Понятие о внимании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 07:37, реферат

Описание

Внимание - это особая форма психической деятельности, которая проявляется в направленности и сосредоточенности сознания на значимых для личности предметах, явлениях окружающей действительности или собственных переживаниях.
Важной закономерностью внимания является ее избирательность, которая проявляется в том, что человек, сосредотачиваясь на одном, не замечает другой. Внимательно вслушиваясь или всматриваясь во что-то, она не слышит, что к ней обращаются, не замечает препятствий на пути.

Работа состоит из  1 файл

Внимание.docx

— 29.64 Кб (Скачать документ)

                            Понятие о внимании

Личность, находясь в бодрствующем состоянии, активно, по-действенно относится к предметам и явлениям окружающей действительности, к собственным переживаниям: что-то воспринимает, запоминает, вспоминает, о чем-то думает. В таких случаях она сосредоточивает свое сознание на том, что воспринимает, запоминает, переживает, то она бывает к чему-то внимательным.

Итак, внимание - это особая форма  психической деятельности, которая  проявляется в направленности и  сосредоточенности сознания на значимых для личности предметах, явлениях окружающей действительности или собственных  переживаниях.

Важной закономерностью внимания является ее избирательность, которая  проявляется в том, что человек, сосредотачиваясь на одном, не замечает другой. Внимательно вслушиваясь  или всматриваясь во что-то, она не слышит, что к ней обращаются, не замечает препятствий на пути.

Избирательность внимания объясняется  более выраженной тормозной действием  весомых для личности предметов  и переживаний относительно менее  значимых, которые в это время  на нее действуют. В такой ситуации предметы внимания ярче отражаются нашим сознанием.

Внимание требуется во всех разновидностях сенсорной, интеллектуальной и двигательной деятельности. Внимание сравнивают с  термометром, который позволяет  делать выводы о преимуществах методов  обучения и правильность его организации.

Внимание обусловливают не только внешние раздражители, но и способность  человека произвольно направлять ее на те или иные объекты. Эту способность называют вниманием. Она представляет собой характерологические свойства личности, благодаря которой человек обладает своим вниманием, поэтому своевременно и активно сосредотачивается, направляет внимание.

Недостаточное развитие внимательности проявляется в рассредоточенности и отвлечении, неспособности без внешних побуждений направлять и поддерживать свое внимание в процессе деятельности внутренними средствами.

Сущность внимания, его природу  психологи объясняют по-разному.

Сторонники волюнтаристской теории видят сущность внимания исключительно  в воле, хотя непроизвольное внимание не может быть объяснена волевой  деятельностью. Сторонники других теорий считают, что в проявлениях внимания ведущую роль играют чувства, хотя произвольное внимание проявляется вопреки чувствам. Искали объяснение возникновения внимание также и в изменении содержания самих представлений, не учитывая направленности личности.

На самом деле внимание значительной степени обусловлена ​​взаимовлияниями между направленностью деятельности, к выполнению которой привлечена человек, и направленностью его психических процессов. Внимание там, где направление деятельности ориентирует направленность мыслей, мнений.

Итак, внимание выражает специфическую  особенность процессов, направленность которых регулируется деятельностью, в которую они включены.

Поскольку внимание выявляет отношение  личности к предмету, на который  направлено сознание, то значимость предметов, явлений для человека играет большую  роль при сосредоточении на них внимания.

Именно этим объясняется то, что  человек, сосредоточившись на каком-либо предмете, не обращает внимания даже на сильные раздражители, которые ее имеют отношения к тому, чем  она занимается, или не имеют для  человека никакого значения. Все, что  личность считает весомым становится предметом его внимания.

Природа внимания в психологии рассматривалась  представителями различных психологических  направлений и школ в зависимости  от их взглядов на психику вообще.

Представители английской ассоциативной  психологии понятие "внимание" невключалы в систему психологии как науки. Сосредоточенность они истолковывали как ассоциации представлений.

Представители интроспективной психологии (Гербарт, В. Вундт, Э. Титченер) изучали только внутреннюю субъективную сторону внимания как явления. Внимание, на их взгляд, - это состояние сознания, характеризующееся ясностью, четкостью, интенсивностью имеющегося в ней смысла или протекания процессов. Исходя из такого понимания, В. Вундт, например, отстаивал апперцептивно-волюнтаристскую теорию внимания.

