющие определить профессиональные предпочтения и интересы. По результатам диагностики выделяют три рекомендуемые профессиональные среды. На первом месте стоит среда, наиболее отчетливо отражающая тип личности, на втором и третьем местах - менее значимые профессиональные среды, позволяющие личности подобрать себе резервные профессии.

Классификация профессий по содержанию труда наиболее полно в отечественной психологии разработана Е.А. Климовым.

Согласно теории известного российского психолога Е. Климова, можно объединить в пять типов. Профессии, связанные:

      • с техникой - «Человек  - Техника»;
      • с природой - «Человек - Природа»;
      • со знаковой системой - «Человек - Знаковая система»;
      • с образом - «Человек - Художественный образ»;
      • с людьми - «Человек - Человек».

Технономические профессии  «Человек - Техника»:  
Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами. Связаны:

      • с созданием, монтажом, технических устройств (инженер…);
      • с эксплуатацией технических средств (водитель, швея...);
      • с ремонтом техники (механик, электромонтер...).

Биономические профессии «Человек-Природа». В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями. Связаны:

      • с изучением живой и неживой природы (биолог,геолог...);
      • с уходом за растениями и животными (лесовод, зоотехник…);
      • с лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...).

Сигнономичегкие профессии «Человек - Знаковая система». В качестве знаковой системы могут выступать цифры, тексты [2, с.300].  
Профессии, связанные:

      • с текстами (корректор, переводчик, машинистка...);
      • с цифрами, формулами и таблицами (программист,  кассир...);
      • с чертежами, картами;
      • со схемами (штурман, чертежник, картограф...);
      • со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).

Артономические профессии «Человек - Художественный образ»:  
Традиционно труд представителей этих профессий называют искусством. Профессия данного типа связаны:

      • с созданием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер...);
      • с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).

Социономические профессии «Человек - Человек», предполагают постоянную работу с людьми и связаны:

      • с медицинским обслуживанием (врач, медсестра...);
      • с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель...),
      • с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант...),
      • с правовой защитой (юрист, участковый инспектор...).

Для каждого человека характерно более  или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих  тому предмету труда, который ему  более близок. Так для успешной педагогической деятельности, по мнению Сосновского Б.А1., «важны умения анализировать педагогическую ситуацию, ставить адекватные педагогические задачи, владеть современными педагогическими технологиями, обновлять содержание учебного предмета, изучать изменения в психике учащихся в процессе усвоения учебного материала, осуществлять на практике развивающее и личностно-ориентированное обучение, строить педагогические воздействия с учетом зоны ближайшего развития личности учащихся, а также навыки педагогического самоанализа для сопоставления поставленных педагогических задач и достигнутых результатов обученности и воспитанности учащихся. Особое значение придается умениям педагога строить, отбирать и применять педагогические технологии как совокупность педагогических приемов, направленных на достижение четко диагностируемой цели в психическом, личностном развитии учащихся»[4, с.622].

Таким образом, дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А.Климова классифицирует профессии по предмету труда.  Предложенная классификация позволяет, во-первых, дать обзорную схему карты мира профессий и, во-вторых, составить (используя условные литерные обозначения) примерную формулу определенной профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Профессия является важной сферой жизнедеятельности человека, позволяющей ему удовлетворить свои потребности в уважении, общении и самоактуализации. Классификация профессий - действенное средство обобщения исследований деятельности и субъекта труда для решения широкого круга практикоориентированных задач психологии профессий. Области применения классификаций: профконсультация и профориентация, профотбор и профподбор, аттестация и проектирование карьеры, образование и повышение квалификации.

В данной работе были рассмотрены вопросы  понятия разделения видов труда. Выяснилось, что для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок.

В процессе изучения данной были сформулированы основные качества личности, необходимые для успешного осуществления определенной профессии. Психологическая классификация профессий нужна для важнейшего понимания роли психологических факторов в труде. Она нужна и для практических исследований. Многие исследования можно было бы проводить значительно быстрее, если бы уже была разработана определенная типология профессий.

Информация о работе Понятие о профессии. Классификация профессий