Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 15:46, контрольная работа
В настоящей работе будут рассмотрено понятие кризиса с точки зрения психологии развития, будут представлены виды и категории кризисов, отдельное внимание будет уделено теоретическому представлению о возрастных кризисах, их фазах и хронологической периодизации.
Вступление
Понятие кризис
Возрастные кризисы
Личностный кризис
Кризис смысла жизни
Заключение
Список использованной литературы
16
Тема контрольной работы:
«Понятие о возрастных кризисах. Кризис смысла жизни »
Содержание
Вступление
Понятие кризис
Возрастные кризисы
Личностный кризис
Кризис смысла жизни
Заключение
Список использованной литературы
Вступление
В житейском понимании понятие кризис воспринимается не однозначно.
С одной стороны, можно сказать, что развитие человека должно быть гармоничным и бескризисным. Кризисы – ненормальное «болезненное» явление результат неправильного воспитания.
С другой стороны, наличие кризисов в развитии закономерно, ребенок, не переживший кризис, не будет полноценно развиваться дальше. Кризисный период открывает новые возможности, пробуждает внутренние резервы человека. В норме критический период представляет собой акт развития, если в процессе его преодолевается внутреннее противоречие и возникает новый опыт.
На различных этапах своего жизненного пути человек сталкивается с переломными этапами развития личности.
В настоящей работе будут рассмотрено понятие кризиса с точки зрения психологии развития, будут представлены виды и категории кризисов, отдельное внимание будет уделено теоретическому представлению о возрастных кризисах, их фазах и хронологической периодизации.
Далее мы обратимся к вопросу о кризисе смысла жизни, подойдя к нему через рассмотрение личностного кризиса, так как становление личности взрослого человека не возможно без решения смысложизненных задач.
16
Понятие кризис (от гр. кrisis- решение, поворотный пункт) характеризует состояние, порождаемое вставшей перед индивидом проблемой, от которой он не может уйти и не может разрешить в короткое время и привычным способом»
Кризис - это ситуация невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, когда субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) при чем препятствие с которым сталкивается личность в кризисе, не может больше устранено способами, известными личности из её прошлого (по И.Г. Малкиной-Пых).
Кризис – состояние человека при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности в определённый момент развития личности. Затяжной, хронический кризис несет в себе угрозу социальной дезадаптации, суицида, нервно-психического или психосоматического страдания. Хронизация кризиса присуща людям с выраженной акцентуацией характера, незрелым мировоззрением («мир прекрасен» — «мир ужасен»), однонаправленностью жизненных установок. Именно такие люди нуждаются в помощи в период переживания кризиса, который рассматривается не только как трудный и ответственный период жизни, но как тупик, делающий дальнейшую жизнь бессмысленной.
И теоретики, и практики считают, что в ситуации кризиса при попытке овладения стрессовым состоянием человек переживает определенный вид физической и психологической перегрузки. Эмоциональные напряжения и стрессы могут приводить либо к овладению новой ситуацией, либо к срыву и ухудшению выполнения жизненных функций. Хотя некоторые ситуации могут быть стрессовыми для всех людей, они оказываются кризисами для тех, кто особенно раним в силу личностных особенностей.
Кризисные ситуации и кризисы разнообразны, как сама жизнь человека. В психологической литературе определены основные виды кризисов, которые может испытывать человек:
кризисы развития (возрастные кризисы);
кризисы утраты и разлуки;
травматические кризисы
кризисы отношений и состояния души;
кризисы смысла жизни;
морально-этические кризисы.
Кроме этого кризисы классифицируют по нескольким критериям:
возрастному
длительности (кратко – и долговременный)
результативности (конструктивный и деструктивный)
деятельностному (кризис операциональной стороны жизнедеятельности: не знаю, как жить дальше; кризис мотивационно-целевой стороны жизнедеятельности: не знаю для чего жить дальше; кризис смысловой стороны: не знаю зачем вообще жить дальше [2, с. 65]
16
В психологии существует понятии возрастного кризиса, который представляет собой период развития, характеризующийся определенными признаками и знаменующий собой переход на новую ступень развития.
