Понятие о психике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 00:40, лекция

Описание

Психика человека – это сложнейшая функция мозга, заключающаяся в психическом отражении материальной действительности (субъективное отражение объективного мира), в результате чего формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия с окружающей средой.
Психика является системным свойством высокоорганизованной материи, которое заключается в активном отражении субъектом объективного мира, построении картины этого мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности. В психике человека представлены и упорядочены события прошлого (представления памяти), настоящего (совокупность образов, переживаний, умственных актов) и возможного будущего (в побуждениях, намерениях, целях, фантазиях, грезах, сновидениях и т.п.).

Работа состоит из  1 файл

Л1. Понятие о психике НС.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)
 

    Понятие о психике 

     Психика человека – это  сложнейшая функция  мозга, заключающаяся  в психическом  отражении материальной действительности (субъективное отражение объективного мира), в результате чего формируются  идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия с окружающей средой.

     Психика является системным свойством высокоорганизованной материи, которое заключается в  активном отражении субъектом объективного мира, построении картины этого мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности. В психике человека представлены и упорядочены события прошлого (представления памяти), настоящего (совокупность образов, переживаний, умственных актов) и возможного будущего (в побуждениях, намерениях, целях, фантазиях, грезах, сновидениях и т.п.).

     Психика человека, в отличие от животных, приобретает качественно новую  структуру, обусловленную общественно-историческими  закономерностями, - сознание, как ведущий уровень регуляции деятельности. На этой основе формируется личность, служащая источником высших проявлений активности психики. 

     Особенности психического отражения 

     
  1. Психическое отражение дает возможность человеку правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой, а психический образ формируется в процессе активной деятельности человека, постоянно  углубляясь и совершенствуясь.
  2. Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения, деятельности, преломляясь через индивидуальность человека.
  3. Психика характеризуется активностью, включающей побуждения, активный поиск наилучшего решения, перебор вариантов возможного поведения.
  4. Активная регуляция поведения предполагает функционирование аппарата обратной связи - каждое ответное действие постоянно оценивается мозгом с точки зрения решаемой задачи.
  5. С помощью аппарата обратной связи производится сопоставление результата действия с образом, возникновение которого опережает этот результат, предваряет его в качестве своеобразной модели действительности.
  6. Наличие психики позволяет строить последовательную программу действий и производить операции вначале во внутреннем плане (к примеру, осуществлять перебор возможных вариантов поведения) и только потом действовать.
 

     Понятия сознательного и бессознательного 

     У человека психика носит осознанный и неосознанный  характер.

     Сознание - высшая, интегрирующая форма психики человека, возникшая как результат общественно-исторических условий формирования его в трудовой деятельности при постоянном общении с помощью языка с другими людьми. Сознание отражает действительность категориально, через совокупность знаний, через обобщенный человеческий опыт. Отражение существенных закономерных связей действительности осуществляется в обобщениях, с предвидением событий, осознанием цели деятельности, предвосхищением будущего результата деятельности, его психическим моделированием в системе понятий. Основной функцией сознания является обеспечение целеполагающей деятельности человека.

     Человеческое  сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире.

     В структуру сознания входят важнейшие  познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания - ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновлять в сознании образы прошлого, воображение — строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний.

     В сознании человека закрепляется четкое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человек сохраняет в своем сознании это противопоставление и способен осуществлять самопознание, в виде сознательной самооценки своих поступков и себя самого в целом.

     Сознание  обеспечивает целеполагающую деятельность человека путем формирования целей  деятельности, с определением и оценкой ее мотивов, принятием волевых решений, учетом хода выполнения действий, внесением в него необходимых корректив и т. д.

     В сознание человека входит мир эмоций и чувств, в которых находят  отражения сложные объективные, общественные межличностные отношения, в которые включен человек.

     Условием  формирования и проявления специфических  качеств сознания является язык. Язык является особой объективной системой, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание.

     Понятие «сознание» употребляется в психологии, психиатрии н других науках в смысле, отвечающем приведенным выше его  основным характеристикам. При этом психиатры, перед которыми постоянно возникает вопрос о наличии, сохранении или нарушении сознания у больного, под сознанием понимают заключенные в психике данного человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности. Человек, у которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к обстановке деятельности и на основе всех этих данных управляет своим поведением.

     Бессознательное — непременная составная часть психической деятельности каждого человека. Первое упоминание о бессознательном встречается у Платона. В 18-19 веках представителями идеалистической философии (Кант, Шопенгауэр, Гартман, Бергсон) и материалистами (Сеченов, Павлов, Бехтерев) были созданы теории бессознательного.

     1-е  Международное совещание, посвященное проблеме бессознательного, состоялось в 1910 г. в Бостоне (США).

