Понятие о возрастных кризисах. Кризис смысла жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 15:46, контрольная работа

Описание

В настоящей работе будут рассмотрено понятие кризиса с точки зрения психологии развития, будут представлены виды и категории кризисов, отдельное внимание будет уделено теоретическому представлению о возрастных кризисах, их фазах и хронологической периодизации.

Содержание

Вступление
Понятие кризис
Возрастные кризисы
Личностный кризис
Кризис смысла жизни
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.doc

— 90.00 Кб (Скачать документ)

Смысл жизни, несомненно, каждый человек представляет по своему, но общим психологическим знаменателем различных содержательных истолкований смысла жизни является стремление к самоосуществлению. Понятие «смысла жизни»  можно проанализировать через три содержательных аспекта:

      нормативный (некоторая модель «должного» смысла жизни индивида, которая выводится из общих идейных посылок той или иной философско-мировоззренческой системы);

      реальный (действительный смысл жизни той или иной личности -объективная направленность её общественной жизнедеятельности);

      субъективный  (осознаваемый конкретным индивидом смысл своей жизни как определенное целевое образование, отвечающее на вопрос, для чего живет данный человек)

Смысл жизни, как правило, не исчерпывается одной, хотя бы и очень важной идеей или целью, а представляет собой сложный комплекс «больших» и «малых» смыслов и целей. Все они находятся в процессе постоянного изменения, уточнения, развития под воздействием реальности и при попытках их реализации. Обретенный и осознанный человеком смысл жизни приобретает определенную независимость от породивших его условий и обстоятельств и оказывает существенное влияние на жизнь и судьбу человека. [2, с. 103]

Если рассматривать проблему поиска смысла жизни через призму возрастной кризисной периодизации, то стоит отметить несколько  этапов её развития.

1.                               Подростковый и юношеский возраст – начало сознательного смысложизненного определения, когда происходит формирование самосознания в целом. Размышления о смысле жизни в юности  направлены на познание своего предназначения, а на  поиск ответа на вопрос: «для чего я живу?», обычно разворачивается в систему конкретных жизненных планов, в которых личность предполагает осуществить себя.

2.                               Кризис «середины жизни» - этот этап рассматривается как время критической переоценки своей жизни, её анализа. Изменяется представление о своей жизни, иногда утрачивается интерес к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях происходит разрушение прежнего образа жизни. Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. Кризисное состояние возникает в следствии нереализованности жизненного замысла. Полная потеря смысла жизни («экзистенциальный вакуум») возможна тогда, когда в жизненном мире нет не одного значимого сущностного мотива. В конце периода человек подходит к решению экзистенциальных проблем, уяснению смысла своей жизни, подведению её первых итогов.[1,с. 116]

3.                               Кризис старости - человек осмысливает не только текущую, но и всю прожитую жизнь. Основная потребность этого периода убедиться в ценности прожитой жизни. Оглядываясь назад, человек должен пересмотреть свои достижения и неудачи. Это становится возможным только тогда, когда успешно завершились предыдущие стадии, часто происходит сужение, угасание смысла жизни, который сводится к идеи выживания. [3, с. 93]

Таким образом, можно сказать, что вопрос о смысле жизни решает каждый человек на разных ступенях личностного роста, а успешность разрешения кризиса на предыдущем этапе влияет на его протекание в последующем.

 

 



16

 

 

Заключение

В течение кризисных периодов человек совершает важную духовную работу и начинает понимать, что ему необходимо изменить в себе самом, чтобы строить новую жизнь на реальной основе. Сущностью каждого кризиса является выбор, который должен сделать человек между двумя альтернативными вариантами решения возрастных задач развития. Принятое решение сказывается на успешности развития всей последующей жизни. Через кризисы и соответствующие им выборы происходит развитие идентичности личности.

Психологическая форма постановки проблемы смысла жизни на разных этапах жизненного пути личности различна. В развитии смысла жизни можно выделить три критические точки:

      период становления личности её смысложизненных выборов, направленный на формирование перспективы;

      кризис «середины жизни»- осмысление зрелой личностью своего настоящего;

      кризис старости – ретроспективное подведение итогов прожитой жизни.

Проблема поиска смысла жизни актуальна для человека на любом этапе возрастного развития. Особое значение она приобретает в период "двойного кризиса" - возрастного и личностного.



16

 

 

Список использованной литературы

 

1.      Косякова О.О., Возрастные кризисы /О.О. Косякова. –Ростов н/Д: Феникс, 2007.-224с.

2.      Купи С.В., Кризисы личностного роста: возрастные, профессиональные, семейные, духовные/С.В. Купи .-Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2009.-189с.

3.      Малкина- Пых И.Г. Кризисы пожилого возраста/ И.Г. Малкина- Пых.-М: изд-во Эксмо, 2005-368с.

4.      Ялом И.  Экзистенциальная психотерапия/Пер. с англ. Т.С. Драбкиной. — М.: Не­зави­симая фир­ма “Класс”, 1999. — 576 с.



Информация о работе Понятие о возрастных кризисах. Кризис смысла жизни