Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 12:06, реферат
Особенности мужчин и женщин это- Эмоции - довольно кривое зеркало, отражающее не столько свойства объективного мира как он есть, сколько пристрастность отношения к миру для меня. В этой пристрастности реализуется функция регуляции, побуждения и смыслообразования, происходит презентация эмоциями мотивов и потребностей Человека. Подобная связь позволяет сформировать репертуар способов овладения, ведь если эмоциями невозможно управлять прямо, то это можно делать опосредствованно - через объект, потребность, знак и пр.
Введение……………………………………………………………………………………………. ....2
1.Поведенческие стратегии мужчин и женщин в различных жизненных ситуациях………3
2.Женщина и Мужчина: два пути к одной цели………………………………………………….7
3. Эмоции в воспитании детей………………………………………………………………………7
4. Психофизиологические особенности мужчин и
Жещин…………………………………………………………………………………………………9
5 Взгляды на эмоциональность как особенность………………………………………………10
человека с позиции психологии
6. Психология "женщина+мужчина"……………………………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………………………………20
Список Литературы……………………………………………………………………………….21
...Однако та
все равно расстроена - и мужчине
очень трудно слушать ее, потому
что предложенное им решение
отвергнуто и он чувствует
себя бесполезным. Он даже не
представляет, что может оказать
поддержку просто интересом и
сочувствием. Он не знает о
том, что на Венере разговоры
о проблемах не являются
Стратегии достижения цели. А. Монтуори (A. Montuori, 1989) отмечает, что мужское отношение к окружающему миру характеризуется напористостью, самоуверенностью, ориентацией на самоконтроль. Для того чтобы отделиться от мира, необходимо манипулировать кем-то из окружения, убеждаясь, таким образом, в своей независимости. Мужчины в большей степени сосредоточены на задаче, поэтому мужской стиль описывается как аналитический и манипулятивный. Мужская психология сконцентрирована вокруг доминантных, подчиняющих ритуалов и иерархий, где всегда есть победитель и проигравший. Мужчина убежден, что стоять на вершине ситуации - необходимое условие для выживания. Эта установка не признает альтернативы партнерского стиля, свойственного женской психологии.
Эти различия в
мужской и женской психологии
отметил еще Мак-Клеланд (1975), обнаруживший,
что для девочек взаимодействие
и взаимозависимость с
Не случайно поэтому сложилось мнение, что мужчины более самолюбивы, чем женщины. Вот какие занятные размышления по этому поводу имеются в книге Д. В. Колесова и Н. Б. Сельверовой (1978): "Женщина может быть умнее и способнее многих мужчин и прекрасно это сознавать, но ей хочется (это психологическая потребность), чтобы конкретный ее избранник был все же по этим признакам выше ее, хотя бы немного. Во всяком случае, никакая женщина ничего против этого не имеет, в отличие от мужчины. И если какая-либо женщина умнее своего мужа, то скорее ей приходится быть умнее, чем она специально стремится к этому.
...Если для
мужчины достижение или успех
другого человека обычно
В результате этого,
при прочих равных условиях, женщина
уступает или склонна уступать мужчине
пальму первенства, и может создаться
впечатление, что у мужчины есть
для этого реальные основания. Поэтому
необходимо различать ситуацию, когда
женщина должна решить какой-то вопрос
в присутствии мужчины или
надеясь на его содействие и когда
она вынуждена действовать
Не правда ли,
женщина выступает в
Возрастные изменения стратегий поведения. Начиная с К. Юнга, некоторые ученые высказывают предположение, что стили совладающего поведения у мужчин и женщин с возрастом изменяются по-разному. Мужчины в старости переходят от активного стиля к пассивному. После того как они почти всю жизнь несли ответственность за других, содержали семью и принимали решения, они, вероятно, чувствуют себя вправе выразить всю сложность своей личности, включая и те ее черты, которые принято считать женскими. Чем старее они становятся, тем больше продвигаются от активного к пассивному стилю, названному Д. Гутманном (D. Gutmann, 1975) "магическая власть"; при этом стиле они отбивают атаки реальности с помощью множества приемов, таких как проекция и искажение. Женщины с возрастом начинают в большей мере проявлять "мужские" черты: властность, агрессивность и практичность.
По данным А. К. Канатова (2000), мужчины обладают более гибким поведением, чем женщины (табл. 3). Правда, с возрастом это различие уменьшается.
Таблица3. Гибкость поведения мужчин и женщин, баллы
Пол | До 25 лет | 26-40 лет | 41-55 лет | Старше 55 лет |
Мужчины | 5,5 | 5,1 | 4,3 | 3,7 |
Женщины | 5,0 | 4,4 | 4,0 | 3,5 |
Стратегии поведения мужчин и женщин в роли покупателей. Как отмечают И. А. Дуберштейн и Э. Э. Линчевский (1980), для большинства покупателей-мужчин характерно стремление не показаться мелочными, побыстрее принять решение, они придают большое значение приветливости продавца и чувствуют себя обязанными, если им была оказана помощь при выборе товара. Женщины дольше выбирают, чаще возражают, лучше, чем мужчины, разбираются в моде, поэтому их обслуживать труднее.
