Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 02:16, реферат
Толпа , человек в толпе, слабоорганизованная общность, стихия толпы, виды толпы, механизмы поведения людей в толпе ,циркулярная реакция ,регуляция поведения людей в толпе.
Введение…………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы.
1.1 Понятия «толпы»…………………………………………
1.2 Виды толпы……………………………………………….
Глава 2. Особенности поведения……………………………………
Заключение………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………
ПЛАН
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы.
1.1 Понятия «толпы»…………………………………………
1.2 Виды толпы……………………………………………….
Глава 2. Особенности поведения……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Толпа , человек в толпе, слабоорганизованная общность, стихия толпы, виды толпы, механизмы поведения людей в толпе ,циркулярная реакция ,регуляция поведения людей в толпе.
К числу больших, но слабо организованных общностей относится. Этот феномен известен давно. Со времен образования первых совместных поселений люди начали жить скучено, на ограниченном пространстве, в результате чего в тех или иных обстоятельствах ( во время социальных волнений, при стихийных бедствиях, нападении врагов) они часто превращались в толпу - контактную, возбужденную общность индивидов, обладающих огромной, несоизмеримой с индивидуальной, силой, способной в один миг сотворить или уничтожить, поднять или опустить человека.
В российской общественно-психологической литературе толпа почти никогда не являлась предметом самостоятельного изучения. Работы отечественных исследователей в дореволюционный период, как правило, были ориентированы на рассмотрение общих признаков толпы как феномена, анализируемого в рамках осмысления последствий стихийных выступлений -бунтов, сходок погромов. В советские же времена ученые, в традиционном ключе анализируя поведение, настроения больших групп людей и их влияние в общественной жизни, фрагментарно обращали внимание и на толпу, проявляя при этом субъективизм в ее оценке, препятствовавший получению полного представления о ней и ее месте и роли в жизни общества. Сегодняшнее развитие нашего государства с его экстремальными условиями межличностных отношений и стихийными формами реагирования на них требует особого внимания к проблеме толпы и ее изучения.
Глава 1. Теоретические основы.
Подлинная стихия толпы - социально-политические кризисы, сотрясающие жизнь людей, а также периоды, переходные от одного состояния общества к другому. Ощущения неблагополучия , тревоги, несправедливости ,угрозы своему существованию вместе с решимостью устранить причины создавшегося положения заставляют людей различных профессий, пола, возраста, образования, вероисповедания и национальности экстренным образом самостоятельно мобилизоваться, чтобы выступить против неопределенной опасности или конкретных виновников зла. Так рождается толпа-эта кажущаяся случайность, собрание разнородных людей, ощущающих локоть друг друга, свою постоянно растущую силу.
На всем протяжении истории толпы боялись или восхищались ее силой, ее противопоставляли личности, организованной группе и в то же время силами пытались быть похожими на нее и позаимствовать некоторые качества, присущие ей. Толпой пытались управлять не только для того чтобы справиться с ее гневом, но и для того, чтобы направить этот все сметающий гнев а кого-либо ненавистного.
Прежде чем дать характеристику описываемого социального феномена, надо выяснить, что входит в само понятие «толпа». Ее исследователи неизбежно сталкиваются с проблемой определения. Несмотря на многочисленные труды, посвященные этой проблеме, « толпа» на сегодняшний день не имеет единого и однозначного смыслового значения, широко признанного всеми социальными науками. Существуют разные определения толпы. Общим для всех них является противопоставление толпы всем устойчивым социальным общностям, лишение толпы четких признаков и особенностей, что вообще затрудняет понимание ее в качестве социального феномена.
Даже с лингвистической точки зрения возникают проблемы перевода этого понятия. Перевод английского слова «crowd» у нас означает толпу, хотя на самом деле это слово выражает скопление большого числа людей в ограниченном пространстве, поэтому оно вполне применимо и к организованному митингу, и к аудитории (публике) театра, и к пассажирам вагона метро, и к неорганизованной массе. В западной психологии этот термин интерпретируют также как синоним слов «масса», «массовость» и в таком понимании связывают его с революционными и общественными движениями.
