Понятие о психике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 00:40, лекция

Описание

Психика человека – это сложнейшая функция мозга, заключающаяся в психическом отражении материальной действительности (субъективное отражение объективного мира), в результате чего формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия с окружающей средой.
Психика является системным свойством высокоорганизованной материи, которое заключается в активном отражении субъектом объективного мира, построении картины этого мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности. В психике человека представлены и упорядочены события прошлого (представления памяти), настоящего (совокупность образов, переживаний, умственных актов) и возможного будущего (в побуждениях, намерениях, целях, фантазиях, грезах, сновидениях и т.п.).

Работа состоит из  1 файл

Л1. Понятие о психике НС.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

     Существенным  для образования условных рефлексов является отсутствие каких-либо сильных посторонних раздражителей. Если при выработке условной связи действует какой-нибудь сильный посторонний раздражитель (например, резкий шум, создающий стойкий очаг возбуждения), то остальные участки коры приходят в тормозное состояние и образование условного рефлекса затрудняется.

     Химико-физические воздействия из внешней  или внутренней среды  организма преобразуют  в нервные импульсы специальные нервные  образования –  рецепторы (от лат. receptor - принимающий).

     По  месту своего расположения и по выполняемым  функциям рецепторы могут быть разделены  на экстерорецепторы, интерорецепторы  и проприоцепторы.

     В соответствии с характером воспринимаемого  воздействия различаются механо-, термо-, фото-, хемо- и электрорецепторы.

     Функциональной  единицы нервной  системы, ответственная  за прием и анализ сенсорной информации какой-либо одной  модальности обозначается термином анализатор. Существуют: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, вестибулярный, двигательный анализаторы, анализаторы внутренних органов.

     В анализаторе выделяют три отдела: 

     1. Воспринимающий орган или рецептор, предназначенный для преобразование  энергии раздражения в процесс  нервного возбуждения;

     2. Проводник, состоящий из афферентных нервов и проводящих путей, по которому импульсы передаются к вышележащим отделам центральной нервной системы;

     3. Центральный отдел, состоящий  из релейных подкорковых ядер  и проекционных отделов коры  больших полушарий. 

     Кроме восходящих (афферентных) путей существуют нисходящие волокна (эфферентные), по которым осуществляется регуляция деятельности нижних уровней анализатора со стороны его высших, в особенности корковых, отделов.

     В работе «Рефлексы головного мозга» (1863) И. М. Сеченов пришел к выводу, что «все акты сознательной и бессознательной жизни, по способу происхождения, суть рефлексы» Таким образом акт сознания (психическое явление) не свойство души как бестелесной сущности, а процесс, который, говоря сеченовским языком, «по способу происхождения» (по структуре, по типу своего совершения) подобен рефлексу. Психическое явление, так же как и рефлекс, включает в свой состав воздействие внешнего раздражителя и двигательный ответ на него.

     В прежних теориях предметом психологии считалось то, что выступает в нашем сознании в виде образов, представлений, мыслей. По Сеченову, это только отдельные моменты целостных психических процессов, представляющих особую форму взаимодействия («жизненных встреч») организма со средой. Мнение, что психические процессы начинаются и кончаются в сознании, Сеченов считал величайшим заблуждением.

     И. М. Сеченовым было указано, что неправомерно обособлять мозговое звено рефлекса от его естественного начала (воздействия на органы чувств) и конца (ответного движения). Рождаясь в целостном рефлекторном акте, будучи его продуктом, психическое явление вместе с тем выступает в качестве фактора, который предваряет собой исполнительный результат (действие, движение).

     Психические процессы выполняют функцию сигнала или регулятора, который приводит действие в соответствие с изменяющимися условиями среды и тем самым обеспечивает полезный, приспособительный эффект.

     Психическое является регулятором ответной деятельности не само по себе, а как свойство, функция соответствующих отделов мозга.

     В    рефлекторный  акт включаются знания человека, представления об окружающем, все богатство индивидуального  опыта человека.

     Психические явления - это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояния организма как физиологической системы) воздействия, постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущения, восприятия) или были когда-то, т. е. в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия и предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение), усиливающие или ослабляющие, активизирующие деятельность под влиянием одних воздействий и тормозящие ее под влиянием других (чувства и воля), обнаруживающие различие в поведении людей (темперамент,   характер   и   т.   п.).

     И. М. Сеченов выдвинул идею рефлекторности психики и психического регулирования деятельности.

     Эти важнейшие теоретические положения были экспериментально подтверждены и конкретизированы И. П. Павловым, которым были открыты закономерности регулирования мозгом взаимодействия животных и человека с внешней средой.  

     Учение  о двух сигнальных системах 

     Совокупность  взглядов И. П. Павлова  на эти закономерности обычно именуется  учением о двух сигнальных системах.

     Образ предмета (зрительный, слуховой, обонятельный и т. п.) является для животного сигналом какого-либо безусловного раздражителя, что ведет к изменению поведения по типу условного рефлекса. Как известно, условный рефлекс вызывается тем, что какой-либо условный раздражитель (например, мигающая электрическая лампочка) сочетается с действием безусловного раздражителя (подачей пищи), в результате чего в головном мозге возникает временная нервная связь между двумя центрами (зрительным и пищевым) и две деятельности животного— зрительная и пищевая — оказываются объединенными. Мигание лампочки для животного становится сигналом кормления, вызывающим слюноотделение, В своем поведении животные руководствуются сигналами, которые были названы И. П. Павловым сигналами первой сигнальной системы («первые сигналы»). Вся психическая деятельность животных осуществляется на уровне первой сигнальной системы.

