Понятие о темпераменте как динамической характеристике – психической характеристики психических свойств личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 11:19, контрольная работа

Описание

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов – типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей определенного темперамента в конкретных жизненных ситуациях.

Работа состоит из  1 файл

психология.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

     Помимо  четырех типов, обычно выделяются следующие  основные свойства темперамента:

     1. Сензитивность определяется тем,  какова наименьшая сила внешних  воздействий, необходимая для  возникновения какой-либо психической  реакции человека, и какова скорость  возникновения этой реакции.

     2. Реактивность характеризуется степенью  непроизвольности реакций на  внешние или внутренние воздействия  одинаковой силы (критическое замечание,  обидное слово, резкий тон,  даже звук).

     З. Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

     4. Соотношение реактивности и активности  определяет, от чего в большей  степени зависит деятельность человека - от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроение, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.

     5. Темп реакций - характерная скорость  протекания различных психических  реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума.

     6. Пластичность и ригидность свидетельствуют,  насколько легко и гибко приспосабливается  человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно  и косно его поведение.

     7. Экстраверсия и интроверсия определяют, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт). В 40-х гг. ХХ в. У. Шелдон разработал свою концепцию темперамента (табл. 2).

     В психологической науке большинство  конституционных концепций стали  объектом острой критики.

     Известный психолог Х. Айзенк считает, что личность человека включает четыре уровня: 1—уровень отдельных реакций; II — уровень  привычных реакций; III — уровень отдельных черт личности; IV — уровень типичных черт: интро-экстраверсия, эмоциональная нестабильность (нейротЗ. Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

     4. Соотношение реактивности и активности  определяет, от чего в большей  степени зависит деятельность  человека —от случайньтх внешних  или внутренних обстоятельств  (настроение, случайньте события) или от целей, намерений, убеждений.

     5. Темп реакций — характерная  скорость протекания различных  психических реакций и процессов,  темп речи, динамика жестов, быстрота  ума.

     6. Пластичность и ригидность свидетельствуют,  насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.

     7. Экстраверсия и интроверсия определяют, от чего преимущественно зависят  реакции и деятельность человека  — от внешних впечатлений,  возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт). В 40-х гг. ХХ в. У. Шелдон разработал свою концепцию темперамента (табл. 14.4).

     В психологической науке большинство  конституционных концепций стали объектом острой критики.

     Известный психолог Х. Айзенк считает, что личность человека включает четьре уровня: 1—уровень отдельных реакций; II — уровень  привычных реакций; III — уровень  отдельных черт личности; IУ —  уровень типичных черт: интро-экстраверсия, эмоциональная нестабильность (нейротизм), психопатические черты, интеллект.

     Нейротизм — это эмоционально-психологическая  неустойчивость, подверженность психотравмам. У лиц с повышенным нейротизмом  из-за излишней впечатлительности и  обидчивости даже по пустякам может Возникать эмоциональный стресс. Они долго переживают конфликты, “не могут взять себя в руки”, часто подавлены, огорчены, раздражительны, тревожны, круг их друзей обычно сужается. Эти черты довольно стойкие и могут быть сглажены в процессе упорного самовоспитания.

     Таблица 2

     Типы  темперамента по У.Шелдону

ВИСЦЕРОТОНИЯ СОМАТОТОНИЯ ЦЕРЕБРОТОНИЯ
Расслабление  в осанке и движениях Уверенность в  осанке и движениях Заторможенность в движениях, скованность в осанке
Любовь  к комфорту Склонность  к физической деятельности Чрезмерная  физиологическая реактивность
Медленная реакция Энергичность Повышенная  склонность реакций
Пристрастие к еде Потребность в  движениях и удовольствие от них Склонность  к уединению
Социализация  пищевой потребности Потребность в доминировании Склонность  к рассуждению, исключительное внимание
Наслаждение от процесса пищеварения Склонность  к риску в игре случая Скрытность  чувств, эмоциональная заторможенность
Любовь  к компаниям, дружеским излияниям Решительные манеры Контроль мимики
Социофилия (любовь к общественной жизни) Храбрость Социофобия (страх  перед общественными контактами)
Приветливость во всем Сильная агрессивность Заторможенность в общении
Жажда любви и одобрения окружающих Психологическая нечувствительность Избегание стандартных  действий
Ориентация  на других Клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства) Агорафобия (боязнь открытого пространства)
Эмоциональная ровность Отсутствие  сострадания Непредсказуемость установок поведения
Терпимость С трудом приглушаемый голос Тихий голос, избегание  шума
Безмятежная удовлетворенность Спартанская выносливость боли Чрезмерная  чувствительность к боли
Хороший сон Шумное поведение Плохой сон, хроническая усталость
Отсутствие  взрывных эмоций и поступков Внешний вид  соответствует более пожилому возрасту Юношеская живопись и субъективное мышление
Мягкость, легкость в обращении и внешнем  выражении чувств Объективное и  широкое мышление, направленное вовне  Концентрирование, скрытое и объективное мышление
Общительность и расслабленность под действием алкоголя Самоуверенность, агрессивность под действием  алкоголя Устойчивость  к действию алкоголя и других репрессантов
Потребность в людях в тяжелую минуту Потребность в  действиях в тяжелую минуту Потребность в  уединении в тяжелую минуту
Ориентация  на детей и семью Ориентация  на занятия, свойственные юношеству Ориентация  на пожилой возраст
 

     Через деятельность личность выступает как  единое целое, а сознание служит ей как бы инструментом деятельности. Психологи знают, что в политической, как и в любой другой, деятельности определяющим стержнем является цель. Есть четкая цель — есть и конкретная деятельность, нет цели — неизбежна суета и имитация дела. Многие годы всякая инициатива снизу не получала поддержки, не могла реализоваться. И сегодня остаются актуальными проблемы убеждения и веры, интереса к созидательному, производительному труду, лидерства и др.