Возможно, большая покладистость мужчин в роли покупателей вызывает ответный отклик у продавцов и делает их тоже более покладистыми в торгах с мужчинами, а не с женщинами. Например, Дж. Айрз (J. Ayres, 1991) установил, что машины были проданы 90 дилерами дешевле мужчинам, чем женщинам.
Женщина обычно заведует семейным бюджетом и значительно свободнее, чем мужчина, расходует деньги не только на то, что ею намечено заранее, но и на товары, покупка которых не входила в ее непосредственные планы.
По данным английских психологов, необходимость стоять в очереди приводит большинство мужчин в ярость. При покупке вещи мужчины в основном обращают внимание на ее практичность, удобство, а женщины - на стиль, модность
2. Женщина и Мужчина: два пути к одной цели
Женщины и мужчины - существа разные. И эта разница настолько существенна, что в отличие от любых других особенностей, по которым общество классифицируют отдельных своих членов - национальность, религия, политические убеждения, социальное положение, видна невооруженным глазом. Тем не менее, для подавляющего большинства и женщин и мужчин смысл и цель жизни сводятся к простым, но не всегда достижимым понятиям: безопасность, достаток, гармония в семье, - то, что обычно называется нормальной (счастливой) жизнью. Возможно, что когда-то мужчины и женщины шли к достижению этой цели одним путем, но вот уже несколько тысячелетий пути эти - разные.
Трудно определить, как и когда их дороги разошлись, почему половина человечества, определившая себя “сильной”, избирала и продолжает избирать в ряде случаев путь экспансии, направленной на “слабую” половину. Этому также способствовал расцвет новых религий, в которых женщинам отводится подчиненное место.
3. Эмоции в воспитании детей.
поговорить о
6-7-летних детях не как об учениках,
а как о людях, вступающих в
сложную пору своей жизни. Когда
всех окружающих (и родителей, и учителей,
и многих психологов) больше всего
интересуют проблемы, связанные с
твоим обучением, школьными нагрузками,
и они не замечают главной сложности
твоего возраста - а ты тем временем
взрослеешь и незаметно уходишь
из-под маминого крыла.Иногда мамы так
говорят про детей этого
Конечно, сын или дочь не стали меньше любить маму. Просто у детей в этом возрасте развивается та составляющая психики, которая отвечает за соблюдение общественных норм, принятие социальных ролей - за то, что психологи называют социализацией. Ребенок усваивает, что есть он сам по себе - настоящий, но в обществе он может быть совсем другим, и в разных условиях вести себя можно (и нужно!) по-разному. Еще - что мир не черно-белый и не постоянный, он все время меняется: люди все разные, у них меняется настроение, они могут быть хорошими или плохими, и иногда это зависит от его поведения, а иногда - нет. В общем, прежде стабильный мир распадается, отношения усложняются. Для ребенка это источник стресса. Важно, чтобы мама понимала: этот стресс нормален, он обязательно должен сопровождать развитие, но от родителей зависит, пойдет ли он ребенку на пользу или приведет к трудностям школьной адаптации. Итак, на что же надо обратить внимание?
Уже начиная
с 5-6 лет мы часто наблюдаем у
детей регресс к
В этом возрасте у мамы еще есть шанс "разговорить" ребенка - самой проговаривать все переживания, проблемы и ситуации и его тоже научить этому. А если она по дороге домой ограничивается вопросами: "Как дела, что было в саду?", что ребенок может ей ответить? Для него - все было. Да для него один день - как для нас год. Он говорит: "Все нормально" (или что-то в том же духе). И мама вполне удовлетворенная дальше идет молча (а дома три часа говорит по телефону).
В результате такого поведения родителей дети теряют ключ к своей эмоциональности - они не могут ни выразить переживание, ни контролировать и осознавать его. Потому что не умеют использовать речь для выражения своих чувств, всерьез полагают, что слова нужны лишь для манипулирования другими людьми - дай, принеси, отстань.
Дети, не умеющие выражать свои переживания и делиться ими с близкими, чаще болеют, хуже себя ведут: и болезни, и капризы становятся способами показать окружающим, что ребенку плохо. А проходит несколько лет, и к психологу приходит мама подростка: "Он со мной не разговаривает, на все отвечает "нормально". Я не знаю, что его тревожит, о чем он думает".
Когда ребенок выходит во внешний мир (конечно, выход в мир начинается раньше 6 лет, но в этом возрасте социализация делается главной темой развития ребенка), своеобразные эмоциональные "якоря", которые удерживают его в жизни, меняются. До сих пор такими опорами были физическая забота и уход матери, а для ощущения собственной ценности было довольно чувствовать, что "меня любят и мне комфортно".