Каждый возраст имеет определенные нормативы, которые обозначаются как задачи возрастного развития и при помощи которых можно оценить адекватность психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития человека.
Возрастные кризисы стали предметом изучения многих психологов, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Среди психологов советской психологической школы следует назвать Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева.
Согласно представлениям этих исследователей возрастные кризисы определяются как особые, относительно не продолжительные по времени (до года), возрастные периоды, характеризующиеся резкими психическими изменениями.
Возрастные кризисы возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой, связны системными качественными изменениями в сфере социальных отношений человека, его деятельности с и сознания. [1, с. 43]
В отечественной психологии термин «возрастные кризисы » введен Л.С. Выготским и определен как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов.
По Л.С. Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Форма и длительность этих процессов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей социальных и микросоциальных условий.
Форма ведущей деятельности в предшествующем возрасте уже себя изживает – внутри нее возникают предпосылки и мотивы новой формы, что неизбежно приводит к определенному затуханию прежних видов активности, прежних отношений и внутренней жизни, к замедлению развития.
Возрастные новообразования возникают в два этапа: формирование новообразования (в стабильный период и субъективация (в кризисе). Под субъективацией понимается превращение новообразования в новые способности самого действующего субъекта. Новообразование возраста перестраивает личность в целом, поскольку определяет новое отношение к традиционно выделяемым трем сферам сознания: отношение к себе, предметному миру и миру людей.
Возрастной кризис проходит ряд фаз и этапов:
предкритическая фаза – возникает противоречие между объективной и субъективной составляющими социальной ситуации развития (средой и отношением к ней субъекта)
критическая фаза – противоречие обостряется, кульминация кризиса:
1 этап – попытка реализовать общие представления об деальной форме в реальной жизненной ситуации;
2 этап- конфликт, в результате которого выясняется невозможность прямого воплощения идеальной формы в реальную жизнь;
3 этап – рефлексия, интериоризация конфликта между желаемым и реальным.
посткритическая фаза – образование новой социальной ситуации развития, через установление новой гармонии между её составляющими, противоречие разрешается.
Для периодов возрастных кризисов характерны процессы перехода к новому типу взаимоотношений детей со взрослыми, при которых учитываются новые, возросшие особенности ребенка, а так же смена деятельности с последующей перестройкой сознания ребёнка.
Хронологически выделяют следующие возрастные кризисы:
кризис новорожденности;
кризис одного года;
кризис трёх лет;
кризис семи лет;
пубертатный кризис;
кризис семнадцати лет;
кризис тридцати лет;
кризис сорока лет;
пенсионный кризис;
кризис смерти.
16
Поскольку развитие взрослых людей принимает новую форму – форму саморазвития, когда повышается роль активности самой личности, правомерным будет называть возрастные кризисы взрослости кризисами личностного роста, тем самым мы делаем акцент на развитии личности взрослого.
По мере того, как индивид из «объекта» формирования превращается в сознательное, саморегулируемое существо, т.е. становится зрелой личностью, значимость критериев периодизации изменяется, и на первый план выступают личностные новообразования. Если в развитии ребёнка иерархия критериев такова: 1) социальная ситуация развития;
2) ведущая деятельность;
3) личностные новообразования.
В период взрослости она заменяется: 1) личностные новообразования;
2) ведущая деятельность;
3) социальная ситуация развития, т.е. зрелая личность в ходе развития все более самостоятельно выбирает или изменяет и свою ведущую деятельность, и социальную ситуацию своего развития и благодаря этому самое себя. [2, с 59]
Механизм проживания личностных кризисов в период взрослости можно описать с точки зрения тех противоречий, которые возникают во внутреннем мире личности и являются движущей силой её развития. Необходимым условием их возникновения является наличие развитой структуры личности, её «Я», достаточно высокого уровня развития чувств и ценностей человека.