Внимание - это фиксированная точка  сознания, светлое ее поле деятельности, обусловлено переходом содержания сознания из зоны перцепции в зону апперцепции, которая, по мнению Вундта, представляет собой особую психологическую  активность, что является проявлением  неизвестной нам внутренней силы.

Американский психолог Э. Титченер понимал внимание как сенсорную качество, которое определяет особое состояние ощущения в сознании. Более яркое ощущение господствует над другими и приобретает самостоятельность, выделяется среди них, подчиняет себе менее яркие ощущения. Он считал, что яркость ощущение обусловлено нервными наклонностями, но не раскрывал, что представляют собой эти нервные склонности.

Представитель физиологического направления  в психологии Т. Циген объяснял внимание не субъективными состояниями, а борьбой чувств и неосознанных представлений за фиксированную точку сознания. Представление, что побеждает, становится осознанным, доминирующим.

 Итак, внимание - это состояние сознания представления. Изменение представлений является переход внимания с одного представления на другое. Акт сосредоточения возникает в результате ассоциативных импульсов ощущений, которые зависят от интенсивности, ясности, силы сопроводительного эмоционального тона.

Французский психолог Т. Рибо, вслед за И. М. Сеченова, считал, что внимание без ее физического обнаружения не существует. В связи с этим он выдвинул теорию двигательной внимания. Внимание, утверждал он, это духовный акт, который действует тайно, ее механизм - двигательный, то есть, влияет на мышцы в форме задержки. По мнению Т. Рибо, человек, который не умеет управлять мышцами, не способна концентрировать внимание.

Представители бихевиоризма, рассматривая психологию как науку о поведении, в своей психологической системе  определяют внимание лишь как ориентацию поведения, как установку организма  к внешним стимулам.

Приведенные данные о понимании  внимания свидетельствуют о сложности выяснения сущности внимания и особенностей ее проявления в деятельности.

Физиологические основы внимания

Внимание, как показали исследования, детерминируется соотношением возбуждений  в коре больших полушарий головного  мозга, обусловленных раздражителями, которые влияют на чувства организма, и внутренними установками и  психическими состояниями. Идеи И. П. Павлова  о ориентировочно-рефлекторную деятельность организма, позже углубленные нейрофизиологическими  исследованиями, выясняют физиологическое  основание внимания.

I. П. Павлов в ориентировочный  рефлекс понимал активные реакции  животных на изменения окружающей  среды, которые обусловливают  общее оживление и ряд избирательных  реакций, направленных на ознакомление  с изменениями ситуации.

Ориентировочный рефлекс обеспечивает живым существам возможность  приспособиться к разнообразным  внешним воздействиям на организм. Он проявляется в активном установку анализаторов на лучшее восприятие раздражителей, воздействующих на организм.

И. П. Павлов писал: "Каждую минуту каждый новый раздражитель, действующий  на нас, вызывает соответствующие движения с нашей стороны, чтобы лучше, полнее узнать этот раздражитель. Мы присматриваемся  к предмету, который появился, прислушиваемся к звукам, которые возникают , усиленно втягиваем запах, который приходит к нам. И, если предмет поблизости пытаемся прикоснуться к нему, и вообще стремимся охватить или познать каждое новое явление или предмет соответствующими воспринимающей поверхностями, соответствующими органами чувств ".

Итак, физиологическим основой  внимания является возбуждение, возникающее  в коре больших полушарий головного  мозга под влиянием раздражений, которые на нас действуют.

В процессе деятельности под влиянием внешних и внутренних раздражений  в соответствующих участках коры больших полушарий головного  мозга возникают более или  менее устойчивые очаги оптимального возбуждения. Эти оптимальные возбуждения  становятся доминирующими и вызывают торможение слабых возмущений, возникающих  в других участках коры больших полушарий.

В связи с изменением характера  и силы раздражения, которые действуют  на нас извне или изнутри организма, очаг оптимального возбуждения может  перемещаться с одних участков коры больших полушарий головного  мозга к другим. В таких случаях  меняется и направленность внимания. В заторможенных участках коры головного мозга возникает возбуждение, а участки, находящиеся в состоянии возбуждения, тормозятся.

По этому поводу И. П. Павлов писал: "Если бы можно было видеть сквозь черепную коробку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы в сознательной человека, рассуждает, как по ее больших полушариях постоянно передвигается причудливо неправильных очертаний светлое пятно, то и дело меняется в форме и по размеру, окруженная по всем полушарии более или менее значительной тенью ".

