Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 11:19, контрольная работа
Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов – типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей определенного темперамента в конкретных жизненных ситуациях.
Помимо четырех типов, обычно выделяются следующие основные свойства темперамента:
1.
Сензитивность определяется
2.
Реактивность характеризуется
З. Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).
4.
Соотношение реактивности и
5.
Темп реакций - характерная скорость
протекания различных
6.
Пластичность и ригидность
7.
Экстраверсия и интроверсия
В
психологической науке
Известный психолог Х. Айзенк считает, что личность человека включает четыре уровня: 1—уровень отдельных реакций; II — уровень привычных реакций; III — уровень отдельных черт личности; IV — уровень типичных черт: интро-экстраверсия, эмоциональная нестабильность (нейротЗ. Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).
4.
Соотношение реактивности и
5.
Темп реакций — характерная
скорость протекания различных
психических реакций и
6.
Пластичность и ригидность
7.
Экстраверсия и интроверсия
В
психологической науке
Известный психолог Х. Айзенк считает, что личность человека включает четьре уровня: 1—уровень отдельных реакций; II — уровень привычных реакций; III — уровень отдельных черт личности; IУ — уровень типичных черт: интро-экстраверсия, эмоциональная нестабильность (нейротизм), психопатические черты, интеллект.
Нейротизм
— это эмоционально-
Таблица 2
Типы темперамента по У.Шелдону
ВИСЦЕРОТОНИЯ | СОМАТОТОНИЯ | ЦЕРЕБРОТОНИЯ |
Расслабление в осанке и движениях | Уверенность в осанке и движениях | Заторможенность в движениях, скованность в осанке |
Любовь к комфорту | Склонность к физической деятельности | Чрезмерная физиологическая реактивность |
Медленная реакция | Энергичность | Повышенная склонность реакций |
Пристрастие к еде | Потребность в движениях и удовольствие от них | Склонность к уединению |
Социализация пищевой потребности | Потребность в доминировании | Склонность к рассуждению, исключительное внимание |
Наслаждение от процесса пищеварения | Склонность к риску в игре случая | Скрытность чувств, эмоциональная заторможенность |
Любовь к компаниям, дружеским излияниям | Решительные манеры | Контроль мимики |
Социофилия (любовь к общественной жизни) | Храбрость | Социофобия (страх
перед общественными |
Приветливость во всем | Сильная агрессивность | Заторможенность в общении |
Жажда любви и одобрения окружающих | Психологическая нечувствительность | Избегание стандартных действий |
Ориентация на других | Клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства) | Агорафобия (боязнь открытого пространства) |
Эмоциональная ровность | Отсутствие сострадания | Непредсказуемость установок поведения |
Терпимость | С трудом приглушаемый голос | Тихий голос, избегание шума |
Безмятежная удовлетворенность | Спартанская выносливость боли | Чрезмерная чувствительность к боли |
Хороший сон | Шумное поведение | Плохой сон, хроническая усталость |
Отсутствие взрывных эмоций и поступков | Внешний вид соответствует более пожилому возрасту | Юношеская живопись и субъективное мышление |
Мягкость, легкость в обращении и внешнем выражении чувств | Объективное и широкое мышление, направленное вовне | Концентрирование, скрытое и объективное мышление |
Общительность и расслабленность под действием алкоголя | Самоуверенность, агрессивность под действием алкоголя | Устойчивость к действию алкоголя и других репрессантов |
Потребность в людях в тяжелую минуту | Потребность в действиях в тяжелую минуту | Потребность в уединении в тяжелую минуту |
Ориентация на детей и семью | Ориентация на занятия, свойственные юношеству | Ориентация на пожилой возраст |
Через деятельность личность выступает как единое целое, а сознание служит ей как бы инструментом деятельности. Психологи знают, что в политической, как и в любой другой, деятельности определяющим стержнем является цель. Есть четкая цель — есть и конкретная деятельность, нет цели — неизбежна суета и имитация дела. Многие годы всякая инициатива снизу не получала поддержки, не могла реализоваться. И сегодня остаются актуальными проблемы убеждения и веры, интереса к созидательному, производительному труду, лидерства и др.
Исследование общей структуры личности дает возможность сделать следующие выводы:
1) личность, ее свойства и качества зависят от общества, от всей системы общественных отношений;
2) по мере развития общества формируется и соответствующий данному политическому этапу уровень развития личности;
3)
нельзя сформировать свойства
и качества человека в отрыве
от жизни, от реальной
4)
практика не подтвердила, что
в человеке коллективизм
5)
нельзя сформировать у всех
одинаковые потребности.
2.
Психология общения.
Общение это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения. Но общение - не только информационное взаимодействие, оно сопровождается обменом эмоциональных состояний, почему и возникает, устанавливается эмоциональный контакт и удовлетворяются потребности в общении.
Общение
есть процесс непосредственных взаимоотношений,
обращения людей друг с другом,
основанный на разумном понимании и
намеренной передаче знаний, мыслей и
переживаний в соответствии с
социальными нормами и
Общение
- это форма деятельности, осуществляемая
между людьми как равными партнерами
и приводящая к возникновению
психического контакта, проявляющегося
в обмене информацией, взаимовлиянии,
взаимопереживании и
Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают. Это связано с целым рядом причин. Прежде всего, переход от индустриального общества к информационному ведет к увеличению объема информации и соответственно возрастанию интенсивности процессов обмена этой информацией. Вторая причина – все большая специализация работников, занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей. Параллельно и очень быстро увеличивается число технических средств для обмена информацией. Есть еще одна причина, которая побуждает нас задуматься о возрастающей роли общения в современном обществе и сделать эту проблему предметом специального рассмотрения, - это увеличение числа людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением.
Коммуникативная компетентность - это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (рис. 1). Коммуникационная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций. В структуре общения можно выделить следующие основные аспекты, характеризующие взаимодействие как процесс:
1) совокупной, кооперативной деятельности;
2) информационной связи;
З) взаимовлияния;
4) взаимоотношения;
5) взаимопонимания.
Характер отношений | Форма проявления отношений |
Эмоциональные положительные отношения |
|
Деловые, относящиеся к определенной задаче |
|
Эмоциональные негативные воздействия |
|
Рис. 1 Разграничение социальных воздействий
Через различные социальные взаимосвязи происходит процесс общения. Управление современной технологией: производственной, социальной, информационной и т. п., нельзя успешно осуществить без овладения технологией как средством человеческого общения. Психология общения - это сложное, тонкое и многогранное искусство (рис. 2).
Психологическая коммуникативность есть совокупность функциональных связей, включающих в себя связи состояний (когда последующее по времени состояние является функцией предшествующего), связи развития (смена состояний на более высоком уровне, актуализация заложенных в состоянии потенций), связи управления (способ реализации определенной программы развития системы). Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Можно выделить несколько аспектов изучения общения.
1.
Информационно-коммуникативный
2.
Интеракционный – общение
3. Перцептивный аспект общения включает процесс восприятия друг друга партнерами.
4. Гносеологический аспект – человек выступает как субъект и объект социального познания.
5.
Аксиологический – общение
6.
Нормативный аспект –
7.
Семиотический аспект –
8. Социально-практический аспект
– обмен деятельностью,