Русскоязычному слову «толпа» в английском языке наиболее соответствует понятие «mob»,которое означает возбужденное, беспорядочное скопление людей. Изменчивость толпы отразилась в самом этот термине, берущем свое начало от латинского «mobilie vulgus».
Для социальной философии характерно отождествление этого понятия с невежественностью. При этом толпа рассматривается в контексте массы, массовой культуры, массовых действий. Одной из главных причин катаклизмов в ХХ в., считали западные философы Ортега-и – Гассет, Канетти. Франкл, является широкий приток масс в политику и культуру. Господство же масс - это господство посредственности, нравственный кризис . Разрушение старых ценностей и дискредитация новых неизбежно ведут к вырождению общества. Толпа, по мнению Франкла, подавляет в себе все достоинства и истинную ценность людей, извлекая из них чисто утилитарную ценность.
В социологии и политологии широко распространен подход к толпе как случайному множеству. В этом смысле оно определяется как аморфное образование, традиционно противопоставляемое стабильным социальным образованиям - группах, классам, слоям. Такая « социальная масса» не имеет не организации, ни обычаев, ни традиций, ни установленных правил поведения, ни собственного лица. Исследователи делают упор на случайность и разрозненность образования толпы, на ненормальность ее поведения.
Наиболее распространено значение термина «толпа» как психологической массы людей. Оно выступает основой для объяснения самых различных сфер социальных отношений и социального поведения человека, не являющегося непосредственно наблюдаемым. Описание функционирования общества по способу поведения толпы ведет к переносу понятия толпы на общество в целом. В основу таких интерпретаций положены закономерности «психологии масс» Лебона и Фрейда.у которых поведение людей в толпе рассматривается как форма массового психоза. В этом случае толпа не рассуждает, а повинуется страстям, на смену сознательной деятельности приходит бессознательное поведение людей.
По мнению Г. Лейбона «С психологической точки зрения толпа-это собрание людей, обладающих определенными чертами, отличающимися от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания».
Приведем несколько дефиниций толпы. В.Даль в своем Толковом словаре дает самое распространенное определение толпы на сегодняшний день: «Толпа - скопище, сборище, сходбище, толкотня, множество сошедшихся вместе людей, а иногда и о скоте, орда, орава, ватага»
Военный психолог прошлого века А.С Резанов психологической толпой называл собрание неопределенного количества лиц, находящихся под действием одних и тех же возбудителей, вследствие чего таковое собрание характеризуется упадком волевой деятельности индивидов и развитием бессознательного подражания, при повышенном состоянии внушаемости.
Определения толпы, сделанные современными исследователями, пестрят разбросом формулировок. Так, например, Б.Ф.Поршнев отмечает, что «толпа- это иногда совершенно случайное множество людей. Между ними может быть никаких внутренних связей, они становятся общностью лишь в той мере, в какой охвачены одинаковой негативной, разрушительной эмоцией по отношению к людям ,установлениям, событиям. Толпу подчас делает общностью только то, что она против чего-либо. Это начальная и низшая форма социально-психологической общности». Согласно мнению Б.Ф.Поршнева, толпы без образа врага не бывает. Ей свойственны нигилистические настроения, недоверчивое отношение к окружающему. Толпа редко бывает « за»,чаще всего она «против».
В «Психологическом словаре» толпа определяется как « бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания». Ясно, что термин толпа является многозначным и употребляется при описании явлений и процессов, весьма далеких друг от друга по своей природе.
С.К. Рощин в свое время писал,
что в данный момент все определения
толпы не позволяют выделить те особенности,
которые принципиально отличают
ее от других человеческих спонтанных
групп. «Митинг и даже театральная
аудитория могут при
С.К.Рощин дал и свое, по его мнению, более правильное и психологически насыщенное определение толпы как общности, которая представляет собой «изначально неорганизованные (или потерявшее организованность) скопление людей, не имеющее общей осознанной цели (или утратившее ее) и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения».