Теперь опорой, якорем для ребенка постепенно становятся любовь и дружба. Ему важно разделять свои тревоги, страхи, неуверенность, надежды с другими людьми, а ощущение собственной ценности складывается теперь из следующего: "Я кое-что значу в этом мире: я могу быть среди людей и сохранять свое Я".
В подростковый
период происходят изменения в самых
различных сферах психики ребенка.
Выдающиеся отечественные психологи
Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович
отмечают, что одним из главных
новообразований данного
4. Психофизиологические особенности мужчин и женщин
Психоаналитическая
теория основную роль в половой дифференциации
приписывает биологическим
К.Хорни полагала, что зависть мужчинам,
неудовлетворенность своей ролью проявляется
у многих женщин. Это приводит к формированию
"комплекса маскулинности", который
помогает им справляться с чувством вины
и тревоги. В дальнейшем она рассматривала
и зависть, и неудовлетворенность как
следствие преимущественного положения
мужчин в современном обществе и влияние
социального окружения.
Представление о неполноценности женской
роли, считал А.Адлер, может вызвать стремление
к сверхмужским целям. Это перекликается
с точкой зрения Джонса, согласно которой
женщины часто развивают идею, что мужчины
не одобряют женственность. Поэтому отождествление
девочки с отцом при попытках избежать
разлуки и отвержения часто приводит к
включению мужских и умалению женских
идеалов. Желание обесценить женщину,
по мнению К.Хорни, возникает у мужчины
вследствие того, что он испытывает бессознательную
зависть к ней из-за своей относительно
малой роли в прокреации. У К.Хорни сложилось
впечатление о том, что мужчины имеют сильнейшую
зависть к беременности, деторождению
и материнству, к женской груди и кормлению
грудью. В этом рационализированном виде
проявляется бессознательная мужская
тенденция к обесцениванию женщины [4].
Но его зависть к женщине - одна из основных
движущих сил в формировании культурных
ценностей. Невероятную силу импульса
мужчины к творчеству в любой области,
по мнению К.Хорни, можно объяснить ощущением
им относительной незначительности собственной
роли в сотворении живого существа.
В психодинамическом направлении существуют
разные точки зрения на начальную стадию
половой идентификации. Признается в качестве
изначальной как мужская ориентация для
детей обоего пола (фаллоцентрическая
концепция), так и женская (гиноцентрическая
концепция).
Сторонники "новой психологии" вслед
за С.Бем утверждают, что человек, обладающий
только традиционно типичными для того
или иного пола чертами, обречен на неуспех
в реальной жизни. Андрогиния, предполагающая
сочетание мужских и женских психологических
качеств в одном индивиде, способствует
достижению успехов в различных сферах
жизнедеятельности. Андрогенный тип оказался
не только самым успешным, но и самым распространенным.
Согласно теории социальных ожиданий,
поведение человека определяется не только
биологическим (хромосомным, гормональным),
врожденным полом, но во многом и полом
психологическим, социальным, который
усваивается прижизненно под влиянием
поло-ролевых и социальных ожиданий.
Теория социального научения при рассмотрении
формирования психического пола и поло-ролевых
стереотипов исходит из принципа обусловливания,
т.е. подражания ребенка моделям поведения
родителей и подкрепления ими его соответствующего
поведения. Теория когнитивного развития
(Л.Колберг) главным в половой социализации
признает познавательную информацию,
которую ребенок получает от взрослого,
и понимание им своей половой принадлежности.
Большое влияние на поло-ролевое поведение
оказывают и воспитательные цели общества.
В США цели воспитания носят явно маскулинный
характер, так как поощряется независимость
и самостоятельность, что ведет к формированию
у женщины таких традиционно мужских качеств,
как конкурентность, сверхактивность,
доминирование. В СССР поощрялись явно
фемининные качества: ориентация на других,
аффилиативные и экспрессивные тенденции.
На маскулинные и фемининные ориентации
оказывает влияние вид профессиональной
деятельности. "Мужская работа" (служба
в армии, полиции и т.п.) усиливает маскулинную
ориентацию женщин, как и работа вообще,
"женская работа" способствует фемининной
ориентации мужчин.
Отмеченные ориентации находятся и под
воздействием воспитания в семье. На формирование
психологического пола ребенка оказывают
влияние братья и сестры, порядок его рождения:
старшие дети в семье чаще становятся
лидерами, и у сверстников, у старших дочерей
может проявляться агрессивность, враждебность,
стремление к контролю.
Психологический пол испытывает зависимость
и от индивидуальных особенностей личности,
характера, темперамента, способностей,
развития эмоционально-волевой сферы,
функциональной асимметрии мозга, интеллекта.
Таким образом, содержание мужской и женской
парадигмы пола имеет не только биологическую,
но и психологическую обусловленность.