     Исследование  общей структуры личности дает возможность  сделать следующие выводы:

     1) личность, ее свойства и качества  зависят от общества, от всей системы общественных отношений;

     2) по мере развития общества  формируется и соответствующий  данному политическому этапу  уровень развития личности;

     3) нельзя сформировать свойства  и качества человека в отрыве  от жизни, от реальной действительности, от реальных потребностей человека;

     4) практика не подтвердила, что  в человеке коллективизм сильнее  индивидуализма

     5) нельзя сформировать у всех  одинаковые потребности. 

     2. Психология общения. 

     Общение это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения. Но общение - не только информационное взаимодействие, оно сопровождается обменом эмоциональных состояний, почему и возникает, устанавливается эмоциональный контакт и удовлетворяются потребности в общении.

     Общение есть процесс непосредственных взаимоотношений, обращения людей друг с другом, основанный на разумном понимании и  намеренной передаче знаний, мыслей и  переживаний в соответствии с  социальными нормами и условиями осуществляемой ими деятельности. Выполняемые человеком различные виды деятельности образуют различные формы и способы общения. Вне какой-либо непосредственной деятельности общение невозможно. Поэтому общение выступает как средство реализации деятельности и как ее непременное условие.

     Общение - это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению  психического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании. Психический контакт обеспечивает в общении сопереживание, взаимный обмен эмоциями. Коммуникация - это всегда процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латыни означает «общение, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь представление о том, как люди вас поняли, как они восприняли вас, как относятся к проблеме.

     Роль  и интенсивность общения в  современном обществе постоянно возрастают. Это связано с целым рядом причин. Прежде всего, переход от индустриального общества к информационному ведет к увеличению объема информации и соответственно возрастанию интенсивности процессов обмена этой информацией. Вторая причина – все большая специализация работников, занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей. Параллельно и очень быстро увеличивается число технических средств для обмена информацией. Есть еще одна причина, которая побуждает нас задуматься о возрастающей роли общения в современном обществе и сделать эту проблему предметом специального рассмотрения, - это увеличение числа людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением.

     Коммуникативная компетентность - это способность  устанавливать и поддерживать необходимые  контакты с другими людьми (рис. 1). Коммуникационная компетентность рассматривается  как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций. В структуре общения можно выделить следующие основные аспекты, характеризующие взаимодействие как процесс:

     1) совокупной, кооперативной деятельности;

     2) информационной связи;

     З) взаимовлияния;

     4) взаимоотношения;

     5) взаимопонимания.

Характер  отношений Форма проявления отношений
Эмоциональные положительные отношения
  1. Солидарность
  2. Ослабление напряжения
  3. Одобрение
Деловые, относящиеся к определенной задаче
  1. Предложение
  2. Мнение
  3. Информация
  4. Просьба об информации
  5. Просьба о мнении
  6. Просьба об обращении
Эмоциональные негативные воздействия
  1. Отклонения
  2. Напряженность
  3. Антагонизм

     Рис. 1 Разграничение социальных воздействий

     Через различные социальные взаимосвязи  происходит процесс общения. Управление современной технологией: производственной, социальной, информационной и т. п., нельзя успешно осуществить без овладения технологией как средством человеческого общения. Психология общения -  это сложное, тонкое и многогранное искусство (рис. 2).

     Психологическая коммуникативность есть совокупность функциональных связей, включающих в себя связи состояний (когда последующее по времени состояние является функцией предшествующего), связи развития (смена состояний на более высоком уровне, актуализация заложенных в состоянии потенций), связи управления (способ реализации определенной программы развития системы). Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Можно выделить несколько аспектов изучения общения.

     1. Информационно-коммуникативный (вид  личностной коммуникации, в процессе которой осуществляется обмен информацией).

     2. Интеракционный – общение анализируется  как взаимодействие индивидов  в процессе кооперации.

     3. Перцептивный аспект общения  включает процесс восприятия  друг друга партнерами.

     4. Гносеологический аспект – человек выступает как субъект и объект социального познания.

     5. Аксиологический – общение между  партнерами выступает как процесс  обмена ценностями.

     6. Нормативный аспект – регулирует  поведение индивидов исходя из  четырех нормативных поведенческих правил (уважение личности, нравственная объяснимость поступков, терпимость к человеческим недостаткам, жесткий самоконтроль).

     7. Семиотический аспект – общение  выступает как специфическая  знаковая система: язык, мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл той или иной человеческой фразы.

      8. Социально-практический аспект  – обмен деятельностью, способностями,  умениями и навыками.

     

     

     

     

     

Информация о работе Понятие о темпераменте как динамической характеристике – психической характеристики психических свойств личности