Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 07:37, реферат
Внимание - это особая форма психической деятельности, которая проявляется в направленности и сосредоточенности сознания на значимых для личности предметах, явлениях окружающей действительности или собственных переживаниях.
Важной закономерностью внимания является ее избирательность, которая проявляется в том, что человек, сосредотачиваясь на одном, не замечает другой. Внимательно вслушиваясь или всматриваясь во что-то, она не слышит, что к ней обращаются, не замечает препятствий на пути.
Разновидности и формы внимания
В психологии различают непроизвольную, произвольную и после произвольное внимание.
Все виды внимания тесно связаны между собой и при определенных условиях переходят друг в друга.
Непроизвольное внимание возникает неожиданно, независимо от сознания, непредвиденное, в условиях деятельности или отдыха, на досуге под влиянием самых раздражителей, которые влияют на тот или иной анализатор организма. Она присуща и человеку, и животным, хотя возникновение ее у человека качественно отличается от непроизвольного внимания животных.
Человек, в отличие от животного, может овладеть свою непроизвольное внимание, предмет самопроизвольного сосредоточения может стать предметом сознательного сосредоточения.
Физиологическим основой непроизвольного внимания является безусловно-рефлекторная ориентировочная деятельность мозга. Нейрофизиологическим ее механизмом является возбуждение, поступающие в кору из подкорковых участков больших полушарий головного мозга.
Непроизвольное внимание возникает
при условии, что сила воздействия
посторонних раздражителей
Возбудителями непроизвольного внимания могут быть не только внешние предметы, обстоятельства, а внутренние потребности, эмоциональные состояния, наши стремления - все то, что почему-то волнует нас. Чаще непроизвольное внимание возникает тогда, когда человек утомлен, из-за неблагоприятных условий труда (жарко, холодно, загрязненный воздух в помещении) или когда деятельность, которой человек занимается, ее не интересует, не требует интенсивной умственной активности.
Непроизвольное внимание является
кратковременной, но при определенных
условиях, в зависимости от силы
воздействия посторонних
Произвольное внимание - это сознательно
направленное сосредоточения личности
на предметах и явлениях окружающей
действительности, на внутренней психической
деятельности. Произвольное внимание
своим главным компонентом
Характерными особенностями
Произвольное внимание своим физиологическим
обоснованием имеет условно-рефлекторную
деятельность головного мозга, способность
тормозить ненужные движения и действия.
Положительная индукция нервных
процессов - одна из главных физиологических
основ произвольного внимания. Есть
все основания полагать, что одним
из главных нейрофизиологических механизмов
произвольного внимания является работа
лобных долей коры больших полушарий
головного мозга, которые многие
исследователи функций
В произвольной виду ведущим является выбор предмета сосредоточения, способов действий, который сопровождается борьбой мотивов. Осознание процесса действий, каждого его этапа - главное, что вызывает сосредоточение на каждом этапе деятельности и готовит к сосредоточенности на следующем ее этапе. Этот динамичный сторону произвольного внимания требует умения распределять внимание между всей деятельностью - от начала до конца и между отдельными ее этапами.
Главным возбудитель произвольного внимания является осознаваемые потребности и обязанности, интересы человека, цель и средства деятельности.
Чем отдаленее во времени цель и чем сложнее условия и способы ее достижения, чем меньше привлекает человека сама деятельность, тем большего напряжения сознания и воли, а значит, и произвольного внимания, она нуждается. Такая деятельность, а именно такой является учебная и трудовая деятельность, требует надлежащего сосредоточения внимания и ее направления.
Последовательное внимание, как убеждает опыт и специальные исследования, возникает в результате сознательного сосредоточения на предметах и явлениях в процессе произвольного внимания. Преодолевая трудности при произвольного сосредоточения, человек привыкает к ним, сама деятельность вызывает появление определенного интереса, а порой и захватывает ее исполнителя, и внимание приобретает характер самопроизвольного сосредоточения.
Поэтому последовательное внимание называют еще и вторичной невольной вниманием. В последовательном напряжении воля ослабевает, а интенсивность внимания не уменьшается, остается на уровне произвольного внимания. Хотя в после произвольное виду сознательное сосредоточение на объекте деятельности и его отдельных этапах и уменьшается, однако этот вид внимания, как и произвольное внимание, является заведомо контролируемым. Благодаря тому, что интенсивность напряжения в после произвольное виду уменьшается, а интерес к деятельности растет, она становится более продолжительной и продуктивной. Поэтому важно в процессе деятельности - учебной, трудовой - средствами ее организации и методами труда способствовать переходу внимания от произвольного к последовательному.
В учебной деятельности очень важно способствовать появлению у учащихся последовательного внимания. Обучение, как известно, является трудной деятельностью и сравнительно быстро утомляет, особенно тогда, когда содержание урока заинтересовывает. Поэтому после произвольное внимание на уроке способствует успешному выполнению учащимися учебных задач и уменьшению субъективного ощущения усталости.
В зависимости от содержания деятельности внимание направляется либо на внешние, непосредственной данные предметы, явления и движения собственного тела, которые являются объектом наших чувств и восприятий, или на внутреннюю, психическую деятельность. В связи с этим выделяют внешнюю, или сенсорную и двигательную (шторная) внимание и внутреннюю, интеллектуальную внимание. Разделение внимания на внешнюю и внутреннюю, конечно, условный, но эти формы проявления внимания имеют свои особенности, на которые нужно учитывать, организуя и руководя учебной, трудовой и спортивной деятельности человека. Внешняя внимание играет ведущую роль в наблюдении предметов и явлений окружающей действительности и их отражении нашим сознанием. Она проявляется в активной установке, в направлении органов чувств на объект восприятия и наблюдения, в сосредоточении на действующих органах тела - руках, ногах, на их напряжении.
Внешняя внимание (сенсорная, двигательная) ярко проявляется в своеобразных движениях глаз, головы, выражении лица, в мимических и пантомимических выражениях и движениях, в своеобразной готовности осуществлять те или иные трудовые, учебные, спортивные задачи.
Сосредоточение на предметах и явлениях действительности способствует повышению чувствительности, т.е. сенсибилизации органов чувств - зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, а также темперамента, статических и кинестетических состояний организма и его органов.
Сенсибилизация органов чувств способствует более четкому выборочному восприятию предметов и явлений, их элементов.
Во внешней виду выделяют сосредоточение
на ожидаемых предметах и
Внутренняя, или интеллектуальная,
внимание направляется на анализ деятельности
психических процессов (восприятия,
памяти, воображения, мышления), психических
органов и переживаний. Она ярко
проявляется, например, при решении
задач мысленно, в припоминании,
в рассуждении мысленно. Художник
Богданов-Бельский удачно изобразил
проявления внутренней внимания учащихся
в своей картине "Устный Счет",
а художник Перов ярко передал
переживания охотников в
Способность концентрироваться на внутренней, психической деятельности имеет большое практическое значение. Такое сосредоточение связано со способностью представлять предметы и процесс действия, мысленно анализировать их. При этом важное значение имеет внутренняя речь. Самосознание невозможна без сосредоточения на внутренних, субъективных состояниях и индивидуальных особенностях психической деятельности личности.
В состоянии внутреннего внимания чувствительность органов чувств снижается, человек не замечает знакомых, не слышит, когда к нему обращаются, отвлекается от деятельности, которую выполняет. Поэтому в любой деятельности - трудовой, учебной, спортивной - нецелесообразно одновременно загружать и внешнее, и внутреннее внимание.
Например, нецелесообразно давать
ученикам задание решать про задачу
или вспоминать формулу, дату, название
и в настоящее время