Поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:21, доклад

Описание

ПОВЕДЕНИЕ - присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью; целеориентированная активность живого организма, служащая для осуществления контакта с внешним миром. Термин применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, группы социальной).

Содержание

Поведение как психологический феномен.
Врожденное и приобретенное в поведении.
Эволюционная теория. Биологические основы поведения.
Физиология поведения. Развитие психики и поведения.
Становление поведения предметом психологического исследования. Бихевиоризм: концепции и персоналии.

Работа состоит из  1 файл

ПОВЕДЕНИЕ.docx

— 47.33 Кб (Скачать документ)

ПОВЕДЕНИЕ - присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью; целеориентированная активность живого организма, служащая для осуществления контакта с внешним миром. Термин применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, группы социальной). В основе поведения лежат потребности организма, над коими надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из среды гомогенной в предметную, а затем социальную. К фактам поведения относятся:

1) все внешние проявления  процессов физиологических, связанных  с состоянием, деятельностью и  общением людей - поза, мимика, интонации  и пр.;

2) отдельные движения  и жесты;

3) действия как более  крупные акты поведения, имеющие  определенный смысл;

4) поступки - еще более  крупные акты, как правило, имеющие  общественное, социальное значение  и связанные с нормами поведения,  отношениями, самооценкой и пр.

Чем выше подниматься по эволюционной лестнице, тем более  стереотипное поведение замещается приобретенным. Для понимания биологической предистории специфически человеческих форм поведения чрезвычайно; важны сведения об инстинктах животных, а также о языке и общении животных и об использовании ими орудий.

Согласно С. Л. Рубинштейну, поведение - это особая форма деятельности: она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного  плана переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения  реализуются при посредстве предметных). Поведение человека имеет природные  предпосылки, но в основе его - социально  обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами  деятельность, типичная форма коей - труд, а атрибут - общение.

Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений  с группами, членом коих он является; от норм групповых, ценностных ориентации, ролевых предписаний. Неадекватность поведения отрицательно сказывается  на межличностных отношениях; она  выражается, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении  вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программ поведения Главное в поведении - отношение к моральным нормам. Единица анализа поведения - поступок.


В самом широком плане поведение  можно подразделить на два типа: врожденное и приобретенное, но между  ними нет четкой границы, и большинство  поведенческих реакций высших организмов, несомненно, содержит элементы того и  другого типа.

Врожденным поведением называются такие формы поведения, которые генетически запрограммированы и которые практически невозможно изменить.

Приобретенными (в результате научения) называют все формы поведения, которые формируются как результат индивидуального опыта живого организма.

В принципе животному выгодно обладать как врожденными, так и приобретенными формами поведения. Преимущество врожденного  поведенческого акта, например отдергивания руки от огня, заключается в том, что он реализуется очень быстро и всегда безошибочно. Это существенно  снижает вероятность фатальных  ошибок, которые могло бы допустить  животное, если бы ему приходилось  учиться избегать огня или затаиваться, когда поблизости находится хищник. Кроме того, врожденное поведение  избавляет от необходимости затрачивать  время и энергию на научение. В  осуществлении врожденных форм поведения  задействованы низшие отделы нервной  системы.

Приобретенные формы поведения  имеют свои преимущества. Они могут  со временем модифицироваться при изменении  условий окружающей среды.

Врожденные формы поведения  развивались и совершенствовались на протяжении многих поколений путем  естественного отбора, и главное  их приспособительное значение состоит  в том, что они способствуют выживанию  вида. К врожденным формам поведения  относятся безусловные рефлексы и инстинкты. 

Безусловные рефлексы (видовые рефлексы) – относительно постоянные, стереотипные, врожденные, генетически закрепленные реакции организма на внутренние и внешние раздражители (стимулы), осуществляемые при участии центральной нервной системы.

Для осуществления врожденных рефлексов  организм имеет готовые рефлекторные дуги. Безусловные рефлексы осуществляются спинальными или черепно-мозговыми  рефлекторными дугами. Их центры расположены  в спинном мозге и в стволовой  части головного мозга, т.е. в нижних отделах ЦНС. Для их осуществления  необязательно участие коры полушарий  большого мозга. Важная роль в механизме  безусловных рефлексов принадлежит  обратной связи – информации о  результатах и степени успешности совершенного действия.