В процессе самосознания происходит наращивание личностью знаний о себе, своем «Я», сопровождающееся переживаниями личности, вызванные столкновением двух тенденций в развитии: тенденции к сохранению стабильности с определенной совокупностью знаний о «моем» и тенденции к развитию индивидуальности с новым знанием о том, что должно стать «моим».
В зависимости от степени зрелости личности, ценности нового знания о себе и прочих факторов столкновение этих двух тенденций всегда сопровождается возникновением эмоционального переживания отрицательной или положительной валентности. Тот факт, что конфликт возник, свидетельствует о том, что личность была подготовлена к переходу на новый уровень психологической зрелости, установка на принятие нового уже была сформулирована.
Для возникновения личностного кризиса существующее противоречие должно достичь определенного уровня развития. На первом уровне отмечается относительное социально – психическое равновесие; на втором уровне равновесие нарушается, затрудняя основные виды деятельности личности; на третьем уровне равновесие нарушается до такой степени, что не возможна реализация планов, происходит «разрыв» жизни, когда существенное различие перерастает в противоположность, полярность антагонизм. На этом же уровне противоречия ставят под удар фундаментальные для личности основы её жизни, сложившиеся установки принципы, всю систему мотивации.
Таким образом, чтобы понять сущность кризиса, необходимо знать какие противоречия нарушили баланс внутренней жизни личности, что представляют собой их противоположности и каковы перспективы «снятия» субъектом деструктивной, отрицательной, направленности созревшего противоречия.
Противоречия, вызывающие кризис личности теоретически можно сгруппировать на:
а) противоречия между жаждой жизни и её обесцениванием;
б) конфликт между старым и новым (в творчестве, в семейных отношениях);
в) противоречия в нравственных убеждениях человека, между личными чувствами и долгом, правдой и ложью, добром и злом;
г) неопределенность, двойственность взаимоотношений с окружающими;
д) неудовлетворённость смысложизненной потребности в общении, во взаимопонимании и т.д.
Перечень противоречий неограничен, как и круг человеческих потребностей, но лишь в границах внутреннего мира человека, ограниченных его индивидуальностью, происходит накал неудовлетворенных смысложеизненных стремлений, порождающий либо взрыв энергии, направленной на уничтожение этого состояния либо беспомощностью перед неразрешимостью конфликта. [2, с. 61]
В зарубежной психологии большое внимание кризисам уделяется в рамках психоаналитической концепции. Проблемный характер переходов от одной возрастной ступени к дугой определяется не столько внешними преградами (требованиями жизни), сколько их преобразованием во внутренние, возникновением внутреннего конфликта. Проблемы могут порождать внутренние душевные трудности (чувство неполноценности, нарушение душевного равновесия), связанные с предыдущими этапами развития.
Вопрос о смысле жизни сопровождает личностное развитие человека, вставая особенно остро на переходных этапах жизненного пути.
Для более подробного рассмотрения этой проблемы, стоит предварительно проанализировать само понятие «смысл жизни».
В. Франкл определяет смысл жизни как основную потребность человеческого существования, причем он говорит не о смысле жизни вообще, а о смысле каждой конкретной ситуации и каждого конкретного человека.
И. Ялом разводит понятия “смысл” и “цель” жизни
“Смысл” обозначает ощущение значения, целостности, связности, некоего порядка. Это общий термин для того, что должно чем-то выражаться. Поиски смысла подразумевают поиски связи. “Цель” относится к намерению, задаче, функции. Когда мы интересуемся целью чего-либо, мы спрашиваем о его роли или функции. Что оно делает? Зачем?
Однако в традиционном понимании “цель” жизни и “смысл” жизни взаимозаменяемы, и соответственно их можно использовать как синонимы.
Вопрос о смысле жизни – это то, что некоторые философы называют ”земным смыслом”. Земной смысл (”смысл моей жизни”) включает в себя цель, человек, обладающий ощущением смысла, воспринимает жизнь как обладающую какой-то целью или функцией, которую нужно выполнить, некой ведущей задачей или задачами для приложения себя. [4, с. 473]
Информация о работе Понятие о возрастных кризисах. Кризис смысла жизни