     У человека сигналы первой сигнальной системы (конкретные образы, представления) также играют весьма важную роль, регулируя и направляя его поведение. Так, красный глазок светофора является для водителя автомашины сигнальным раздражителем, вызывающим ряд двигательных актов, вследствие которых он тормозит и останавливает автомобиль. Сигнальные раздражители (к примеру, красный, желтый и зеленый огни светофора) управляют поведением человека не сами по себе, механически, а посредством их образов-сигналов в мозге, которые сигнализируют о предметах и тем самым регулируют поведение человека.

     У человека в отличие от животных наряду с первой сигнальной системой имеется вторая сигнальная система, составляющая его исключительное достояние и преимущество. Сигналами второй сигнальной системы являются слова произносимые, слышанные, прочитанные («вторые сигналы»).

     При помощи слова могут  быть сигнализированы, замещены сигналы первой сигнальной системы, образы-сигналы. Слово их сигнализирует, замещает, обобщает, и может вызвать все те действия, которые вызывают последние, т.е. выполняет роль «сигнала сигналов».

     Необходимо  различать сигнальные раздражители (звук речи, текст письменного сообщения) и сигналы как представленность этих словесных раздражителей в мозге в виде значения слова, которое, будучи понято человеком, управляет его поведением, ориентирует в окружающем, а оставшись не понятым, лишенным своего значения, может воздействовать на человека лишь как сигнал первой сигнальной системы или оставить его вовсе безразличным. 

     По  мнению Павлова, существует три основных свойства нервной системы:

     1. Сила как способность нервных  клеток сохранять нормальную  работоспособность при интенсивных возбудительных и тормозных процессах;

     2. Подвижность как способность быстрого перехода от одного процесса к другому;

     3. Уравновешенность как одинаковая  выраженность нервных процессов  торможения и возбуждения. 

     В последующем к этим свойствам были добавлены:

     1. Динамичность как способность  мозговых структур быстро отвечать  возбудительными и тормозными  процессами при формировании  условных реакций;

     2. Лабильность как скорость возникновения  и окончания нервных процессов;

     3. Активированность как индивидуальный уровень активации процессов возбуждения и торможения. 

     Свойства  нервной системы, в основном, генетически  детерминированы и  определяют индивидуальные различия в поведении при реагировании на воздействия среды.

     Нервные процессы в коре больших полушарий, начинаясь в определенном месте, всегда распространяются по другим участкам нервной системы - иррадиируют.

     Процессом, противоположным иррадиации, является концентрация нервных процессов, т.е. сосредоточение их в более ограниченном месте.

     Иррадиируют и концентрируются оба нервных  процесса — и возбуждение и  торможение. Это основная форма движения нервных процессов по коре больших  полушарий. Иррадиация и концентрация возбуждения и торможения зависят от ряда условий, прежде всего от силы раздражителей и вызываемых ими нервных процессов.

     Важное  значение в деятельности нервной  системы имеет закон взаимной индукции нервных процессов, согласно которому каждый из нервных процессов — возбуждение и торможение — вызывает или усиливает противоположный процесс.

     Возбуждение, возникающее в определенном участке коры головного мозга, вызывает в расположенных вокруг него участках процесс торможения (отрицательная индукция). Возникшее в определенном пункте торможение вызывает в окружающих участках обратный ему процесс возбуждения (положительная индукция).

     В естественных условиях жизни раздражители не существуют изолированно. Обычно они возникают одновременно или последовательно. Любой предмет — это одновременный комплекс раздражителей. Естественно, для того, чтобы приспособиться к среде, мозг должен выработать возможность реагировать на целые системы раздражителей, тонко различая одну систему от другой.

     Синтетическая деятельность больших  полушарий, позволяющая  объединять отдельные  раздражители в целые комплексы, называется системной деятельностью коры головного мозга.

     Современная наука о мозге —нейрофизиология —базируется на концепции функционального  объединения механизмов мозга для  осуществления поведенческих актов. Эта концепция была выдвинута и плодотворно развивалась учеником И.П.Павлова академиком П.К.Анохиным в его учении о функциональных системах.

     Функциональной  системой П.К.Анохин называет единство центральных и периферических нейрофизиологических механизмов, которые в своей совокупности обеспечивают результативность поведенческого акта.

     Первоначальная  стадия формирования любого поведенческого акта названа П.К.Анохиным афферентным  синтезом (в переводе с латинского —“соединение приносимого”).

     В процессе афферентного синтеза происходит обработка разнообразной информации, поступающей из внешнего и внутреннего мира, на основе доминирующей в данный момент мотивации (потребности). Из многочисленных образований мозга извлекается все то, что было связано в прошлом с удовлетворением данной потребности. Установление того, что данная потребность может быть удовлетворена определенным действием, выбор этого действия называется принятием решения.

     Нейрофизиологический  механизм принятия решения назван П.К.Анохиным акцептором результатов действия. Акцептор (“ассерtare”—разрешающий) результатов действия —это нейрофизиологический механизм предвидения результатов будущего действия. На основе сопоставления ранее полученных результатов создается программа действия. И только после этого совершается само действие.

     Ход действия, результативность его этапов, соответствие этих результатов сформированной программе действия постоянно контролируется путем получения сигналов о достижении цели. Этот механизм постоянного получения  информации о результатах совершаемого действия назван П.К.Анохиным обратной афферентацией.

Информация о работе Понятие о психике