Благодаря безусловным рефлексам  сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство внутренней среды и происходит размножение. Безусловные рефлексы лежат в  основе всех поведенческих реакций  животных и человека.

Единой общепринятой классификации  безусловных рефлексов нет. Так, Н.А. Рожанский на основании электрической стимуляции подкорковых структур выделил 24 безусловных рефлекса и разделил их на следующие шесть групп:

– рефлексы общей активности; 
– обменные рефлексы; 
– рефлексы межвидовых отношений; 
– рефлексы продолжение вида и размножения; 
– экологические рефлексы (исследовательский, миграционный и др.); 
– неповеденческие рефлексы (болевой, терморегуляторный и др.).

В соответствии с характером действующего раздражителя И.П. Павлов различал такие виды безусловных рефлексов, как:

– пищевые (глотание, сосание и т.п.); 
– половые («турнирные бои», эрекция, эякуляция и т.п.); 
– защитные (кашель, чихание, мигание и т.п.); 
– ориентировочные (настораживание, прислушивание, поворот головы к источнику звука и т.п.) и др.

Осуществление всех этих рефлексов  обусловлено наличием соответствующих  потребностей, которые возникают  в результате временного нарушения  гомеостаза организма или в результате сложных взаимодействий с внешним  миром. Поэтому можно полагать, что  возникновение внутренней потребности  фактически является условием реализации безусловного рефлекса и в определенном смысле его началом.

Инстинкты и их характеристика

Инстинкт (от лат. instinctus – побуждение) – это сложная врожденная форма поведения, возникающая в ответ на определенные изменения окружающей среды и имеющая большое значение для выживания организма.

Инстинкты специфичны для  каждого вида и отличаются от простых  безусловных рефлексов степенью сложности. Это целая цепочка  последовательно связанных друг с другом рефлекторных актов. Примерами  инстинктов у животных являются постройка  птицами гнезд, плотины бобрами  и др.

У только что родившегося  ребенка легкие еще не действуют. Когда связь с материнским  организмом прерывается, в крови  новорожденного начинает накапливаться  углекислый газ. Он воздействует на дыхательный  центр продолговатого мозга и  вызывает инстинктивный вдох. Ребенок  начинает дышать самостоятельно. О  начале дыхания говорит первый крик ребенка. В этом инстинкте проявилась такая цепочка врожденных рефлексов: рождение --> СО--> вдох --> крик.

Таким образом, инстинктивное  поведение генетически запрограммировано, и его практически нельзя изменить. Оно обеспечивает организм набором  готовых поведенческих реакций, что позволяет экономно использовать нервные клетки.


ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ

1) в физиологии: теория учащая, что тела сами собою размножаются и что в первозданных существах заключались зародыши всех их потомков. 2) учение о прогрессивном развитии форм.

Эволюцио́нное уче́ние (также эволюционизм и эволюционистика) — система идей и концепций в биологии, утверждающих историческоепрогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих ее биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции вселенной. Первые эволюционные идеи выдвигались уже в античности, но только труды Чарлза Дарвинасделали эволюционизм фундаментальной концепцией биологии. Хотя единой и общепризнанной теории биологической эволюции до сих пор не создано, сам факт эволюции сомнению ученых не подвергается, так как имеет огромное число прямых подтверждений.

