Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 15:46, контрольная работа
В настоящей работе будут рассмотрено понятие кризиса с точки зрения психологии развития, будут представлены виды и категории кризисов, отдельное внимание будет уделено теоретическому представлению о возрастных кризисах, их фазах и хронологической периодизации.
Вступление
Понятие кризис
Возрастные кризисы
Личностный кризис
Кризис смысла жизни
Заключение
Список использованной литературы
Смысл жизни, несомненно, каждый человек представляет по своему, но общим психологическим знаменателем различных содержательных истолкований смысла жизни является стремление к самоосуществлению. Понятие «смысла жизни» можно проанализировать через три содержательных аспекта:
нормативный (некоторая модель «должного» смысла жизни индивида, которая выводится из общих идейных посылок той или иной философско-мировоззренческой системы);
реальный (действительный смысл жизни той или иной личности -объективная направленность её общественной жизнедеятельности);
субъективный (осознаваемый конкретным индивидом смысл своей жизни как определенное целевое образование, отвечающее на вопрос, для чего живет данный человек)
Смысл жизни, как правило, не исчерпывается одной, хотя бы и очень важной идеей или целью, а представляет собой сложный комплекс «больших» и «малых» смыслов и целей. Все они находятся в процессе постоянного изменения, уточнения, развития под воздействием реальности и при попытках их реализации. Обретенный и осознанный человеком смысл жизни приобретает определенную независимость от породивших его условий и обстоятельств и оказывает существенное влияние на жизнь и судьбу человека. [2, с. 103]
Если рассматривать проблему поиска смысла жизни через призму возрастной кризисной периодизации, то стоит отметить несколько этапов её развития.
1.
2.
3.
Таким образом, можно сказать, что вопрос о смысле жизни решает каждый человек на разных ступенях личностного роста, а успешность разрешения кризиса на предыдущем этапе влияет на его протекание в последующем.
16
В течение кризисных периодов человек совершает важную духовную работу и начинает понимать, что ему необходимо изменить в себе самом, чтобы строить новую жизнь на реальной основе. Сущностью каждого кризиса является выбор, который должен сделать человек между двумя альтернативными вариантами решения возрастных задач развития. Принятое решение сказывается на успешности развития всей последующей жизни. Через кризисы и соответствующие им выборы происходит развитие идентичности личности.
Психологическая форма постановки проблемы смысла жизни на разных этапах жизненного пути личности различна. В развитии смысла жизни можно выделить три критические точки:
период становления личности её смысложизненных выборов, направленный на формирование перспективы;
кризис «середины жизни»- осмысление зрелой личностью своего настоящего;
кризис старости – ретроспективное подведение итогов прожитой жизни.
Проблема поиска смысла жизни актуальна для человека на любом этапе возрастного развития. Особое значение она приобретает в период "двойного кризиса" - возрастного и личностного.
16
1. Косякова О.О., Возрастные кризисы /О.О. Косякова. –Ростов н/Д: Феникс, 2007.-224с.
2. Купи С.В., Кризисы личностного роста: возрастные, профессиональные, семейные, духовные/С.В. Купи .-Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2009.-189с.
3. Малкина- Пых И.Г. Кризисы пожилого возраста/ И.Г. Малкина- Пых.-М: изд-во Эксмо, 2005-368с.
4. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия/Пер. с англ. Т.С. Драбкиной. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1999. — 576 с.
Информация о работе Понятие о возрастных кризисах. Кризис смысла жизни