Наличие толпы ориентирует на присутствие: определенной общности; какой-то связи между людьми, которая может быть и второстепенной ,и временной, и случайной. Существование такой связи хоть и равносильно отсутствию глубинной, закономерной и устоявшейся зависимости, но все же свидетельствуют о какой-то организации членов толпы. Именно поэтому нельзя назвать истинной толпой скопление людей в общественном транспорте. Тут кроме физической непосредственной близости нет ничего, что могло бы именно объединить людей в общность.
Толпа хоть и времена по составу, но многочисленные источники свидетельствуют о том, ч то после распада она может вновь восстановиться –в этом проявляется динамизм ее активности. В.В.Привалова указывает на то, что в ходе исследований все более выясняется, что толпа может существовать достаточно долго как «потенциальная общность», когда она представляет собой как бы конгломерат индивидов с определенными интересами, но не осуществляющими взаимодействием друг с другом. Подобное состояние исследовательница называет латентным уровнем толпы. «Потенциальная толпа» может существовать значительное время, в которое происходит процесс ее дальнейшего формирования с выработкой ценностей установок, определяющих возможные способы и методы разрешения проблемы.
Таким образом, толпа-это относительно кратковременное, слабоорганизованное и бесструктурное скопление (сборище) множества людей, связанное между собой общим эмоциональным состоянием, объектом внимания. осознаваемой или неосознаваемой целью и обладающее огромной( несоизмеримой с индивидуальной) силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг дезорганизовать их поведение и деятельность.
Трудность исследования особенностей и характеристик этого феномена связана, прежде всего, с тем, что сама природа толпы и ее свойства почти не поддаются фиксации и описанию, трудноуловимы для изучения.
1.2 Виды толпы.
Толпа является весьма специфическим явлением. По типу доминирующей эмоции и особенностям поведения исследователи выделяют несколько видов толпы.
Наиболее простым и
Другой вид толпы конвенциональ
Третьим видом толпы является экспрессивная толпа , отличающаяся особой силой массового проявления эмоций и чувств (любви, радости, грусти, печали, горя, негодования, гнева, ненависти и т. д.). Обычно является результатом трансформации случайной или конвенциональной толпы, когда людьми в связи с определенными событиями, свидетелями которых они стали, и под воздействием их развития овладевает общий эмоциональный настрой, выражаемый коллективно, часто ритмически. Экспрессивной толпой является футбольные болельщики, скандирующие лозунги, участники политических митингов и демонстраций, выражающие свою поддержку политике правящего режима или протест.
В некоторых ситуациях
Все три вида относятся к пассивным. В связи с этим следует отметить, что первые понятия пассивности и активности в характеристику толпы ввел ученый русский ученый Д. Д. Бессонов, предлагавшей в своем диссертационном исследовании «Массовые преступления в общем и военно-уголовном праве» рассматривать толпу как выжидательную (пассивную) и действующую (активную). Действующую толпу, имеющую ярко выраженный эмоциональный заряд различной направленности, большинство исследователей рассматривает как наиболее важный вид толпы, учитывая социальную опасность некоторых ее под видов.
Наиболее опасной считается агрессивная толпа, скопление людей, стремящихся к уничтожению, разрушению и даже убийству. При этом не имеют рациональной основы для своих действий и, находясь в состоянии фрустраций, часто направляют свой слепой гнев на совершенно случайные объекты.
В толпе люди опускаются до примитивного состояния, которое характеризуется иррациональным поведением доминированием бессознательных мотивов, подчинением индивида коллективному разуму или «расовому бессознательному».
Качества, обнаруживаемые индивидом в толпе, является проявлением бессознательного, котором содержится все зло человеческое: сносится, обессиливается психическая надстройка, столь различно развитая у отдельных людей, и обнажается бессознательный фундамент, у всех одинаковый…
Другой вид является паническая, т.е. Скопление людей охваченной чувством страха стремлением избежать некой воображаемой или реальной опасности. Паника-это социально-психолгический феномен проявления группового аффекта страха.