Прежде всего, человек  своими корнями прочно уходит в биосферу и является одним из ее многочисленных естественных созданий. Процесс антропогенеза  завершился вместе с прекращением видообразования  человека. С этого времени заканчивается  и действие группового отбора как  ведущего фактора эволюции человека. Отныне все развитие человека обусловлено  социальной эволюцией, в основе которой  лежит развитие интеллекта и целесообразной деятельности. С появлением «человека  разумного» генетическая информация утратила свое главенствующее значение, она  замещается социальной информацией. 
Тем не менее, врожденные программы или инстинкты играют существенную роль в поведении человека. Собирательство, страсть к охоте, тяга к земле, расовая и национальная неприязнь, инстинкт собственности, ложь, воровство, консерватизм, страхи имеют инстинктивную природу. Равно как и любовь к родине, любовь к собакам и природе, любовь к детям и родителям, потребность учиться у старших, импринтинг, игры и потребность в игрушках, потребность иметь дом. Эти программы в своем функционировании не сталкиваются с разумом, а мирно с ним сосуществуют. 
Однако существуют и другие врожденные программы, осуществление которых жестко сдерживается разумом. Это каннибализм, агрессивность, иерархия.  
Поведение детей и подростков в большой степени обусловлено действием врожденных программ. Групповые «пошумелки». Клубы, банды, выделяющееся поведение роднят их с подростками других представителей животного мира. 
Одним из самых ярких примеров реализации врожденных программ у человека является его половое поведение. Брачные отношения предков человека отличалось разнообразием, нашедшим отражение и в брачном поведении современных людей.  
Человека также обладает набором врожденных программ, позволяющих вступать друг с другом в экономические отношения – захват и удержание блага, отнятие силой, отнятие «по праву доминанта», похищение, попрошайничество и обмен. Мы ограничены в выборе форм взаимоотношений нашим генетическим багажом, поэтому построение идеального общества невозможно в принципе.  
Мораль, культура, искусство и даже религия также имеют в своей основе врожденные программы. 
Кроме эгоистических программ, способствующих выживанию индивида, у человека есть и альтруистические программы, способствующие выживанию всего вида – уважение и уход за старшими, ободряющие и умиротворяющие объятия, улыбка.  
Кривая роста численности за последние 3 тысячи лет позволяет сделать вывод, что население Земли растет экспоненциально. Человек нарушил равновесие биосферы, которая, будучи саморегулирующейся системой, стремится вернуть численность людей к дозволенному уровню. Самым естественными, простыми и безвредными способами сокращения численности являются урбанизация и эмансипация женщин.

ТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТ

Для того чтобы правильно понять процесс психического развития, необходимо теперь раскрыть его основное содержание. Можно сначала в самой общей  форме сказать, что сущность психического развития заключается в развитии всё новых форм действенного и  познавательного отражения действительности; переход к высшей ступени всегда выражается в расширяющейся возможности  познавательного и действенного проникновения в действительность. Это проникновение во внешнее  объективное бытие неразрывно связано  как с оборотной своей стороной с развитием внутреннего психического плана деятельности. В этом проявляется  первая существенная общая тенденция  психического развития.

Всякий организм, будучи некоторым  целым, выделяется из окружающего, и  всякий вместе с тем связан с окружением. Каждая психическая функция и  каждый акт поведения всегда является внутренне противоречивым единством  выделения индивида из среды и  связи его с ней. В ходе психического развития индивид всё более выделяет себя из действительности и всё больше связывается с ней, — связывается, выделяясь. Переходя ко всё более  высоким формам отражения — от Сенсорной Дифференцировки энергии какого-нибудь внешнего Раздражителя к восприятию предмета Или Ситуации И от него к Мышлению, познающему бытие в его связях и взаимоотношениях, индивид всё более выделяется из ближайшего окружения и всё глубже связывается со всё более широкой сферой действительности.

В ходе развития психики, по мере перехода к высшим её ступеням, прогрессирует  не выделение субъекта из окружающего  за счёт его связи с ним и  не связь за счёт выделения, а и  связь, и выделение. Ступеньки психического развития — это ступеньки и  выделения и связи, всегда представленных в каждом акте индивида во внутренне противоречивом единстве.

Концепции психического развития, которая  видит его сущность во всё более  глубоком отражении и изменении  действительности, противостоит теория, усматривающая сущность психического развития в использовании символов, знаков, в том, что на высших ступенях развития вводятся знаки и оперирование предметами, вещами заменяется операциями над их заместителями. Человек пользуется знаками, животное не пользуется ими, —  в этом, с точки зрения этой теории, основное различие между ними (Э. Кассирер, А. И. Делакруа и др.).

Отправной точкой для этой теории служит то бесспорно верное положение, что в развитии психики человека весьма большую роль играет речь. Однако эта теория не способна дать сколько-нибудь полного научного объяснения развитию. Она не учитывает того, что, выводя психическое развитие из речи, необходимо объяснить развитие Самой речи. Речь не развивается «сама из себя»; она возникает и развивается на определённой основе — на основе труда и в единстве с мышлением.

Информация о работе Поведение