     Научное понимание проблемы бессознательного разделяется на два основных направления: теорию психоанализа (родоначальник З.Фрейд) и теорию неосознаваемой психологической установки.

     Психоанализ рассматривает сознание и бессознательное  как взаимоисключающие элементы психической деятельности. Психология установки, напротив, имеет в основе идею целостной психики — опирается на представление о фундаментальном единстве человеческой личности.

     Современные представления о феноменологии  бессознательного предусматривают, что в зоне ясного осознания находит свое отражение лишь малая часть всех одновременно поступающих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Эти сигналы используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. При возникновении обстоятельств, затрудняющих выбор стратегии поведения человека,  требующих нового способа решения, они попадают в зону ясного сознания, но как только решение принято, стратегия найдена, управление поведением передается в сферу бессознательного. При этом сознание освобождается для решения новых задач.

     Бессознательное –это совокупность непроизвольных психических  процессов, система врожденных безусловно-рефлекторных реакций. Сознание фокусируется на определенных объектах, а бессознательное перерабатывает второстепенную (в данный момент) информацию. Однако сознание может оказывать определенное влияние и на неосознаваемые процессы.

     В область бессознательного входят психические  явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями («субсенсорные» или «субцептивные» реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но в силу повторения автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели и др.

     Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биогенных  и социогенных потребностей, на сохранение организма и вида.  

     Структурные и функциональные основы мозговой деятельности 

     Общие принципы строения нервной  системы 

     Биологической основой психической деятельности является нервная система, представленная сложной структурой нервных образований в организме человека и позвоночных животных.

     Функции нервной системы:

     Обеспечивает  контакты с внешним миром;

     Координирует и согласовывает работу внутренних органов;

     Способствует  целостной адаптации организма.

     В качестве основного структурного и  функционального элемента нервной системы выступает нервная клетка - нейрон.

     Выделяют  центральную нервную  систему, которая  состоит из головного  и спинного мозга, и периферическую, состоящую из нервов, отходящих от головного  и спинного мозга, межпозвоночных нервных узлов, а также из периферического отдела вегетативной нервной системы.  

     Центральная нервная система (ЦНС)  

     ЦНС состоит из спинного и головного мозга. Различные ее части выполняют разные виды сложной нервной деятельности. Чем выше расположена та или иная часть мозга, тем сложнее ее функции.

     Ниже  всего расположен спинной мозг — он регулирует работу отдельных мышечных групп и внутренних органов. Над ним расположен продолговатый мозг вместе с мозжечком, который координирует более сложные функции организма (они вовлекают в совместную деятельность большие группы мышц и целые системы внутренних органов, осуществляющих функции дыхания, кровообращения, пищеварения и т.п.). Еще выше расположен отдел центральной нервной системы — средний мозг, он участвует в регуляции сложных движений и положения всего тела. Продолговатый и средний мозг вместе образуют стволовую часть головного мозга.

     Наиболее  высокие отделы центральной нервной  системы представлены большими полушариями  головного мозга. В состав больших полушарий входят лежащие в глубине скопления нервных клеток — так называемые подкорковые узлы. На самой поверхности полушарий расположен слой нервных клеток — кора головного мозга. Она представляет собой как бы плащ или мантию, покрывающую большие полушария. Ее поверхность (около 2000 см2), собрана в ряд складок или борозд и извилин.

     Подкорковые узлы вместе с расположенными поблизости от них зрительными буграми называют подкоркой. Кора в совокупности с  подкоркой осуществляет самые сложные  формы рефлекторной деятельности. Все части нервной системы работают в тесном взаимодействии, но роль каждой из них в разных реакциях организма не одинакова. Спинной мозг и стволовая часть головного мозга, составляющая его нижние отделы — продолговатый и средний мозг, представляют собой совокупность рефлекторных центров врожденных безусловных рефлексов. В спинном мозге находятся центры наиболее простых рефлексов (например, коленного). Наряду с рефлекторными центрами, регулирующими работу скелетных мышц туловища и конечностей, в спинном мозге находятся центры, регулирующие работу внутренних органов. 

     Стволовая часть головного мозга является центральным аппаратом, осуществляющим ряд сложных и жизненно важных безусловно-рефлекторных актов (сосательный рефлекс, жевание и глотание). Рефлекторные центры, регулирующие все эти рефлексы, находятся в продолговатом мозге. Там же находятся и нервные центры, регулирующие некоторые защитные рефлексы: чихание, кашель, слезоотделение.

     Особое  значение имеют находящиеся в  продолговатом мозге нервные центры, которые регулируют работу органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, а также других систем, поддерживающие постоянство внутренней среды организма.

Информация о работе Понятие о психике