Значительный вклад в выяснение  физиологического основания внимания сделал А. Ухтомский своим учением  о доминанте. Доминанта - это господствующая участок, привлекает к себе волны  возбуждения из самых разнообразных  источников. "Доминанта - это достаточное  источник возбуждения, которое достигает  центра в определенный момент, приобретает  значение господствующего фактора  в работе других центров, накапливает  возбуждение из отдельных источников, но тормозит способность других центров  реагировать на импульсы, которые  имеют к ним непосредственное отношение".

Среди многих возбуждений, возникающих  одновременно в коре головного мозга, одно является доминирующим. Оно и  служит физиологическим основой сознательных процессов, внимания. Другие возбуждения при этом тормозятся.

Заторможены относительно слабые возбуждения (по сравнению с доминирующими) А. А. Ухтомский называл субдоминантным. Своими исследованиями он показал, что доминанта не только тормозит субдоминантных возбуждения, но и усиливается за их счет. В связи с этим доминанта становится сильнее.

Между доминантой и субдоминанты ведется  борьба. Доминантное возбуждение  остается доминирующим тех пор, пока какая-то субдоминанта не вступит большей  интенсивности, чем сила доминанты. Тогда субдоминанта становится доминантой, а доминанта - субдоминантой.

А. А. Ухтомский считал, что в  деятельности нервной системы трудно представить вполне бездоминантное состояние. Человек всегда бывает к чему-то внимательным.

Выражением доминанты, по А. А. Ухтомским, есть рабочая поза организма. В состоянии  внимания человек соответственно напрягает  мышцы, имеет своеобразный выражение  лица, особые движения, в органах  чувств при этом возникает сенсибилизация, т.е. повышается чувствительность к внешним раздражителям или снижается чувствительность к внешним раздражителям, если мы сосредотачиваемся на внутренней деятельности, на собственных психических состояниях. При этом изменяются вегетативные процессы, сердцебиение, кровообращение. Так, за этими внешними изменениями, за выразительными движениями можно сделать вывод о состоянии внимания личности.

Возникновение внимания и отвлечения объясняются влиянием взаимной индукции возбуждения и торможения. В случае, когда внимание к какой-то признаки или действия оказывается интенсивной, наблюдается снижение чувствительности к другим раздражениям.

Взаимная индукция возбуждения  и торможения является физиологическим  обоснованием самых проявлений внимания: ее устойчивости, интенсивности, отвлечение, переключение внимания и т.п..

Взаимодействие процессов возбуждения  и торможения в коре больших полушарий  головного мозга объясняет ряд  свойств внимания. Так, объем внимания можно объяснить широким или  узким центром оптимального возбуждения  участков коры больших полушарий.

Распределение внимания, то есть способность  быть внимательным к нескольких объектов или действий одновременно, объясняется тем, что привычная деятельность может осуществляться и теми участками коры, что в определенной степени находятся в состоянии торможения. Перевод внимания с одного объекта на другой объясняется перемещением оптимального возбуждения с одного участка коры в другую в связи с возникновением нового раздражения.

Скорость перевода внимания у разных людей бывает разной. Это зависит  от типа нервной системы организма. Возбудимый тип быстрее переключает  внимание с одного объекта на другой, чем организм с инертным типом нервной системы.

Современные нейрофизиологические исследования убеждают, что процессы внимания связаны  не только с корой больших полушарий  головного мозга, но и подкорковыми его образованиями. Выборочный характер внимания обеспечивается состоянием бодрости коры головного мозга, который поддерживается восходящими импульсами ретикулярной формации. Но состояние бодрости коры обеспечивается не только восходящей активирующей ретикулярной системой, но и нисходящей системой.

Если восходящая ретикулярная система, которая несет импульсы к коре головного мозга, является биологически обусловленной форме активации (обменные процессы, элементарные поезда организма), то нисходящая ретикулярная система  вызывает активирующее влияние импульсов, возникающих в коре головного  мозга, на подкорковые образования  и тем самым обеспечивает высшие формы выборочной активации, связанные  со сложными задачами сознательной деятельности.

Среди мозговых механизмов внимания большую роль играют лобные участки  головного мозга. Они принимают  непосредственное участие в повышении  уровня бодрствования согласно тех задач, которые человек должен решить, и таким образом обеспечивают проявления высших произвольных форм внимания.

Показатели нейрофизиологических исследований доказывают, что активацию  лобных долей головного мозга  человека приводит речевая деятельность, языковая инструкция организации действий.

Информация о работе Понятие о внимании